Тема. Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными и изъяснительными.
Цель урока: закрепить знания о СПП с придаточными определительными и изъяснительными; совершенствовать речевую компетентность и пунктуационные навыки.
Должны знать: 1.Определение СПП.
2.Отличительные признаки придаточных определительных и изъяснительных.
Должны уметь: 1.Находить в тексте предложения с придаточными определительными и изъяснительными.
2.Чертить схемы.
3.Отличать придаточные определительные от придаточных изъяснительных.
Ход урока
1.Организация начала урока.
На каждом этапе урока самооценка.(Заполнение карточки)
Проверка домашнего задания | Развитие речи | Работа с текстом | Диктант | Тест | Итог урока |
О | О | О | О | О | О |
О
-“5” О-“4” О-“3” О-“2”2.Проверка домашнего задания.
Вопросы на повторение теории.
-Назовите основные группы сложноподчиненных предложений.
-Расскажите об особенностях сложноподчиненных предложений с придаточными определительными.
-В чем особенность местоименно-определительных предложений?
-Расскажете об особенностях сложноподчиненных предложений с придаточными изъяснительными.
Приведите из домашнего упражнения по одному примеру таких предложений.
3.Работа с текстом.
1.Есть на земле великан. 2.У него такие руки, что он без труда поднимает электровоз. 3.У него такие крылья, что он может летать под облаками выше всех птиц. 4.У него такие глаза, которые видят невидимое. 5.У него такие уши, которые слышат, что говорят на другом материке. 6.По своей воле он перестраивает землю, насаждает леса, соединяет моря, орошает пустыни.
Кто же этот великан? Этот великан-человек.
- Читаем текст.
- Озаглавьте его.
- Написать номера СПП.
- Написать номера придаточных определительных.
- Начертить схему 5 предложения.
Оцените свою работу.
4. Повторение тем “СПП с придаточными определительными и изъяснительными”.
Учитель: Ребята! Ученые считают, что если бы вдруг погасла Полярная звезда, то на земле об этом бы узнали только через 500 лет. Так силен ее свет, так велико расстояние, разделяющее нас. Сегодня на уроке мы поговорим об особом человеке-гиганте, чей свет ума и сила таланта не померкнут и через 1000 лет. Сегодня на уроке русского языка мы вспомним Пушкина, тепло и задушевность поэзии которого освещают и согревают наши души по сей день. Итак Пушкин.
На доске портрет А.С.Пушкина и иллюстрация с памятником А.С.Пушкину (автор Опекушин)
Вот слова, которые высечены на памятнике:
И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я свободу
И милость к падшим призывал.
Что это за предложение? СПП.
Разбор предложения.
1.Начертить схему.
2.Ответить на вопросы.
1 вариант. Откуда у поэта уверенность, что он долго будет “любезен народу”?
2 вариант. Какие добрые чувства он пробуждает своей лирой?
5.Работа с текстом
1.Все жанры литературы к которым пр.касался Пушкин несут на себе печать его гения.
2.Он вступил на литературное поприще в ту историческую эпоху, когда уходила в прошлое культура 18 века.
3.Облик новой культуры сложился благодаря гению Пушкина.
4.Предметом его поэзии всегда была реальная жизнь которую поэт знал досконально.
5.Проникаясь духом изображаемой эпохи он стремился к тому чтобы история и герои полно и ясно выказывали себя.
6.Современники поэта отмечали что в лирике Пушкина “отличалась вся его душа”.
-Найти СПП
-Отметить главные, придаточные.
1 вариант- придаточные определительные. (1,2,4)
2 вариант- придаточные изъяснительные (5,6)
-Проверка.
-Самооценка.
6.Диктант.
Звучит музыка Свиридова “Метель”
- Как вы думаете, какое отношение имеет этот музыкальный фрагмент к теме нашего урока? (А.С.Пушкин “Метель”)
-Кто является героем этой повести? (Марья Гавриловна, Владимир Николаевич, Бурмин)
Посмотрите небольшой отрывок из фильма “Метель” по повести А.С.Пушкина.
-Какую роль сыграла метель в судьбе главных героев повести?
Давайте запишем Ваши выводы в форме диктанта.
Метель сыграла важную роль в судьбах главных героев. Владимир, который предложил Маше обвенчаться тайно, так и не обрел счастья. А Бурмин, не имевший возможности отыскать ту, над которой так жестоко подшутил, неожиданно нашел свою счастливую судьбу.
Проверка.
1 вариант-схема 2 предложения.
2 вариант-схема 3 предложения
7.Тестовая работа.
Ознакомьтесь с предложениями и выполните задания.
1)За советы Чичиков благодарил, говоря, что при случае не преминет ими воспользоваться, а от конвоя отказался решительно.
2)Чайки, как рассказывают моряки, долго сопровождают уходящие в море корабли.
3)По мере того как я подходил к дому,огни на улице гасли.
4)Книга, что дала мне хозяйка, потрясла меня.
А. Найдите пример с вводным предложением.
1) 1
2) 2
3) 1.2
4) 4
Б.Укажите сложноподчиненные предложения, структура которых соответствует схеме:
! сущ., ( ), !
1) 1,2,4
2) 1,2
3) 1,4
4) 4
В.Найдите предложения, в котором допущена пунктуационная ошибка.
1) 1
2) 2
3) 3
4) 4
Г.Найдите предложение(-я) с придаточным изъяснительным.
1) 1
2) 1,4
3) 1,2
4) 2,4
Д.Укажите предложение, в котором придаточное присоединяется к главному с помощью союзного слова.
1) 1
2) 2
3) 3
4) 4
Е.Укажите, на месте каких цифр НЕ пишется раздельно:
(Не)прекращающиеся дожди; говорил (не)громко, но убедительно;
задача (не)труднее предыдущей; работа (не)проверена.
1) 1,4
2) 2
3) 1,2
4) 3,4
8. Итог урока.
Какую тему мы сегодня повторяли на уроке?
Заполним таблицу.
определительное | изъяснительное | |
К чему относится | ||
На какой вопрос отвечает? | ||
Чем присоединяется |
9. Домашнее задание.
1 группа. Из текста повести “Метель” подготовить дидактическую карточку из 6 предложений без знаков препинания по теме урока.
2 группа. Упражнение 221 (по заданию)
3 группа. Найти в баснях И.А.Крылова крылатые высказывания, представляющие собой СПП