Урок русского языка в 6-м классе "Определительные местоимения"

Разделы: Русский язык


Цели:

  • образовательные: повторить и систематизировать полученные ранее знания  о местоимении; познакомить с новым разрядом местоимений – определительными; показать отличительные особенности определительных местоимений: грамматические признаки, синтаксическую роль в предложении; научить находить определительные местоимения в тексте; формировать орфографическую зоркость обучающихся.
  • развивающие: формировать коммуникативную и лингвистическую компетенции обучающихся; развивать аналитические способности учащихся (умение сравнивать, выделять, обобщать); вырабатывать умение практического применения полученных знаний на практике.
  • воспитательные: воспитывать активное и сознательное отношение к изучению русского языка; воспитывать любовь к Родине, к чтению книг.

Оборудование: мультимедийный проектор, презентация PowerPoint (приложение), рабочие листы для обучающихся, учебник «Русский язык 6 класс», авторы: Баранов М.Т., Ладыженская Т.А. и др.

Пояснение: обучающиеся выполняют задание на рабочих листах (далее РЛ).

Ход урока

1. Оргмомент: Ребята сегодня на уроке предлагаю вам вытащить из тайников памяти свои знания  и показать себя с яркой, талантливой стороны. Я думаю, вы справитесь.

2. Повторение.

-Для начала отгадайте загадку.

Я заменить могу другие части речи,
Взвалив обязанности их себе на плечи.
Когда приходится слова другие замещать,
На их значение мне надо указать.
(Местоимение)   (СЛАЙД № 2)

РЛ Задание 1:

- Перед вами стихотворение М. Исаковского. Прочитайте его выразительно (СЛАЙД № 3)

Во все века на русском хлебе
Богатыри росли у нас.
Так пусть же вновь растут такие,
Чтобы, когда наступит срок,
Нигде никто тебя, Россия,
Перебороть ни в чём не мог.
М. Исаковский

- Чего желает поэт своей Родине? Найдите в данном тексте известные местоимения, подчеркните их. Определите, разряды известных вам местоимений в стихотворении.

3. Новый материал.

- А сегодня мы с вами познакомимся ещё с одним разрядом местоимений, а каким, вы узнаете, если правильно выберете  букву для написания следующих слов.

РЛ Задание 2 (СЛАЙД № 4)

Позв(о,а)лять шалости      

 

Велоси(п,пп)ед

 

Янва(рь,р)ский

 

Ждал н(е,и)сколько дней

 

По(т,д)заголовок

 

Пос(е,и)деть от горя

 

Со(л,лл)дат

 

Н(и,е)кто не забыт

 

Лес(д,т)ница

 

В(е,и)теран

 

Ма(л,лл)яр

 

Б(ь,ъ)ющийся

 

Ветре(н,нн)ый

 

Без(и,ы)нтересный

 

С(е,и)бя

 

 
- Какое слово у нас получилось? Верно, тема нашего урока «Определительные местоимения».

- Сегодня мы будем строить дом для определительных местоимений. Мы узнаем, какие  определительные местоимения есть в русском языке, выясним их особенности, будем искать их в текстах и заселять в наш дом.
- Перед вами план. Всё, что мы узнаем об определительных местоимениях, будем записывать в этот план  (у каждого из учащихся на листе напечатан план дома) СЛАЙД № 5.

РЛ Задание 3: Засели дом.

- В учебнике на стр. 180  перечислены все определительные местоимения. Назовите их. Запишем определительные местоимения в наш план (СЛАЙД № 6).

РЛ Задание 4: А теперь, ребята, мы побываем в роли настоящих исследователей. Как вы думаете, что мы будем делать? Кто знает, почему в слове исследователь пишется две буквы с ?  Мы будем исследовать определительные местоимения. Перед вами предложение (на доске):

В  юношеской библиотеке на каждой полке больше книг, чем у любого из нас во всём доме.

- Ребята, а вы бывали в большой библиотеке? Есть ли в данном предложении определительные местоимения? Назовите их.

- Выделите окончания местоимений. На окончания какой части речи похожи падежные окончания ОМ?  А как мы определяем падежные окончания прилагательных? (по вопросам)

РЛ Задание 5:

- Пользуясь вопросами, вставьте пропущенные окончания в данных ОМ (на доске):

Обратиться к люб…      прохожему ;
Люблю  всяк…      фрукты;
Заменить ин…    словом;
Нет  друг…    задания;

- Продолжаем строить дом и в план занесём вывод нашей исследовательской работы (падежные окончания как у прилагательных) СЛАЙД № 6.

