Повторительно-обобщающий урок в 6-м классе по теме "Имя числительное". Урок-путешествие

Разделы: Русский язык


Цели и задачи:

  • повторение и систематизация знаний об имени числительном как части речи;
  • развитие умений и навыков правописания имён числительных;
  • воспитание любознательности и сообразительности.

Оформление:

  • карта-схема маршрута путешествия (изображение на доске или плакат, станции: "Одиночка", "Сто", "Этимологическая", "Граматейкино", "Орфоэпическая");
  • иллюстрация басни Крылова "Слон и Моська" в виде цифер;
  • раздаточный материал для выполнения заданий на уроке;
  • карточка с домашним заданием;
  • письмо от существительного тьма.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Вступительное слово учителя.

Как обойтись бы без числа
Наука целая могла?
Расчёт во всяком деле нужен.
Ты и с числительным будь дружен.

Цифры окружают нас повсюду. Мы встречаемся с ними на каждом шагу. Они делают нашу жизнь интереснее. Согласитесь, что мы часто задаём себе вопросы, на которые легко могут ответить цифры.

Например, сколько нужно съедать детёнышу синего кита материнского молока в день, чтобы быть здоровым и сильным? Всего-то 580 литров! Впечатляет? Ещё бы! С помощью цифр мы знаем сколько деток родилось в нашем городе за определённый срок, кто победил в олимпиаде и какое количество баллов он при этом набрал и многое-многое другое.

Сегодня мы отправимся путешествовать в Страну Чисел, где живут уже знакомые нам имена числительные. Но попасть туда не так-то просто. Однако мы познакомились с этой частью речи, её морфологическими признаками и особенностями правописания. Вы готовы? Тогда в путь!

III. - Для того, чтобы попасть в наш волшебный поезд, мы должны приобрести билеты.

I класс - 936 рублей 15 копеек;

II класс - 715 рублей 94 копейки;

III класс - 501 рубль 11 копеек.

Задание: составить и записать в тетрадь предложение, используя одно из предлагаемых выражений, цифры записать словами. (2-3 ученика работают у доски).

  1. Я купил билет за :
  2. Я приобрёл билет стоимостью:
  3. Цена моего билета - :

- Ну вот, билеты куплены, и мы отправляемся в путь.

- Внимание! С первого пути отправляется поезд в Страну Чисел. Счастливого пути!

Какое числительное прозвучало в этом сообщении? Назовите его грамматические признаки (простое порядковое числительное в форме род. падежа, ед. числа, муж. рода).

- Чтобы не скучать во время путешествия, давайте поиграем. Кто быстрее, чётче, чище произнесёт скороговорку, в которой есть числительное.

Упражнение 1. Скороговорки. Охарактеризуйте грамматические признаки числительных, использованных в скороговорках. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Научитесь быстро, чётко и внятно читать вслух одну из скороговорок.

  • Тридцать три к..рабля л..вировали, л..вировали, да не выл..вировали.
  • Шес(?)надцать шли мышей и шесть нашли гр..шей, а мыши, что поплоше, шумливо шарят гроши.
  • По с..меро в сани уселися сами.

- А вот и первая станция - "Одиночка". Какое числительное поучаствовало в образовании этого слова? (Один)

Сообщение ученика о том, как образовалось числительное один:

Числительное один произошло от общеславянской формы единъ. Едъ - усилительная частица, инъ - один, некоторый, какой-то (иной, инородцы, иностранцы). Старое слово инъ - источник образования в русском языке слов со значением единичности (гражданин, татарин).

- На следующей станции нас встречает числительное, о котором расскажет польская поэтесса В.Хотомская. Попробуем догадаться, какое числительное "спряталось в этом стихотворении". (Ученик читает стихотворение)

У про100го 100рожа -
Непро100рный дом:
Ча100 в нём 100ножка
Бродит под 100лом.
Дорожит 100ножка
Чи100тою ног
И 100личной ваксой
Чистит 100 сапог.
Вме100 двух непро100
Вычистить все 100,
Сразу 100лько обуви
Не носил никто!
У про100й 100ножки
100тоит по100ять
И у той 100ножки
Опыт перенять!!!

