Жанр урока: урок-исследование.
Цели урока:
- формировать представление о русском языке как о духовной, нравственной и культурной ценности народа;
- побудить девятиклассников к размышлениям о роли слова в жизни человека и общества;
- повторить материал о многообразии функций языка и речи, о средствах речевой экспрессивности;
- воспитывать ценностное отношение к русскому языку.
Основные методы:
- эвристическая беседа;
- коммуникативный;
- частично- поисковый.
Оборудование: тексты известных русских поэтов о языке, портреты И.А. Бунина, А.А. Ахматовой, М.И. Цветаевой, А.А. Фета.
Ход урока
I. Организационный момент
...человек чрез слово всемогущ;
Язык всем знаниям и всей природе ключ;
Во слове всех существ содержится картина,
Сообществ слово всех и действиев пружина.
Г.Р. Державин
Учитель: Сегодня мы проводим урок развития речи, урок - исследование. Посмотрите на тему урока, на эпиграф. О чем мы будем говорить на уроке?
Ученики: На уроке мы будем говорить о слове, о функциях языка и речи, проследим их в текстах известных русских поэтов.
II. Разминка
Работа по группам: I группа - теоретики, II группа – практики (исследователи).
Учитель: Что такое слово?
Теоретики: Слово – единица языка, служащая для названия отдельного понятия.
Слово – наиболее конкретная единица языка.
Слово – исключительная способность человека выражать свои мысли и чувства, дар говорить.
Практики: Анализ стихотворений И.А. Бунина «В лесу, в горе, родник, живой и звонкий…», «Родник» (В глуши лесной, в глуши зелёной…)
- Работа с текстом стихотворения « В лесу, в горе, родник, живой и звонкий…».
- Индивидуальная работа со «Словарём живого великорусского языка» В. И. Даля:
голубец – могильный памятник, срубом, с крышей, будкой, домиком; зовут так и всякий памятник, особенно крест с кровелькой; корец – корчик – ковш для черпания воды, кваса.
Учитель: Как называются эти слова?
Теоретики: Эти слова называются диалектными. Они употребляются жителями той или иной местности.
- Составление синквейна («смыслового треугольника»).
Учитель: Нужно сконцентрировать содержание анализируемого текста до нескольких наиболее важных слов:.
сущ.
Практики:
прил. прил.
глаг. глаг. глаг.
предложениеродник
живой звонкий
не люблю люблю любуюсь
Родник – символ святой и вечной Руси
- Индивидуальная работа со «Словарём живого великорусского языка» В. И. Даля:
-
Работа с текстом стихотворения « Родник».
Составление «ассоциативного дерева» (кл`астер ) слова родник .
Учитель: Поместим в центре поля слово родник, рядом его синонимы ключ и источник, а от них все приобретаемые в контекстах «приращения» смысла и символические значения.
Учитель: Чем больше ассоциаций вызывает у вас слово, чем больше ассоциаций с другими словами и понятиями вы сможете установить, тем глубже вы постигаете текст, в котором «живёт», находится это слово. Ведь слово – очень значимая единица языка. Слово – это основа языка и речи.
III . Вступительная беседа
Учитель: Что такое язык? Что такое речь? Как связаны между собой эти понятия? В каких случаях термины «язык» и «речь» выступают как синонимы?
Теоретики: Язык – исторически сложившаяся система звуковых, словарных и грамматических средств, объективирующая работу мышления и являющаяся орудием общения, обмена мыслями и взаимного понимания людей в обществе.
Речь – способность говорить, говорение. Эти понятия связаны между собой, они могут выступать как синонимы: одно из значений слова язык – речь, способность говорить, а одно из значений слова речь – это звучащий язык.
Учитель: Какую функцию выполняет язык в человеческом обществе?
Теоретики: Язык служит для общения друг с другом, является средством связи между людьми, то есть выполняет коммуникативную функцию.
Учитель: Обратите внимание на этимологию слова коммуникация.
Индивидуальная работа с этимологическим, толковым словарями.
Теоретики: Слово коммуникация произошло от французского communication (< лат. communication « сообщение., передача»). Одно из значений слова коммуникация – сообщение, общение. Язык также является средством сообщения информации, поэтому язык выполняет информативную функцию.
Учитель: Да, это важнейшие функции языка, однако « работа» языка в обществе заключается не только в том, что при его помощи люди передают друг другу различные сведения.
Известно большое количество стихотворений, прозаических произведений, различных высказываний, посвящённых русскому языку. Сегодня мы обратимся к поэтическим текстам, авторы которых размышляют о роли языка в жизни человека и общества.
IV. Работа с текстом стихотворения И. А. Бунина «Слово», 1915
Учитель: Обратимся к цитате, которая стала темой сегодняшнего урока. Кому принадлежат эти слова ?
