Задачи урока:
- Образовательные:
- повторить и систематизировать понятия: лексическое значение слова, синонимы;
- познакомить учащихся со словами, противоположными по значению, ввести понятие “антоним”;
- научить подбирать антонимы к словам и находить их в тексте;
- расширить лексический запас учащихся;
- познакомить учащихся с использованием антонимов в пословицах.
- Развивающие:
- развивать навык работы со словарной статьей, умение определять лексическое значение слова;
- развивать речь учащихся, обогащать словарный запас детей;
- развивать умение работать в группах;
- развивать умение работать с текстом;
- развивать сообразительность, мышление, внимание, память.
- Воспитательные:
- создавать у учащихся положительную мотивацию к уроку русского языка путём вовлечения каждого в активную деятельность;
- воспитывать эстетический вкус, чувство прекрасного;
- воспитывать потребность оценивать свою деятельность и работу товарищей;
- воспитывать культуру речи, любовь и внимание к слову, бережное отношение к родному языку;
- воспитывать внимание, доброе отношение друг к другу.
Ход урока
- Проверка домашнего задания.
- Ребята сдают сочинение-миниатюру “Моя мечта” с использованием синонимов (заветная, сокровенная, заповедная; хотеть, желать, мечтать; думать, полагать, считать, мыслить, размышлять и т.д.).
- По очереди называют подобранные ими синонимы к слову говорить (сказать, воскликнуть, заметить, отозваться, откликнуться, промолвить, повторить, заявить, разговаривать, болтать, произносить, глаголить, вещать, объяснить, вставить, добавить, дополнить, утверждать, шептать, кричать, бубнить, ворчать, ответить и т.д.).
- Дают определение синонимов.
“Радионяня”. Веселый урок “Синонимы”.
Ребята, запишите в тетради: число, классная работа. Давайте сыграем с вами в игру: “Угадай слово”. Я читаю лексическое значение слов, а вы записываете эти слова в тетрадь.
- Группа специалистов, оценивающая выступление или присуждающая премии на выставках, конкурсах, состязаниях.
- Совокупность графических знаков буквенной системы письма.
- Фраза перед произведением или главой, поясняющая идею, смысл текста.
- Красная строка, отступ вправо в начале строки.
- Здание или комплекс зданий для обслуживания пассажиров и размещения служб на железнодорожных, автомобильных и водных станциях.
- Краткая дословная выдержка из художественного произведения или научного труда.
- Слова, одинаковые или близкие по значению, но разные по звучанию и написанию.
Ответы: жюри, алфавит, эпиграф, абзац, вокзал, цитата, синоним.
- Объяснение нового материала.
1. Ребята, сегодня к нам в гости пришли герои пьесы-сказки С.Я. Маршака “Двенадцать месяцев” профессор и юная принцесса.
Сценка. (Профессор и королева)
Королева: Терпеть не могу писать. Все пальцы в чернилах!
Профессор: Вы совершенно правы, ваше величество. Это весьма неприятное, но очень нужное занятие. Поэтому осмелюсь попросить вас начертать собственной вашего величества рукой несколько строчек.
Королева: Опять писать? Ну ладно уж, диктуйте. Только я не хочу одна писать. Пусть и ребята вместе со мной напишут. Я им приказываю!
Профессор: Но, ваше величество, ребятам нельзя приказывать, их надо попросить.
Королева: Хорошо, я прошу вас, ребята, помочь мне.
Профессор: Ребята, и вы, ваше величество, откройте свои тетради и запишите слова Льва Николаевича Толстого:
“Слово – дело великое. Великое потому, что словом можно соединить людей, можно и разъединить их, словом можно служить любви и миру, словом же можно служить вражде и ненависти”.
Профессор: Ребята, поменяйтесь, пожалуйста, тетрадями и проверьте работы друг друга, а я пока посмотрю, что написала королева.
Профессор и ребята проверяют работы. В это время текст высвечивается на доске через графопроектор.
Профессор: Ваше величество, почему вы в первом предложении поставили тире?
Королева: Почему, почему! Пусть лучше ребята отвечают.
Профессор: Хорошо. Ребята, почему в первом предложении ставится тире? Какие орфограммы есть в словах “соединить”, “разъединить”?
Королева: Какой же вы любопытный человек! Все спрашиваете и спрашиваете. Лучше бы сами что-нибудь интересное рассказали.
Профессор: Что же вам рассказать?
Королева: Вот вы на прошлом уроке так интересно рассказывали нам о синонимах. Расскажите нам еще о словах и об их значениях.
Профессор: Действительно, тема очень интересная, но расскажет вам об этом моя коллега – Елена Геннадьевна. А мы все внимательно послушаем.
2. Учитель: Ребята, на прошлом уроке мы с вами говорили о синонимах – словах, близких по значению, но разных по звучанию и написанию. Но русский язык необыкновенно богат и разнообразен. В нашем языке есть и такие слова, которые имеют противоположное значение – это антонимы (анти – против, онима – имя). Сегодня мы с вами поговорим о роли антонимов в нашей речи, научимся подбирать антонимы к словам, находить их в тексте, правильно употреблять в речи, работать со словарями.
Запишите тему сегодняшнего урока: “Антонимы”. Употребление антонимов, как и синонимов, делает речь более яркой, богатой, выразительной. Но необходимо помнить, что антонимичные пары возможны лишь у таких слов, значения которых соотносительны. Например: здоровый – больной, высокий - низкий, радость – горе и т.д.
Антонимы – это обязательно слова одной и той же части речи. Не все слова могут иметь антонимы. Например: железо, доска, мел, дом.