- А ведь не только числительное сто умеет прятаться в словах. Давайте попробуем " расшифровать" подобную запись.

Упражнение 3. Расшифруйте и запишите текст. Подумайте, что для этого нужно сделать.

Вскоре 7я о5 сядет за 100л, блистающий чи100тою. Сес3цы-40ки е2 ухи3лись пре2варительно приготовить обед, отыскать вме100 осе3ны 100лько ус3ц, что пред100ит целый пир.

- Отправляемся дальше. Мы немного устали, и я предлагаю вам отдохнуть. Сейчас мы будем отгадывать загадки.

1) Этот год живёт всех дольше,
И часов и дней в нём больше.
Все мы ждём его прихода
Только раз в четыре года. (Високосный год)

2) Ежегодно приходит к нам в гости:
Один седой, другой молодой,
Третий скачет,
А четвёртый плачет. (Времена года)

3) На первую ступеньку
Встал парень молодой,
К двенадцатой ступеньке
Пришёл старик седой. (Год)

4) Братьев этих ровно семь.
Вам они известны всем.
Каждую неделю кругом
Ходят братья друг за другом.
Попрощается последний -
Появляется передний. (Дни недели)

5)Две курносые подружки
Не отстали друг от дружки.
Обе по снегу бегут,
Обе песенки поют,
Обе ленты на снегу
Оставляют на бегу. (Лыжи)

- А вот и следующая станция - "Этимологическая". Пока наш поезд приближается к перрону, мы вспомним, что изучает этимология.

Мы уже узнали, как произошло числительное один. Но есть ещё немало интересного, о чём может поведать эта замечательная наука.

Ученик рассказывает о происхождении числительного сорок:

Числительное сорок по своему происхождению является существительным со значением "мешок"! В такой сорок (мешок) можно было положить 40 шкурок соболей, которых хватало на целую шубу. Заметьте, числительное сорок очень сходно по звучанию со словом сорочка. И это не случайно! Сороками когда-то называли примитивные мешки с разрезами для головы и рук, то есть своеобразные рубахи, сорочки. Известно устаревшее слово четыредесят, обозначающее сорок.

Пока мы слушали этот увлекательный рассказ, нам передали письмо. Давайте его прочитаем.

Здравствуйте, уважаемая Елена Васильевна и ребята-шестиклассники.

Пишет вам Тьма. Я в отчаянии! Очень прошу вас помочь мне разобраться в сложном для меня вопросе.

Жила я, не тужила, как могла, служила. Честно выполняла свои обязанности на работе в предложении.

Как-то раз услышала я, что на площади тьма народу. Помчалась узнать, в чём дело. Прихожу на площадь, а там люди гулянье устроили, поют, веселятся. И никакой тьмы! "Ну, - думаю, - ошибочка вышла". Сижу, смотрю программу "Вести", чаёк попиваю, что новенького в стране происходит, интересуюсь. Вот председатель сельскохозяйственного товарищества интервью даёт и говорит: "Одолела нас саранча! Тьма-тьмущая налетела!" Я даже поперхнулась от возмущения. Я же никуда не летала!

Задумалась я. Может, люди что-то путают?

Помогите мне, пожалуйста, во всём разобраться, а я в долгу не останусь.

С уважением Тьма.

- Я думаю, что мы можем всё объяснить и успокоить Тьму.

Ученик рассказывает историю этого слова:

Так что же это за часть речи? Существительное или числительное? Конечно, существительное. Но в древнерусском языке это слово было: числительным и имело значение "десять тысяч". Этим словом обычно обозначалось количество, не поддающееся счёту. Отсюда - тьма-тьмущая и тьма народу.

- А я знаю ещё одну необыкновенную этимологическую историю.

Учитель рассказывает историю происхождения в русском языке числительного миллион:

Это слово придумал итальянский путешественник Марко Поло в XIII веке. Посетив Китай, он был восхищён богатствами этой страны. Рассказывая об увиденном, он восклицал: "Миллионе!" Что обозначало это слово? Милли в переводе с итальянского - тысяча, а частица оне соответствует усилительному суффиксу -ищ-. Вспомните, что в русском языке есть слова: ручища, домище и т. п. Таким образом, миллион в дословном переводе звучит как тысячища.

