Цель:
- Повторить, обобщить и систематизировать материал по теме “Лексика”, учить применять полученные знания на практике;
- Развивать речь, пополнять словарный запас учащихся;
- Воспитывать любовь к родному языку, прививать интерес к его познанию.
Оборудование:
- Паровозик,
- Названия станций,
- Словари,
- Листочки с кроссвордами.
Тип урока: урок обобщения ЗУН.
Ход урока
1. Организационный момент.
Запись числа и темы урока.
Постановка цели и задач перед учащимися.
2. Творческое применение и добывание знаний.
Сегодня у нас необычный урок, урок- путешествие. Мы совершим путешествие по Лексике вот на этом паровозике. На станциях паровозик будет останавливаться, а мы, пассажиры, должны вспомнить все, что знаем о жителях Лексики. При необходимости вы можете воспользоваться словарями, которые лежат на справочном столе. Давайте вспомним, какой раздел языка называется лексикой. (Раздел языка, который изучает словарный состав).
В добрый путь, ребята!
А вот и 1-ая станция - лексическое значение слова.
Что называется лексическим значением слова?
Задание: по развернутому толкованию узнать понятие и записать одним словом.
1) Башня с сигнальными огнями для ориентировки
проходящих судов (маяк).
2) Теплая погода, наступившая после сильных
морозов (оттепель).
3) Группа специалистов, решающих вопрос о
присуждении премии или награды на конкурсе,
выставке (жюри).
4) Запас слов и выражений человека (лексикон).
Проверьте записанные слова, с любым из этих слов составьте и запишите распространенное предложение.
Вывод. Для чего мы должны уметь правильно определять лексическое значение слова?
Поехали дальше, ребята. Посмотрим, кто живет на следующей станции.
2-ая станция - прямое и переносное значение слова.
Задание 1. Жители этой станции встречают нас забавной историей из жизни малышей. (Сценка)
Мама выстирала рубашку и попросила Петю повесить ее сушить на солнышке. Петя ушел, но скоро вернулся с рубашкой.
- Почему ты не повесил ее сушить? - спросила мать.
- Я не достал до солнышка, - ответил Петя.
Как называются слова, употребленные в переносном значении? (Метафора).
Задание 2. Самостоятельная работа по вариантам.
1 в. - выпишет предложения со словами,
употребленными в прямом значении,
2 в. - в переносном, т.е. те, в которых есть метафора.
1) Ветер в трубе воет и свистит.- Собака воет.
2) Усталый день клонился к ночи.- Усталый малыш
склонился головкой к материнскому плечу.
3) Хозяйка согрела воды.- Веселая песня согрела
нас в пути.
Как образуется лексическое значение слова? (По сходству).
Вывод. Для чего в художественных произведениях используется метафора? (Помогает сделать речь ярче, образнее, выразительнее).
3-я станция - синонимы.
На этой станции нас встречают синонимы.
Задание 1. Расскажите соседу по парте о том, какие слова называются синонимами. (Работа в парах).
Задание 2. Кроссворд.
У вас на партах лежат листочки. Подпишите их. Вам нужно найти спрятанное слово, вписав в пустые клеточки синонимы, состоящие из такого же количества букв.
Лес
Горе
Стужа
Хотеть
Базар
Жара
Шум
Известный американский писатель Марк Твен когда-то сказал: “Ты должен слово нужное найти, а не его троюродного брата”. Как вы понимаете слова Марка Твена? Попробуйте представить, как трудятся писатели, из множества слов выбирая самые подходящие.
Задание 3. Вставить вместо точек один из синонимов, данных в скобках, наиболее подходящий по смыслу. (Устно).
Уже (вечерело, смеркалось), когда Герасим (вернулся, пришел обратно).
По его (усталому, измученному, истомленному) виду, по неверной (походке, шагу), по запыленной (одежде, платью) его можно было (думать, предполагать), что он успел обежать пол-Москвы.
Назовите произведение и автора. (Тургенев “Муму”).
Вывод. Для чего необходимы синонимы? (1)Чтобы избежать неоправданного повтора слов; 2)Выразить мысль более точно).
4-ая станция - антонимы.
На этой станции мы будем играть, если вы скажете, какие слова называются антонимами.
Задание 1. Игра называется “Раз, два, три- говори!”
Условия: я говорю слово, а вы мне быстро называете антоним.
Большой, высокий, длинный, широкий, толстый, глубокий, прямой, первый, верхний, смеяться, хвалить, зло, холод, чистый, больной, поднимать, поломать, здороваться, храбрый, правда, горячий.
Задание 2. Послушайте текст, подумайте, с какой целью автор использует антонимы.
И грустно и радостно
Странный в сентябре лес - в нем рядом и весна и осень.
Желтый лист и зеленая травинка. Поблекшие и зацветающие цветы. Сверкающий иней и бабочки. Теплое солнце и холодная белая радуга.
Увядание и расцвет. Тишина и песни. И грустно и радостно.
(Автор использует антонимы для того, чтобы создать ощущение грусти и радости)
Вывод. Антонимы используются в тексте для того, чтобы подчеркнуть контраст, противоречие в чем-либо.
5-ая станция - омонимы.
Задание 1. Рассказать соседу по парте о том, какие слова называются омонимами. (Работа в парах)
Задание 2. Составить словосочетания таким образом, чтобы были видны смысловые различия омонимов.
Мир, заставить, петрушка. (Слова написаны на доске)
Чем омонимы отличаются от многозначных слов?
3. Обобщение изученного на уроке и введение в систему.
Вывод. Вот и завершилось наше путешествие по Лексике. Давайте сделаем вывод о том, что изучает лексика.
Ребята, в этом году мы с вами изучаем лексику с точки зрения особенностей лексического значения слова, а в 6-ом классе будем рассматривать с точки зрения употребления в речи и происхождения.
4. Итоги. Оценки.
5. Домашнее задание: подготовиться к контрольной работе (задание может быть дифференцированным).