При выборе антонимов необходимо также учитывать возможность многозначности слова. Так слово низкий может быть антонимом не только к слову высокий (низкий дом – высокий дом), но и к слову благородный (низкий поступок – благородный поступок), возвышенный (низкая цель – возвышенная цель). Мягкий хлеб – черствый, мягкий диван – жесткий, мягкий свет – резкий, мягкий климат – суровый и т.д.
3. Мы с вами уже знакомы с различными словарями: толковым, орфографическим, орфоэпическим, словарем синонимов и др. Существует и словарь антонимов. О нем вам сейчас расскажет…..
Ребята, посмотрите на “Словарь антонимов” Н.П. Колесникова. В нем собрано более 1300 пар слов, представляющих собой противопоставляемые в каком-либо одном отношении лексические единицы. Как и в любом словаре, слова в нем расположены в алфавитном порядке. Вот посмотрите, как выглядит словарная статья в этом словаре. (На графопроекторе)
Добрый – злой
- Добрый – относящийся к людям с расположением, проникнутый сочувствием к ним, готовый помочь, отзывчивый.
- Злой – исполненный недоброжелательства, враждебности, злобы.)
Итак, что же такое антонимы?
- Закрепление материала.
- Вернемся к словам Л.Н. Толстого, которые вы записали в тетрадь. Найдите, пожалуйста, антонимы.
Многие писатели используют в своих произведениях антонимы, которые делают речь богатой, яркой, выразительной. Прочитайте слова Я.Козловского и найдите в них антонимы.
- Слова умеют плакать и смеяться,
- Приказывать, молить и заклинать,
- И, словно сердце, кровью обливаться,
- И равнодушно холодом дышать.
Прочитайте слова Ф.Кривина о русском языке и найдите антонимы.
Язык. Устный и письменный, литературный и разговорный, свой и чужой, знакомый и незнакомый, правдивый и лицемерный, мертвый и живой – и все это язык, язык объединяющий и разъединяющий людей.
- А теперь пришел черед
Сыграть в игру “Наоборот”.
Скажу я слово высоко,
А ты ответишь:…(Низко).
Скажу я слово далеко,
Ты возразишь мне:…(Близко).
Скажу я слово потерял,
А ты кричи скорей:...(Нашел).
Скажу тебе с укором: трус,
Ты гордо скажешь: я - …(Храбрец).
Теперь начало я скажу,
А ты ответишь: нет,…(Конец).
3. Посмотрите на рисунок, на котором изображены два мальчика, и постарайтесь подобрать как можно больше пар антонимичных слов. (Высокий – низкий, толстый – худой, румяный – бледный, темноволосый – светловолосый, веселый – грустный, добрый – злой и т.д.)
4. Ребята, если внимательно присмотреться к тому, что нас окружает, то можно найти очень много антонимов. Посмотрите на картинки с изображением разных времен года и постарайтесь подобрать антонимы. (Зима – лето, холодно – жарко, солнечно – пасмурно, отдых – работа. Весна – осень, увядает – расцветает и т.д.)
5. Вы все любите музыку, но она бывает разной. Послушайте два музыкальных отрывка и попробуйте охарактеризовать их с помощью антонимов. (Тихая – громкая, быстрая – медленная, грустная – веселая, успокаивающая – возбуждающая и т.д.)
6. А теперь мы поработаем с вами в группах. (Ребята садятся по группам). Каждая группа получает задание. Выполняются задания в тетради.
1группа. Подберите антонимы к прилагательным и существительным в словосочетаниях:
- Добрый друг - …(Злой враг)
- Теплый день - …(Холодная ночь)
- Хорошее начало - …(Плохой конец)
- Полезный труд - …(Вредное безделье)
- Утренний уход - …(Вечерний приход)
- Последнее поражение - …(Первая победа)
2 группа. К словам левой колонки подберите антонимы из правой.
близкий | злой |
честь | холодный |
редкий | незнакомый |
правдивый | новый |
узкий | молчать |
известный | дальний |
говорить | ложный |
активный | густой |
старый | бесчестье |
горячий | широкий |
добрый | пассивный |
3 группа. Запишите пословицы, в которых попарно встречаются соединенные здесь слова.
- Посеешь – пожнешь.
- Летом – зимой.
- Дело – потеха.
- Свет – тьма.
- Легко – трудно.
- Больше – меньше.
4 группа. Найдите антонимы в пословицах. Объясните, как вы понимаете эти пословицы.
- Кто хочет много знать, тому надо мало спать.
- Корень учения горек, да плод его сладок.
- Человек от безделья болеет, а от труда здоровеет.
- Маленькая ложь за собой большую ведет.
- Добрая ссора лучше худого согласия.
- Правой рукой строит, а левой разрушает.
- Кто хочет много знать, тому надо мало спать.
- Сытый голодного не разумеет.
5 группа. Заполнить таблицу, подобрав синонимы и антонимы к данным словам.
синонимы | антонимы | |
Горе | ||
Друг | ||
Холод | ||
Грусть | ||
Работа | ||
Говорить | ||
Старый |
6 группа. Подобрать синонимы и антонимы к слову чуткий. (Равнодушный, невнимательный, бессердечный; отзывчивый, внимательный, сердечный, душевный).
7. Игра “Отгадай, что я”.
Я антоним к слову зной,
Я в реке, в тени густой
И в бутылке лимонад,
А зовут меня …(Прохлада).
Я антоним шума, стука,
Без меня вам ночью мука,
Я для отдыха, для сна,
Да и в школе я нужна,
Называюсь…(Тишина).
- Домашнее задание.
- Записать в две колонки слова-антонимы, которые мы могли бы использовать для характеристики человека.
- Сочинить небольшую сказку с использованием антонимов (задание выполняется по желанию сильными учениками).