- Отправляемся дальше, а в пути вспомним, какие слова в старину обозначали длину.

Словарная работа: аршин, верста, дюйм, фут, сажень, вершок, пядь, локоть.

- Где же теперь мы употребляем эти слова? (В пословицах, поговорках, фразеологизмах)

Упражнение 5. Вспомним старинные меры длины. Чему они равны? Спишите, заменяя цифры словами.

Аршин равен 71 см; вершок - 4,45 см; дюйм - 2,54 см; фут - 0,3 м; сажень - 2,13 м; косая сажень - 2,48 м; верста - 1,06 км; пядь - 17,78 см.

Упражнение 6. Подумайте, какие слова, обозначающие старинную меру длины, пропущены в данных фразеологизмах.

Как _ _ проглотил; мерить на свой _ _; от горшка два _ _; за семь _ _ киселя хлебать; коломенская _ _; косая _ _ в плечах; семи _ _ во лбу.

- Наш поезд прибыл на станцию "Граматейкино". Интересно, что за грамотеи здесь живут, умеют ли они употреблять имена числительные в речи. Сейчас мы это узнаем! Ай-яй-яй!

Упражнение 4. (Двое учащихся работают у доски)

Данные предложения взяты из ученических работ. Наведите в них порядок, исправьте ошибки.

1) Сестёр у Пети две, и все две окончили школу с золотой медалью.

2) Четверо студенток получают повышенную стипендию.

3) Договор подписан обоими сторонами.

4) У меня есть двое попугаев.

5) Мы ехали пятеро дней.

6) Обоим спортсменкам не повезло в финале.

7) Нас семь в одной квартире - вот так и живём.

8) И левый и правый глаз стали плохо видеть.

- Всё исправили. Молодцы! Продолжаем путешествие! В дороге послушаем сказку, ведь ни одна сказка не обходится без числительных.

Ученик рассказывает сказку.

Сказка о числительном тысяча.

Когда Тысяча явилась в предложение, все места уже были заняты. Тысяча потопталась в нерешительности, а потом подошла к самому большому Слову, предполагая, что оно-то и есть самое главное.

- Миллион извинений, - сказала Тысяча. - Я отниму у вас не больше одной минуты.

- Пожалуйста, - любезно ответило Слово. - Слушаю вас.

- Помогите мне устроиться в предложении, - попросила Тысяча. - Мне нужно немного, самую малость, только бы приткнуться где-нибудь с краешку.

- Чем же я могу вам помочь?

- О, ведь вы здесь - самое большое слово, самый главный член предложения!

- К сожалению, я не главный член, - сказало Слово с действительным сожалением. - Я всего лишь Деепричастие: Так сложились обстоятельства, ничего не поделаешь.

- А ваша величина? Неужели с ней никто не считается?

- Что величина? Вон видите самое короткое слово? А ведь это Подлежащее!

- Так вот оно какое, Подлежащее! - протянула Тысяча, сразу теряя интерес к собеседнику. И направилась к Подлежащему.

Подлежащее было занято срочной работой и поэтому не тратило лишних слов.

- Существительное, - коротко представилось оно Тысяче. - А ваше имя?

- Числительное, - сказала Тысяча и тут же добавила. - Можете называть меня просто Тысяча. Так меня называют все мои знакомые.

И Тысяча изложила свою просьбу.

- Право, не знаю, как вам помочь, - сказало Существительное. - Все вакансии у нас заняты: Разве что зачислить вас на должность служебного слова?

Тысяча поморщилась.

- Нет, для этого дела я вряд ли подойду, - сказала она и, немного подумав, предложила. - А что, если меня зачислить вместо Деепричастия? Я займу гораздо меньше места:

- Дело не в месте, - сказало Существительное. - Деепричастие прекрасно справляется с работой, а справитесь ли вы, я не уверено. Ведь я не знаю ваших качеств:

- Зачем вам качества? - прервала его Тысяча. - У меня есть количество - и этого достаточно.

