Цели:
- систематизировать и обобщить знания об имени прилагательном;
- обучать умению трансформировать, дополнять и моделировать текст;
- развивать умение грамотно выражать мысли в устной и письменной формах, использовать прилагательные в качестве изобразительно-выразительных средств;
- воспитывать любовь к родному краю.
- Тип урока: повторение и обобщение изученного.
- Оборудование: маршрутные листы, раздаточный материал, медиапроектор,
- презентация “О край родной, как ты чудесен!”
ХОД УРОКА
- Оргмомент.
- Вступительное слово учителя .
- Сегодня мы с вами совершим небольшую прогулку по окрестностям наших родных мест. Поможет мне в этой маленькой экскурсии имя прилагательное. В пути нам понадобится маршрутный лист (см приложение 1), в котором вы должны отмечать, какие знания показали на остановках.
Чтобы правильно заполнить маршрутный лист вы должны помнить:
- Если вы хорошо знаете учебный материал, не делаете ошибок, значит. нам светит зелёный огонёк, который говорит: “Очень хорошо, вперёд!”
Кружок раскрасьте зелёным цветом.
- Если вы затрудняетесь и делаете ошибки, то светофор, мигая жёлтым глазом, говорит: “Внимание! Внимание!”
Кружок закрасьте жёлтым цветом.
- Вы не знаете правила, допускаете ошибки, тогда тревожно загорелся красный свет: “Стоп!”
Закрасьте кружок красным цветом.
- Итак, в путь.
III. Работа по теме урока.
- Просмотр презентации “О край родной, как ты чудесен!” (см. Приложение 2 )
- Выразительное чтение стихотворения И. Рождественского учителем.
- Беседа по стихотворению.
Где ещё найдёшь края такие,
Хоть пройди полсвета, полземли?
Здесь у нас потоки буревые,
Соболя, пшеницы наливные,
Лиственницы, скалы, хрустали.
Где найдёшь места такие в мире!
Столько птиц и рыбьих косяков
Столько леса, пашен и лугов!
Столько светлой, необъятной шири!
Я себя не мыслю без Сибири,
Без моих родных сибиряков!
- Ребята, смог ли автор передать прелесть нашей земли, её неповторимость?
- Давайте попробуем убрать из текста имена прилагательные. Что изменилось? (текст сухой, нет точности описания. Автор не смог детально описать красоту и неповторимость Сибири, т.к. из текста изъяты красочные прилагательные (эпитеты) )
- Как вы думаете, какова роль прилагательных в тексте? (для точности , яркости, выразительности речи)
4. Творческая работа с текстом в группах (учащиеся самостоятельно трансформируют и дополняют текст).
- Давайте попробуем сами побыть немного в роли поэтов и писателей, передадим красоту и своеобразие нашего края, вставив подходящие по смыслу прилагательные в предложенный вам текст.
Задание: подберите и вставьте вместо точек подходящие по смыслу прилагательные, так чтобы получился текст, передающий красоту и своеобразие наших мест.
На … берегу Енисея в … месте, среди … полей и лесов под … небом расположилось … село Назимово. Природа здесь … . … поля тянутся вдаль. … лентой вьётся … река. Лучи солнца озаряют … отблесками её … поверхность. В … синеве неба парят … птицы. Здесь дышишь … воздухом … трав. … ветерок коснётся их, и они споют … песню о нашей … стороне.
СЛОВА ДЛЯ СПРАВОК (для слабых).
Золотистый, бездонный, бескрайний, спокойный, синий, прозрачный, красивый, душистый, лёгкий, родной, замечательный, сухой, сибирский, старинный живописный, высокий, необъятный, величавый, разнообразный, ровный, великолепный, могучий, зеркальный, чистый.
4. Подведение итогов работы: чтение творческих работ учащимися.
5. Беседа.
- Какова основная мысль текста? (любовь к родному краю)
- Какие изобразительные средства использовались вами для выражения основной мысли? (эпитеты)
Вы хорошо справились с заданием. Оцените себя, заполнив маршрутный лист. А сейчас вспомните, пожалуйста, что такое имя прилагательное
6. Работа в парах (рассказывают друг другу правило).
7. Опрос учителем.
- Что такое имя прилагательное?
- По какому плану строится каждое правило?
8. Заполнение маршрутного листа.
9. Слово учителя. Работа с последним слайдом презентации.
Когда-то давным-давно мимо наших мест проплывал вниз по Енисею на пароходе знаменитый писатель, наш земляк Виктор Петрович Астафьев. Он посетил многие места, впечатления от которых описал в повести “Последний поклон”, и даже побывал у нас в Назимово . И вот что он увидел на нашей пристани .
На берегу, на небольш…м пятачке, шла торговля, небогат…, без зазывов и ора.
Туеса со стеклянно мерцающей смородиной, открытые мешки с кедров… орехом. Голубика и черница тёмн… пеной всплывали из ведер. (…)
Овощи : лук и чеснок с сочн… пером и мелк… корешками, жёлтеньк… репа, ярк… морковки с пышн… ботвой лежали на каменн… плитах. (…) Весь товар был свеж… .
Задание: выписать слова с пропущенными буквами, объяснить орфограммы. (сначала самостоятельно, затем по цепочке). Выполнить синтаксический разбор последнего предложения.
10. Заполнение маршрутного листа.
IV. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА. Рефлексия.
Ребята, вот и подошла к концу наша небольшая прогулка по родным местам и маленькая экскурсия в прошлое.
Какие знания нам пригодились, чтобы совершить нашу экскурсию?
Давайте передадим ваши впечатления в синквейне.
Что такое синквейн?
(Пятистрочное стихотворение
- Первая строка – обозначение темы, чаще одно слово (имя существительное)
- Вторая строка – характеристика темы
- (двумя прилагательными)
- Третья строка – описание действия (три глагола или деепричастия)
- Четвертая строка – отношение к теме (фраза из четырех слов)
- Пятая строка – синоним (метафора) из одного слова, которое повторяет суть темы
Пример:
Небо
Бездонное и безграничное
Притягивает, завораживая, окрыляет
Ну, вот и полетели…
Свобода!)
Прилагательные
Краткие и полные
Дополняют, украшают, уточняют
Без них скучно!
Эпитеты.
V. Домашнее задание.
VI. Выставление оценок.