Практики: Эти слова из стихотворения И. А. Бунина «Слово».
Учитель: Почему Бунин назвал речь «даром бессмертным»? Попытаемся найти ответ на этот вопрос в стихотворении «Слово».
(Подготовленный ученик выразительно читает стихотворение И. А.Бунина «Слово»).
Учитель: О чём это стихотворение?
Практики: Стихотворение И. А. Бунина посвящено слову.
Учитель: Какие понятия противопоставляются в первой строфе?
Практики: В первой строфе противопоставляются понятия жизнь – смерть.
Учитель: Какие образы ассоциируются с понятием смерти?
Практики: С понятием смерти ассоциируются следующие образы: гробницы, мумии, кости, древняя тьма, мировой погост, дни злобы и страданья.
Учитель: А какие образы ассоциируются с понятием жизни?
Практики: С понятием жизни ассоциируются образы: слово, письмена, достоянье, дар бессмертный – речь.
Учитель: Какая функция языка здесь подразумевается, осмысливается автором?
Практики: Язык является хранителем культурно-исторической памяти человечества. В стихотворении Бунин говорит о том, что всё, составлявшее материальный мир, умерло.
Издавна человечество стремилось сохранить память о людях и событиях, однако ни специально построенные гробницы, ни предметы древних цивилизаций, найденные археологами, не несут столько информации, сколько заключено в слове, дошедшем до нас из глубины веков. Недаром поэт пишет слово Письмена с заглавной буквы. Сам язык является бесценным хранителем информации об истории народа, его культуре. Сберечь язык означает для И. Бунина сохранить историческую память народа.
V. Работа с текстом стихотворения А.А. Ахматовой «Мужество», 1942
Учитель: Мысль о том, что в годы народных бедствий нужно постараться сберечь язык, звучит в стихотворении А. А. Ахматовой «Мужество», написанном в феврале 1942 года, когда страна вела тяжёлую войну с фашистскими захватчиками.
(Подготовленный ученик выразительно читает стихотворение А. А. Ахматовой «Мужество»).
Учитель: О чём это стихотворение?
Практики: Это стихотворение тоже о великом русском слове, о русской речи.
Учитель: Какова интонация стихотворения?
Практики: Интонация стихотворения торжественная.
Учитель: Как автор достигает в стихотворении торжественной интонации?
Практики: Автор в стихотворении создаёт торжественную интонацию, используя различные средства речевой выразительности (лексические повторы: час мужества – мужество, русская речь – русское слово; синтаксический параллелизм: Не страшно под пулями мёртвыми лечь,/ Не горько остаться без крова ..., полисиндетон: И внукам дадим, и от плена спасём … и др.). При помощи этих средств экспрессии передаётся оценка.
Родной язык будет сохранён и передан внукам.
Учитель: Почему А. А. Ахматова считает, что должно быть передано именно такое наследство, - разве не важнее сохранить для последующих поколений «кров», да и вообще материальные ценности? И почему язык будет спасён от плена?
Практики: Спасти от пленения можно человека, но не слово.
Учитель: Совершенно верно, но какой необычный образ возникает в стихотворении?
Практики: В стихотворении, с одной стороны, слово – это именно русский язык, а с другой – слово выступает своеобразным метонимическим обозначением народа.
Учитель: Какой приём в художественной речи мы называем метонимией?
Теоретики: Метонимия – замена одного слова другим на основании смежности двух предметов, понятий. Например: город шумел – шумели люди на улицах города. Такой перенос возможен, потому что все эти люди – жители города.
Практики: Анна Андреевна Ахматова тоже использует этот приём. Сохранить великое русское слово означает для Ахматовой сохранить саму нацию, поскольку язык выступает здесь как символ нации.
Учитель: Мы уже раньше говорили об этой функции языка, учёные-лингвисты выделяют так называемую этническую функцию языка: язык для этноса (народа) является объединяющим фактором, знаком национально-культурной идентичности.
VI. Работа с текстом стихотворения А.А. Фета «Я пришёл к тебе с приветом…»
Учитель: Мы с вами отметили, что язык является не только средством непосредственного общения, но и средством хранения и передачи культурно-исторической информации, фактором, способствующим сохранению этнической самобытности. Однако и в повседневной жизни роль языка не исчерпывается одной только передачей информации.
В стихотворении «Я пришёл к тебе с приветом…» лирический герой А. Фета обращается к возлюбленной.
(Подготовленный ученик выразительно читает стихотворение А. А. Фета «Я пришёл к тебе с приветом …» ).
Учитель: Можно ли считать, что главной целью слова лирического героя является сообщение, передача адресату информации (например, о том, какие изменения произошли в природе)?
Практики: Нет, нам понятно, что говорящий повествует не о внешнем мире, а о своём внутреннем состоянии, чувствах, эмоциях.
