Русский язык
-
"Основные виды СПП с двумя или несколькими придаточными и пунктуация при них" по методике КСО "Коллективно-творческое сотрудничество" 2009
Через эвристическую методику КСО учащиеся знакомятся с СПП с несколькими придаточными, учатся отличать союз от союзного слова, развивают навыки выступления перед аудиторией, навыки работы с текстом.
-
Урок русского языка в 5-м классе "Путешествие по городу. Имя существительное (повторение изученного)" 2009
На уроке русского языка класс делится на три группы, которые отправляются в путешествие по городу Имя существительное. В ходе этого путешествия учащиеся двигаются по определенному маршруту и выполняют ряд заданий, которые оцениваются учителем и его помощником. От того, насколько успешно будут выполнены эти задания, и зависит итоговая оценка, которую получит группа.
-
Урок-конференция по книге В.Железникова "Чучело". «Уроки жизни, уроки доброты» 2009
Есть книги, которые воспитывают лучше учителей и родителей. К таким книгам я отношу повесть В.Железникова "Чучело". Вот где можно учебное связать с земными, текущими проблемами, бороться за нравственность, ведь важно не только как работает ученик, сколько он знает, но и то, сколько правды ему сказали, насколько он стал лучше, добрее, насколько приблизился к жизни, какие выводы сделал для себя. Урок внеклассного чтения по повести В.Железникова можно проводить в 5-7-х классах, когда очень важно научить ребят отличать истинные ценности от ложных.
-
Интегрированный урок по развитию речи, музыке и живописи в 9-м классе. Подготовка к сочинению — описанию картины. "В.М. Васнецов — «истинный богатырь русской живописи»" 2009
Мы построили урок подготовки к сочинению - описанию картины как урок-экскурсию по картинам В.М. Васнецова. Урок-экскурсия сопровождается музыкальными характеристиками к картинам художника. Деятельностный подход обеспечит самостоятельную творческую деятельность обучающихся. А определение общего впечатления музыкальных и художественных образов позволит не просто расширить и углубить представление о творчестве В.М. Васнецова, но и перевести действия ученика от внешних к внутренним.
-
Урок-игра. Повторение изученного по теме "Глагол", 6-й класс 2009
Урок-игра по русскому языку с повторением изученного о глаголе; усовершенствование навыков правописания и употребления глаголов в речи.
-
Урок по русскому языку в 4-м классе с использованием интерактивных методов обучения на тему "Прямая речь. Постановка знаков препинания при прямой речи" 2009
Урок русского языка вводит понятие прямой речи и правила ее написания, закрепляет пройденные прежде материалы с помощью совместной словарно-орфографической работы на перфокартах. Обучает взаимопомощи в работе, самооценке знаний.
-
Урок русского языка по теме "Сложноподчиненные предложения", 9-й класс 2009
Урок построен по системе развивающего обучения. С этой же целью используется компьютерная презентация, раздаточный материал в виде буклетов и карточек. Использование текстов из творчества В.Высоцкого позволяет осуществлять межпредметные связи, реализовывать принцип деятельностного подхода, расширять кругозор учащихся, прививать любовь к творчеству поэта. Исследовательская работа формирует навыки учащихся в исследовательской деятельности, самостоятельной работе, готовит к сдаче ЕГЭ.
-
Урок-практикум по русскому языку и культуре речи 2009
Работа включает 12 заданий практического характера, перед выполнением каждого задания предлагается теоретический вопрос. В ходе урока даются упражнения на закрепление орфоэпических, морфологических и синтаксических норм в употреблении глаголов, причастий и деепричастий.
-
Подготовка к ЕГЭ. Урок-практикум в 5-м классе "Разбор простого предложения" 2009
Как помочь современному школьнику стать грамотным? Как воспитать любовь и бережное отношение к родному языку? Эти актуальные вопросы требуют своего разрешения, заставляют искать новые, более результативные пути организации учебного процесса. Предлагаемый урок относится к типу «Соединение теории и практики», точнее, урок-исследование. Занятие ведется по методу «малых групп»; весь урок строится на этапном повторении пройденного материала с применением практических навыков; путь решения очередной задачи выбирают сами учащиеся, что создает ситуацию успеха.
-
Урок-путешествие по русскому языку "Повторение изученного об имени существительном", 6-й класс (второй урок) 2009
На занятии учащиеся проверяют и совершенствуют свои знания по русскому языку и параллельно знакомятся с традициями празднования Нового года в разных странах. Данный урок традиционно проводится в середине декабря, поэтому для него выбрана форма заочного путешествия по странам Европы.
