Урок в 5-м классе "Типы речи"

Разделы: Русский язык


Цели:

  1. Формирование учебно  -  познавательной компетенции через постановку цели  на уроке и организацию её достижения;
  2. Совершенствование коммуникативной компетенции через овладение способами совместной деятельности в группе, создание собственного текста;
  3. Формирование информационной компетенции через овладение навыками работы с различными источниками информации.

Ход урока:

1)-Здравствуйте! Садитесь, подтянитесь и друг другу улыбнитесь. А я улыбнусь вам.

Когда мы улыбаемся , мы чаще ошибаемся
И чаще награждаемся подарками судьбы…
Когда мы улыбаемся, мы жизнью наслаждаемся
И силой наполняемся дарующий успех.
Сегодняшний урок будет проходить под девизом:
КАПЛЯ КАМЕНЬ ТОЧИТ  ( Презентация слайд №1
-Как вы понимаете эту пословицу?
-Вы правы. Упорство, старание, терпение помогают нам преодолеть незнание. И если вы преодолеете, все вы будете знать и уметь.

2) -Вы любите отгадывать кроссворды?
Отгадав кроссворд, мы узнаем тему урока!  (Презентация слайд №2)

  1. Это рассказ, сообщение о каком - либо в его временной последовательности. (13 букв). ПОВЕСТВОВАНИЕ.
  2. Момент наивысшего напряжения в развитии события. (11букв). КУЛЬМИНАЦИЯ.
  3. Это изображение какого- либо явления действительности, предмета, лица путем перечисления и раскрытия его основных признаков. (8 букв). ОПИСАНИЕ.
  4. Слово, с которого можно начать доказательство  в рассуждении. (8 букв). ВО- ПЕРВЫХ.
  5. Часть речи, которая чаще всего встречается в описании. (14 букв). ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ.
  6. Словесное изложение, разъяснение, подтверждение какой- либо мысли. (11 букв.). РАССУЖДЕНИЕ.
  7. Чаще всего делятся своими раздумьями по поводу описанных событий в … (10 букв). ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
  8. Слово, с которого можно начать вывод в рассуждении. (4 буквы). ИТАК.

3)- Давайте назовем тему!
- Типы речи.
- Зачем нужна эта тема?

4). - А теперь сформулируем цель урока:
- Обобщить, повторить знания о типах речи.
- Сформулируйте свою цель, цели  учебной деятельности (Презентация слайд №3)

А) получить оценку;
Б) узнать что - то новое;
В) сдать зачет;
Г) научиться чему  - нибудь;
Д) другое(свой вариант ответа).

- Кто хочет поделиться со своей целью учебной деятельности?
5)- Сегодня мы работаем по группам. После каждого этапа урока вы будете оценивать себя и другие группы по уже знакомым вам критериям (приложение№3). Скажите, чтобы написать текст, по какому  - либо типу речи, что нужно сначала сделать?

Задание №1
- Выберите тип речи! (карточки)
Из различных источников (приложение№1 )составить рассказ о типе речи по плану:(Презентация слайд № 4)

  1. Определение;
  2. Композиция;
  3. Рисунок- фотография;
  4. Вопрос;
  5. Части речи, которые чаще всего употребляются.

Группы выступают (Презентация слайд № 5 )
Описание (Презентация слайд № 6 , №7)
Повествование ( Презентация слайд №8, №9)
Рассуждение (Презентация слайд №10, №11)
После выступления группы другие задают ей вопросы.
- Кому было сложно? Почему?
- Оцениваем выступления групп.

Задание №2
Проанализировать текст по плану: ( Презентация слайд №12)

  1. Выразительное чтение текста;
  2. Тема текста;
  3. Основная мысль;
  4. Тип речи, доказать.

-Выберите текст (приложение №2)
Выступление групп
Описание (Презентация слайд № 13)
Повествование (Презентация слайд № 14)
Рассуждение ( Презентация слайд № 15)
-Оцениваем выступления групп.
После выступления группы другие задают ей вопросы.
- Кому было сложно? Почему?
- Кому было легко?  Почему?
- Оцениваем выступления групп.

Задание № 3
Составить свой текст.
- Вы пишите, читаете в группе, 1 лучшее произведение читаете вслух.
Выберите текст, который будете создавать (карточки : описание, повествование, рассуждение; Презентация слайд№16).
Работа в группах.
- Читаем лучшие вслух .
- Оцениваем выступления групп.
- Девизом урока была какая пословица?
- Капля камень точит.
- Удалось ли каплям знаний источить , разбить камень незнания?
- Достигли ли вы своей цели?
- Урок заканчивается, кому бы вы улыбнулись и за что бы вы похвалили своего одноклассника?
- Оцените свою работу. На обратной стороне  листа, где вы себя группой оценивали нарисовано ведерко. Поставьте каждый капельки.
Те ученики, у которых есть вопросы, им нужна помощь в этой теме ,поставьте капельку внизу ведра.
Те ,кто могут сами все сделать,-  на середине ведра.
Те, кто могут сами и другим помочь, - на самом верху ведра.

6)Запишите домашнее задание на выбор (Презентация слайд№17)