Учитель: Какая функция языка реализована в этом стихотворении?
Практики: В этом поэтическом тексте реализована экспрессивная функция речи – функция передачи чувств и эмоций пишущего.
Учитель: Что такое экспрессивность?
Теоретики: Экспрессивность (экспрессия) – выразительность, сила проявления чувств, переживаний, эмоций.
Учитель: В языке существует богатый арсенал средств, предназначенных именно для выполнения экспрессивной функции. Что помогает автору текста передать состояние взволнованности, эмоциональной приподнятости, восторга?
Практики: Экспрессивность тексту придают лексические повторы (лес проснулся – весь проснулся, веткой каждой – каждой птицей); параллельные конструкции, акцентированные анафорой (Рассказать, что солнце встало, / Рассказать, что лес проснулся, / Рассказать, что с той же страстью, как вчера, пришёл я снова, / Рассказать, что отовсюду на меня весельем веет /; использование лексики, обозначающей эмоциональное состояние ( страсть, счастье, веселье, песня ).
VII. Работа с текстом стихотворения М.И. Цветаевой «Диалог Гамлета с совестью»
Учитель: В стихотворении М. И. Цветаевой передаётся не совсем обычная беседа.
(Подготовленный ученик выразительно читает стихотворение М. И. Цветаевой «Диалог Гамлета с совестью»).
Учитель: Что такое параллелизм?
Теоретики: Параллелизм (от греческого – рядом идущий) – одинаковое синтаксическое построение соседских предложений или отрезков речи.
Учитель: Что такое анафора?
Теоретики: Анафора (греч. anaphora – «вынесение вверх») – стилистическая фигура, заключающаяся в повторении одних и тех же элементов в начале каждого параллельного ряда (здесь повторение одних и тех же слов – анафора лексическая, бывает звуковая (повторение одних и тех же сочетаний звуков), бывает морфемная (повторение одних и тех же морфем или частей сложных слов), например, у М. Ю. Лермонтова:
Черноглазую девицу,
Черногривого коня.
Учитель: В чём необычность этого разговора?
Практики: Необычность разговора заключается в том, что герой беседует сам с собой, поскольку совесть – это одно из проявлений внутреннего мира человека.
Учитель: Стихотворение М. И. Цветаевой представлено в форме диалога. Как вы думаете, почему?
Практики: Форма диалога передаёт внутренние сомнения, спор с самим собой. Реплики совести отражают нравственные мучения Гамлета, который скорбит об утрате и обвиняет себя в смерти Офелии – обвиняет в том, что недостаточно любил. Реплики «самого» Гамлета свидетельствуют о подсознательном стремлении оправдать себя – тем, что всё-таки любил. Напряжённость спора акцентируется союзами противопоставления (но, всё ж), повторами (повторяется начало реплик ).
Учитель: Какие реплики говорят о смятении чувств Гамлета?
Практики: О смятении чувств Гамлета говорят реплики, которые настойчиво повторяются (Но я её любил), но становятся всё короче, а также двойной вопросительный знак в конце выражает недоумение Гамлета, любил ли он Офелию по-настоящему.
Учитель: Такой внутренний диалог, анализ собственных чувств и мыслей ( рефл`ексия ) есть проявление духовной жизни человека и, по мнению психологов, средство самосовершенствования личности .
Таким образом, речь для человека – это и средство разговора с самим собой, инструмент рефлексии. А как же называется функция языка и речи, реализуемая в этом тексте?
Практики: Функция языка и речи, реализуемая в стихотворении М. И. Цветаевой «Диалог Гамлета с совестью», называется рефлексивной.
VIII. Самостоятельная исследовательская работа со стихотворными текстами о языке и речи, специально подготовленными учащимися к уроку
IX.Обобщение итогов наблюдений в виде таблицы « Функции языка и речи», в которой раскрывается сущность названных на уроке функций
Функции языка и речи | |
Коммуникативная функция | Язык – средство связи между людьми |
Информативная функция | Язык – средство сообщения информации |
Культурно-историческая функция | Язык – хранитель исторической памяти народа |
Этническая функция | Язык для этноса (народа) – объединяющий фактор, знак национально-культурной идентичности |
Экспрессивная функция | Язык служит для передачи чувств и эмоций |
Рефлексивная функция | Речь для человека – это исредство разговора с самим собой, инструмент рефлексии |
X. Рефлексия. «Заверши тезис»
Сегодня на уроке я узнала …
Самым интересным для меня было …
Для себя я возьму …
XI. Домашнее задание: написать сочинение в жанре эссе «Русские поэты о слове»
XII. Подведение итогов урока. Выставление оценок
Учитель: Наш сегодняшний разговор о языке и речи хочу завершить словами великого русского писателя И. С. Тургенева: «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками … Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием, в руках умелых оно в состоянии совершить чудеса!»