-
Развитие творческих способностей на уроках русского языка 2009
Развитие творческих способностей есть один из способов мотивации учащихся в процессе обучения. Мы живем в век научно-технической революции, и жизнь во всех ее проявлениях становится разнообразнее и сложнее; она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности мышления, быстрой ориентировки, творческого подхода к решению больших и малых задач. Человеку с творческим складом ума легче не только сменить профессию, но и найти творческую "изюминку" в любом деле, увлечься любой работой и достичь высокой производительности труда.
-
Добрая старая сказка "Репка" на новый лад 2009
Дети очень любят, когда на урок приходят герои любимых сказок. Им очень нравится участвовать в них. Я предлагаю инсценировку сказки "Репка" на новый лад на уроках. Эту сказку можно использовать и во внеклассной работе, где дети встречаются с устным народным творчеством.
-
Урок русского языка в 6-м классе по теме "Лексика. Синонимы, антонимы, омонимы, паронимы" 2009
Урок русского языка в 6-м классе, на котором учащиеся знакомятся с новыми для себя понятиями: синонимы, антонимы, омонимы, паронимы. Данные лингвистические понятия вводятся с помощью различных знаков и символов. Предлагаемый материал может быть использован и в других классах (7, 8) при повторении темы "Лексика" в начале учебного года.
-
Употребление форм имен существительных 2009
Урок включен в систему занятий элективного курса в 10-м классе "Лексическая и грамматическая стилистика". Цель урока - изучение и освоение наиболее трудных форм имен существительных в именительном и родительном падеже множественного числа.
-
Путешествие в страну Глаголию, 5-й класс 2009
Урок-путешествие проводится в 6-м классе по программе "Школа-2100". Он знакомит учащихся с лексическим богатством языка, демонстрирует богатые лексико-семантические возможности глаголов как части речи, показывает ученикам на примерах отрывков из художественного текста разнообразие оттенков значения глаголов и возможности их употребления, учащиеся сами пробуют создавать мини-тексты, употребляя глаголы разного значения.
-
Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте 2009
В данном уроке использованы разнообразные методы, которые позволяют вызвать интерес к уроку, придать ему творческий характер, а это отвечает личностным интересам учащихся; воспитывать чувства сострадания к окружающим, так как урок построен на материале, посвящённом доброте и милосердию, именно эти понятия положены в основу всех представленных словосочетаний, предложений и текста.
-
Урок обобщающего повторениия по теме "Причастие" 2009
Разработана система нетрадиционных уроков, за основу была взята форма грамматической сказки. Начиная с первого урока, на этапе объяснения нового материала рассказывалась определенная, соответствующая теме, часть сказки о причастии (причем, одновременно повторялись постоянные и непостоянные признаки глагола и прилагательного, правила слитного и раздельного написания НЕ с данными частями речи, Н и НН в суффиксах прилагательных).
-
Подготовка к творческой работе с предварительным анализом текста К.Г. Паустовского 2009
Основную идею урока можно выразить словами известных писателей. "Перед вами громада - русский язык! Наслаждение глубокое зовет вас, наслаждение погрузиться во всю неизвестность его и изловить чудные законы его", - писал Н.В. Гоголь. Учить детей погружаться в "чудные законы" языка, развивая навыки анализа текста, формируя эстетический вкус и приобщая учащихся к творчеству русских писателей, — главное на уроке.
-
Практикум по русскому языку и культуре речи "Русский язык и ИКТ" 2009
Данный проект помогает учащимся овладеть языком изучаемого предмета, терминологией и фразеологией, языком науки с учетом его разновидностей (строго научный стиль, научно-популярное изложение). Итогом работы должно стать осознание учеником себя как языковой личности; осознание того, что грамотность, культура речи - это не только сохранение традиций, но и залог личной успешности.
-
Электронный контрольно-обобщающий урок по теме "Причастие". 7-й класс 2009
Электронный урок нацелен на обобщение и систематизацию знаний по теме "Причастие". Проверка прочности знаний проводится с использованием ИКТ. В уроке сочетаются различные дифференцированные задания (от простого к сложному).
-
Авторская программа курса "Законы русской орфографии" 2009
Темы, связанные с орфографией, всегда представляют сложность для учащихся. Курс "Законы русской орфографии" поможет учащимся 7-х классов систематизировать орфографические правила и на их основе выработать и совершенствовать орфографическую грамотность.