- Количество? - переспросило Существительное. - Что ж, количество - это тоже неплохо. Знаете что? Я оставлю вас при себе. Это будет для вас самое подходящее место.

И Тысяча осталась при Существительном.

Сначала оно пробовало давать ей разные мелкие поручения, но это ни к чему не привело. Тысяча не только не подчинялась Существительному, но даже не хотела с ним согласовываться.

Понемногу она начала управлять Существительным, а затем и вовсе заняла его место, став первой частью подлежащего и оттеснив Существительное на второй план.

А Существительное даже не сопротивлялось. Больше того, оно уступило Тысяче свой именительный падеж, а само удовлетворилось родительным.

Так оно склонилось перед её количеством.

- Мы так увлечённо слушали сказку, что не заметили, как поезд пришёл на станцию "Орфоэпическая". Прислушайтесь, диктор уже повторяет объявление о прибытии нашего поезда.

Дикторы радио и телевидения не имеют права на ошибку. Но что делать, если не знаешь, как правильно произносится слово? (Посмотреть в орфоэпическом словаре) Верно! Вот мы и проверим, правильно ли наш сказочник произносил слово тысяча.

Работа с учебником (Орфоэпический словарик, стр.360)

Упражнения 492-495 (устно).

- Продолжаем путешествие! Скоро заветная Страна Чисел. Но что это? Какие необыкновенные животные идут по перрону!

Работа с плакатом, на котором изображены герои басни И.А.Крылова "Слон и Моська". (Можно придумать предложения с именами числительными или записать найденные в рисунке цифры словами).

- Наше путешествие подходит к концу, но самые интересные приключения впереди.

IV. - Вот и Страна Чисел! Но попасть туда вы сможете только со специальным пропуском.

Домашнее задание.

Дополнительное задание (выполняется по желанию, выдаётся в виде карточек).

Отгадайте загадки. Определите, как имена числительные помогают отгадать задуманное слово. Выпишите числительные, распределяя их на три группы: количественные, порядковые, собирательные.

  1. Утром - на четырёх ногах, в полдень - на двух, вечером - на трёх.
  2. Горшочек умён, семь дырочек в нём.
  3. На одном поводу двенадцать коней поведу.
  4. Двое стоят, двое лежат, пятый ходит, шестой водит.
  5. Четыре уха, а перьев не сосчитать.
  6. Шесть ног, две головы, один хвост.
  7. Четыре братца под одним шатром сидят.
  8. У двух матерей по пяти сыновей, одно имя всем.
  9. Сто один брат, все в один ряд вместе связаны стоят.
  10. Один льёт, другой пьёт, третий зеленеет да растёт.
  11. Четыре мужика бегут по одной дороге, двое по одной стороне и двое по другой, но поймать один другого не могут.

- Тот, кто хорошо поработает над домашним заданием, справится с контрольной работой по теме: "Имя числительное". Только в этом случае у вас появится право получить пропуск в Страну Чисел, и вы сможете уверенно употреблять числительные в своей речи.

V. Подведение итогов урока. Выставление оценок.

Список литературы.

  1. Еженедельник "Русский язык" №46/2002 издательского дома "Первое сентября", статья Н.М.Рухленко.
  2. С.И.Львова "Русский язык" 6 класс. "Дрофа" Москва,2002.
  3. Е.К.Мережинская, А.Ю.Гуревич, С.А.Зарицкий. "Занимательная грамматика русского языка". Киев, 1964.
  4. Поурочные планы по программе М.М.Разумовской, II полугодие, 6 класс. Составитель О.А.Финтисова. "Учитель" Волгоград, 2003.
  5. Учебник "Русский язык 6 класс" под ред. М.М.Разумовской. "Дрофа" Москва 2005г.
  6. Детская энциклопедия "Я познаю мир"/ Русский язык. Автор В.В.Волина. Москва "АСТ-ЛТД",1998 г.

Приложение 1, приложение 2, приложение 3, приложение 4, приложение 5, приложение 6.