Урок развития речи в 5-м классе. Подробное обучающее изложение с элементами сочинения по мотивам рассказа О'Генри "Последний лист"

Разделы: Русский язык


Цель урока- вызвать интерес к творчеству О Генри; научить детей приёмам работы над подробным изложением с элементами сочинения, повторить и отработать основные речеведческие понятия на примере данного текста; дать представление о структуре текста типа повествование с элементами описания и рассуждения.

Задачи урока.

  1. Образовательная- познакомить учащихся с новым видом изложения (с элементами сочинения), с жанром лирической новеллы О’Генри.
  2. Обучающая-отра6отать навыки определения темы, идеи, стиля и типа текста, составления простого плана; научить составлять типологическую схему текста и сопоставлять её с планом; обратить внимание детей на языковые особенности произведения, способы связи предложений в тексте.
  3. Воспитательная- воспитание любви к языку, бережного отношения к художественному слову, довести до понимания детей суть основного закона творчества-закона любви..

Оборудование урока: портрет О Генри, выставка рисунков детей под названием «Окно в мир», распечатки текста в виде раздаточного материала.

Ход урока.

1. Организационный момент:

 Черновики, тексты (сначала закрыты).

2. Слово учителя о теме и цели урока:

Сегодняшний урок развития речи посвящен не простому изложению, а изложению с элементами сочинения.
Как вы это понимаете?
На доске: число; слово «Изложение».
Наше изложение будет обучающим и подробным.
Что это значит?
А так как оно обучающее, то чему мы должны научиться, что вспомнить, какие понятия повторить? Какова же наша цель?

Далее прослушиваются ответы учащихся, а затем открывается доска, на которой записана цель урока: научиться писать подробное изложение с элементами сочинения; повторить понятия: тема, основная мысль, стиль, тип текста, способы связи предложений, простой план, выразительные средства языка; познакомиться со схемой текста.

Учитель: На доске нет названия текста. Почему? Скоро узнаете.

Но скачала отгадайте, пожалуйста, загадку. О ком идёт речь в этой короткой характеристике?

Член клуба шутников, скромный бухгалтер банка, арестант № 34627, тюремный аптекарь, писатель,. автор273-х рассказов и одного романа.
О ком идёт речь?

Примечание: на выставке портрет писателя, сначала он закрыт, затем открывается после ответа,( Это Уильям Сидней Портер или О’Генри). Учитель: мы уже познакомились на уроках внеклассного чтения с творчеством этого автора. Какие рассказы О Генри вам запомнились? (Учащиеся непременно вспомнят такие рассказы, как: « Вождь краснокожих»,  «Громила и Томми»,  «Родственные души»). Примечание: учитель открывает до этого момента закрытую выставку иллюстраций к этим рассказам.

К какому жанру относятся рассказы О Генри? Почему? А какую главную особенность О Генри -рассказчика мы отметили?(Непредвиденный финал).

Учитель: Сегодня мы с вами увидим другого О Генри. Какого? Вы поймёте всё сами, прослушав отрывок из рассказа «Последний лист» (делается запись на доске). Будьте очень внимательны, так как нам предстоит не только почувствовать настроение отрывка, но и определить его тему, основную мысль и стилистические особенности.

З. Чтение рассказа учителем.

Две молодые художницы Сью и Джонси поселились на окраине города.
Осенью Джонси тяжело заболела. Доктор сказал, что она выживет только   если сама очень захочет жить. Но Джонси уже потеряла надежду. «Видишь листья на плюще? Когда упадёт последний лист, я умру, сказала она подруге. Сью посмотрела в окно. Она увидела пустой унылый двор и глухую стену кирпичного дома в двадцати шагах. Около стены рос старый плющ, и холодное дыхание осени срывало с него последние листья.
«Какие глупости ты говоришь! Постарайся уснуть»,- сказала Сью. Она спустилась этажом ниже чтобы поделиться с кем-нибудь печалью. Там жил старый художник. В искусстве он считался неудачником. Он всё собирался написать шедевр (шедевр- исключительное по своим достоинствам произведение  искусства, литературы,образцовое создание мастера), но даже и не начал его. «Какая глупость умирать оттого, что листья падают с проклятого дерева!»- воскликнул он.

4. Содержательно-композиционный и стилистический анализ текста.

Беседа с учащимися.
-Какое настроение вызвал текст? Почему?
-Определим тему текста. (Тяжёлая болезнь Джонси и её страшная фантазия.)
-Какова основная мысль(идея) отрывка? (Сила внушения,  её влияние на жизнь человека).
-Кто является выразителем идеи (какие слова являются основной мыслью)?
(Художник: «Какая глупость умирать оттого, что листья падают с проклятого дерева!»
Сью: «Какие глупости ты говоришь!») Т.е. нельзя поддаваться плохим мыслям, нужно бороться.
Примечание: на данном этапе работы текст закрыт, при определении темы и идеи текста учитель обращается к выставке работ « Окно в мир».
-Определить стиль текста, доказать. (Текст открыт)
(Художественный,  так как автор при помощи слов создаёт картину, которую мы,  прочитав, представляем. Также есть выразительные средства языка: эпитеты, метафоры, олицетворения: унылый двор, глухая степа, холодное дыхание осени срывало с него последние листья; оценочные конструкции- слова художника, Сью; чередование авторской речи и речи персонажей)

5. Пересказать текст, сохранив его стилистические особенности (1-2 учащихся).

Учитель: Почему рассказ назван «Последний лист»? Какие ещё названия вы могли бы предложить?
Далее делается запись в тетрадях для творческих работ: число, изложение, название.

6. Продолжение содержательно-композиционного анализа: составление плана, определение микротем.

Учитель: Что такое микротема? Выделим их,составим план .(Работа выполняется в черновике).
Учитель записывает план на доске ,дети- в черновики.

План. 1.Смертельная болезнь, 2.Страшная фантазия. З.Художник-неудачник

Примечание: сравнить с делением текста на абзацы, объяснить, как расположить план в черновике.

Учитель: но понятно ли вам,чем закончилась эта история? Нет? А какова главная особенность О Генри -рассказчика?(неожиданный финал). Вот и вам сегодня посчастливилось тоже немного побыть в роли писателя и придумать концовку, финал рассказа. Вот почему изложение с элементами сочинения. А каким будет финал, это каждый решит сам, А на уроке литературы мы с вами прочитаем настоящий авторский вариант, а потом сравним, у кого же получилось интереснее.

7. Типологический анализ текста.

 На доске схемы типов речи ,план, опорные слова.   
Вопросы для беседы:
-К какому типу речи относится текст? Докажите.
-Присутствуют ли в нём отрывки других типов речи? Где именно?
-Языковой анализ (в опорах) с учётом стилистических и типовых
особенностей текста.

8. Определить способы и средства связи предложении в тексте.

1 абзац-2 абзац- параллельная; во 2 и 3 а6з.-цепная за счет замены сущ . местоимениями: Джонси- она».

9. Анализ орфографии и пунктуации текста.

Окраина, кирпичного, этажом, искусство, оттого, с кем-нибудь, плющ, выделяются во время урока.
Примечание: на доске даны схемы предложений с прямой речью, с которыми проводится  работа. На доске также представлены схемы связи предложений в тексте. Всё это располагается на закрытой части доски.

10. Подведение итогов урока, выставление оценок. Повторное чтение текста проводится на 2-ом уроке.