-
Обобщающее повторение по теме "Текст. Стили речи и типы текстов" при подготовке к ЕГЭ 2009
Урок обобщает теоретические сведения о стилях и типах текстов в русском языке; совершенствует навыки применения алгоритма - логической последовательности действий при определении стиля и типа текста; дает возможность учащимся самостоятельно работать с предложениями различного синтаксического строения; содействует развитию у школьников умений анализировать, синтезировать, сравнивать, находить орфограммы по определенному признаку; развивает умение работать выборочно; воспитывает бережное отношение к слову, прививает навыки вдумчивого чтения и умения аргументированно высказывать свою точку зрения.
-
Повторение по теме "Имя прилагательное" 2009
Урок является примером целостной дидактической системы с четкой структурой, начиная с главной дидактической цели урока и заканчивая рефлексией учащихся. Серьезное внимание уделено взаимодействию учащихся, их само- и взаимооцениванию, дифференцированному подходу. Урок посвящен Дню снятия блокады Ленинграда. Использование дополнительной информации и применение ИКТ позволили обобщить и систематизировать материал по теме, повысить интерес учащихся к предмету.
-
Урок развития речи в 5-м классе. Подготовка к сочинению "Мой любимый цветок" 2009
Чтобы учащимся 5-го класса написать сочинение, необходимо научить их составлению сложного плана текста; познакомить с литературоведческими понятиями (эпитет, олицетворение); совершенствовать навыки морфемного разбора, толкования лексического значения слова. Для развития эмоционального мира детей и формирования эстетического вкуса используются слайды и музыка. На уроке проведен анализ литературных текстов, позволяющий говорить учащимся о таких качествах, как доброта, милосердие, взаимопомощь, забота о ближнем.
-
Открытый урок "Морфологический разбор причастия" 2009
Учащиеся знакомятся с порядком морфологического разбора причастия и продолжают работу по овладению орфографическими умениями и навыками.
-
Открытый урок русского языка в 6-м классе по теме "Неопределенные местоимения" (по программе М.М. Разумовской) 2009
Урок разработан с использованием информационных технологий при объяснении нового материала. На уроке ведется работа с опорным конспектом, раздаточным материалом. Используется диск "Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки русского языка. 6-й класс". Урок знакомит учащихся с особенностями неопределенных местоимений, учит определять признаки местоимений и употреблять неопределенные местоимения в речи.
-
Открытый урок русского языка в 10-м социально-гуманитарном классе 2009
Публицистический текст стал базовой информацией. Учащиеся определяют проблематику текста, его идею, стиль речи, приемы организации речи, подчеркивают, что предложения с однородными членами, которые они использовали, позволили сообщить содержательную и живую информацию по текстовой теме урока.
-
Элективный курс по русскому языку "Социолингвистика: как язык зависит от общества" 2009
Является ли язык простым набором словесных знаков для обозначения предметов и явлений внешнего мира? Связаны ли между собой развитие языка и общества? Таят ли слова в себе большие возможности, нежели простое наименование вещей и событий? Всегда ли мы бережно относимся к сказанному? Элективный курс "Социолингвистика: как язык зависит от общества" позволит учащимся понять, как изменения в структуре общества отражаются на изменениях структуры языка, выявить место языка в жизни человека и истории человечества - в смене общественных формаций, развитии культуры, религии, школы. Программа интегрированного лингвистического курса рассчитана на учащихся 10-11-х классов гуманитарного профиля, предполагающих впоследствии стать филологами, журналистами, юристами, специалистами в области библиотечного дела, культуры, работниками социальной сферы.
-
Урок русского языка в 5-м классе по теме "Правописание -ы-и- после -ц-" 2008
Задания, предлагаемые ученикам, имеют творческий характер и ориентированы на самостоятельное выполнение. Задания подобраны с постепенным наращиванием трудностей и позволяют организовать работу так, чтобы учебной деятельностью были охвачены все ученики. Данный урок может быть использован учителем при работе по программам под редакцией Т.А. Ладыженской, В.В. Бабайцевой и М.М. Разумовской. Представленный конспект урока может быть интересен и молодому учителю, и учителю-стажисту.
-
Роль и место информационных технологий в курсе русского языка и литературы 2008
Внедрение компьютерных технологий на уроках литературы и русского языка позволяет повышать интерес учащихся, развивать творческое мышление, формировать целостное отношение к информационным знаниям и навыкам информационной деятельности, к образованию и самообразованию с использованием информационных технологий.