Урок русского языка в 9-м классе по теме "Сжатое изложение публицистического текста"

Разделы: Русский язык


Цели урока:

  1. Образовательная: познакомить учащихся с особенностями сжатия  текста;
  2. Развивающая:  способствовать развитию быстроты реакции, мышления, внимания, речи и памяти; 
  3. Воспитательная:  формирование коммуникативных умений, внимательного отношения к русскому языку.

Оборудование: учебник русского языка,компьютер, экран, раздаточный материал,  эпиграфы, портрет Д.С.Лихачёва.

 «Истинный патриотизм в том, чтобы,
обогащая других, обогащаться самому духовно».
Д.С. Лихачев

Ход урока.

 Презентация слайд - 1, 2

1.Оргмомент.
–Добрый день, дорогие ребята!
Я попрошу вас на время забыть о тех трудных уроках, которые у вас были сегодня, и погрузиться в прекрасный мир словесности.
Запишите в тетрадях сегодняшнюю дату и тему урока:  Сжатое изложение публицистического текста.

2. Работа по теме урока.  
- Ребята, сформулируйте по данной теме проблемные вопросы.
(Как правильно сжать текст? Какие приёмы сжатия текста  использовать?)
- Нам предстоит пройти ИГА, которая состоит из 3 частей, первая часть которой содержит задание написать сжатое изложение прослушанного текста. А сегодня мы будем писать сжатое изложение публицистического текста.
  - Вспомним, что такое публицистика?  (Литература по общественно – политическим вопросам современности)
- Назовите характерные черты публицистики.  (Воздействие на умы, сердца людей)
Какие жанры публицистики вам известны?    (Статья, репортаж, интервью)

С одной из таких статей сегодня мы познакомимся на уроке.
1) Чтение статьи
- Кто узнал автора этого текста?(Дмитрий Сергеевич Лихачёв. «Письма о добром и прекрасном»)
- А что мы знаем об авторе этой книги?
(Ученик даёт информацию об авторе книги)
Презентация слайд – 3 слайд –4

 2)  Работа с теоретическим материалом
Слово учителя.
- А что значит сжать текст? 
(Сжать текст – это значит сократить его, но при этом сохранить основную мысль, идею автора в каждом абзаце, т.е. убрать всё лишнее и оставить только главное, а это и есть самое трудное, отказаться от подробностей.)

- Чем отличается подробное изложение от сжатого изложения?
(Задача подробного изложения – максимально полно воспроизвести исходный текст, сохранив композиционные и языковые особенности.)
Презентация слайд - 5
Задача сжатого изложения – кратко, в обобщённой форме передать содержание текста, отобрать существенную информацию, исключить подробности, найти речевые средства обобщения
- Познакомимся со способами и приёмами сжатия текста.
Презентация слайд -6

Способы и приёмы сжатия текста

1. Исключение подробностей.  Необходимо сначала выделить главное, а затем убрать подробности.
2. Обобщение.   Сначала вычленяем единичные существенные факты, объединяем их в одно целое, подбираем соответствующие языковые средства и составляем новый текст.

- Познакомьтесь с инструкцией написания сжатого изложения.

Презентация слайд - 7

Инструкция «Как писать сжатое изложение»

  1. Выделите в тексте важные, необходимые мысли.
  2. Найдите среди них главную мысль.
  3. Разбейте текст на части, сгруппировав его вокруг существенных мыслей.
  4. Подумайте, что можно исключить в каждой части, от каких подробностей отказаться.
  5. Какие факты (примеры, случаи) можно объединить, обобщить в соседних частях текста?
  6. Обдумайте средства связи между частями.
  7. Переведите отобранную информацию на «свой» язык.

- На ваших столах текст, инструкция «Как писать сжатое изложение», чистые листы бумаги, маркеры. Будем работать в паре. Каждая пара работает над сокращением определённого абзаца. Чистый лист бумаги разделите на 2 колонки. В1-ой колонке запишете алгоритм сокращения текста, во 2-ой –  ключевые слова или выражения, основную мысль и ваш вариант сокращённого текста.

3) Словарная работа
- Итак, прочитайте ещё раз текст, все ли вам  слова понятны?
-обратите внимание на 1 предложение:
Цель и задача…, а разве это не одно и то же?

Презентация слайд - 8

задача – это то, что требует исполнения, решения   (поставить задачу, выполнить задачу, учебная задача, жизненная задача)

цель – это то, что нужно осуществить, это предмет стремления    (благородная цель,  достичь цели)

сознательно – правильно оценивать окружающее, правильно разбираться в окружающей действительности (сознательное отношение, сознательно выбирать)

интуитивно – чутко, тонко,  проникновенно понимать суть чего-нибудь (человек большой интуиции,  интуитивно выбирать)

карьера – путь к успехам, видному положению в обществе (сделать карьеру, блестящая карьера)

- Продолжим работу над текстом.

4) Самостоятельная работа в паре.
 1пара работает над 1абзацем,
2-ая –  над 2 абзацем, 3-я – над 3аб., 4-ая – над 4аб., 5-ая – над 5абзацем.

5) Презентация работы.

1.Ключевые слова: человек, самооценка, цель, задача.
Самооценку, высокую или низкую, человек даёт себе сам, и она связана с выбором жизненной цели.

2. Ключевые слова: человек,  задача, материальные блага.
Если человек ставит  перед собой задачу приобрести материальные блага, то оценивать себя будет на этом уровне.

3. Ключевые слова:  человек, добро, радость, человечность.
Если человек выбирает цель приносить добро людям, то в нём воспитывается человечность. И это достойный человек.

4. Ключевые слова:    жизненно необходимая цель, достоинство, радость.
Только жизненно необходимая цель позволяет человеку прожить свою жизнь радостно, с достоинством.

5. Ключевые слова:   задача, карьера, приобретательство, огорчения.
Ставя себе задачей карьеру или приобретательство, человек испытывает огорчения и рискует потерять всё.

3. Подведение итогов.

- О чём мы говорили сегодня на уроке?
- Каким приёмом сжатия текста вы воспользовались?

4. Выставление оценок за урок.

5. Домашнее задание: Продумать средства связи между частями и написать сжатое изложение.