РЛ Задание 6:       

- Продолжим наши исследования и выясним, изменяются ли определительные местоимения по падежам, числам и родам  (СЛАЙД № 7).

- Попробуйте изменить местоимение любой по падежам, числам и родам, используя таблицу:

 

Изменение по падежам

По числам

По родам

Ед. ч.

Мн. ч.

И.

 

 

 

Муж.

 

Р.

 

Д.

 

Жен.

 

В.

 

Т.

 

Сред.

 

П.

 

- Прочитайте, что у вас получилось. Сделаем вывод о том, как изменяются ОМ, и запишем его в план нашего дома. СЛАЙД № 6

РЛ Задание 7

- Сейчас мы с вами побываем в роли реставраторов. Кто такие реставраторы? А хотите узнать? (Словарное слово – реставратор).

- Но мы будем необычными реставраторами, мы будем  восстанавливать текст. Вместо пропусков вам нужно вставить определительные местоимения, которые живут в нашем доме. (СЛАЙД № 8)

Число книголюбов постоянно растёт. Для (………………) из них встреча с интересным произведением равнозначна встрече с добрым человеком.

(………………) книголюбу не обойтись без общественной библиотеки. Здесь он узнает о новинках, услышит советы знатоков, (………………) выберет книгу, которая ему понравилась.

- Прочитайте текст, который у вас получился.

- А вот текст, который был в первоначальном виде (СЛАЙД № 9):

Число книголюбов постоянно растёт. Для каждого из них встреча с интересным произведением равнозначна встрече с добрым человеком.

Любому книголюбу не обойтись без общественной библиотеки. Здесь он узнает о новых книгах, услышит советы знатоков, сам  выберет книгу, которая ему понравилась.

- Как бы вы озаглавили этот текст.

- Посмотрите на план нашего дома (СЛАЙД № 6).Что ещё нам нужно узнать об определительных местоимениях? (Синтаксическую роль.)

- Выясним, какими членами предложения являются определительные местоимения в этом тексте. - Запишем вывод в таблицу  (СЛАЙД № 6).

РЛ Задание 8:Творческая работа (СЛАЙД № 6).

- Крыша будет нашей  лабораторией (СЛАЙД № 10). Здесь мы займёмся творчеством и в помощь возьмём определительные местоимения. Нередко их можно встретить во фразеологических оборотах. Вот, например, определительное местоимение сам встречается в таких выражениях: сам не свой, сам себе хозяин, сам по себе, сам с усами, само собой. Наверняка у каждого из вас, ребята, живет какое-нибудь домашнее животное. Напишите небольшое сочинение о вашем любимом домашнем питомце, используя некоторые из этих фразеологизмов.

Вывод.

- Вот мы и построили дом. Посмотрим, какие же местоимения у нас тут живут и в чём их особенности. Расскажите, что вы узнали об определительных местоимениях (СЛАЙД № 6

- Вернёмся к стихотворению М. Исаковского, которое прозвучало в начале урока. Используя свои знания, найдите ОМ в данном стихотворении (СЛАЙД № 11).

РЛ Задание 9: Проверка знаний.

Если вы правильно ответите, у вас получится слово.

Тест

1. Какое из местоимений не является определительным?

А. любой; К. другой; З. никто; Д. иной.

2. Найди ошибку в написании местоимения:

Р. любого; У. иному; И. всякова; М. о каждом.

3. Определительные местоимения изменяются

С. по падежам и числам; М. по родам, числам и падежам; В.только по родам; Э. по числам и родам.

4. В предложении определительное местоимение может быть

К. только подлежащим или сказуемым; Б. любым членом предложения; А. подлежащим, определением, дополнением; П. только определением;

1

2

3

4

 

 

 

 

ДЗ   указано на листе с домом:

1) раскрасить дом: зелёный – всё понятно, жёлтый – не очень понятно, красный – ничего не понятно.

2) в  задании № 4 подчеркнуть определительные местоимения как члены предложения.

3) поработать с тестом, чтобы получилось слово (если у кого-то не получилось).

Рефлексия. Покажите, с каким настроением вы уходите с урока: наклейте листочки рядом с тем героем, с которым ваше настроение похоже.

Приложениe 1.