Благодаря усилившейся коммуникативной направленности в обучении русскому языку в школе возросло внимание и к проблемам культуры речи. Этонашло отражение и в школьных учебниках, и в многочисленных научно-популярных изданиях. Однако опыт работы показывает, что всё-таки многие выпускники школы по-прежнему слабо ориентируются в вопросах, связанных с культурой речи. Это показывают и результаты тестирования по русскому языку. Из трех разделов теста: «Орфорграфия», «Пунктуация», «Культура речи», – как показывает опыт, самым сложным оказывается последний раздел.
Приведу несколько разновидностей упражнений, позволяющих повышать уровень культурного владения языком, способствовать формированию языкового чутья школьника.
Предлагаемые упражнения можно условно разделить на две группы в соответствии с традиционно выделяемыми уровнями культуры речи: ортологическим («говори правильно, соблюдай нормы русского литературного языка») и коммуникативно-стилистическим («говори: но, выразительно, выбирай уместные в данной речевой ситуации языковые средства»).
Эти упражнения могут быть использованы (полностью или частично) в качестве лингвистических разминок, дополнительных и творческих заданий.
1. Прочитайте, поставьте ударение. Проверьте себя по словарю.
апокалипсис |
кладовая |
созвониться |
2. От данных существительных образуйте форму (или вариативные формы) родительного падежа единственного числа.
боец ботинок воробей виноград герб замысел |
заяц |
песок |
3. Данные в скобках существительные поставьте в форму предложного падежа единственного числа.
В (бег) на пятьсот метров победила наша команда. Юлия задыхалась на (бег) и не могла говорить. Долгожданный телефонный звонок раздался в первом (час) ночи. У начальника он был на хорошем (счет) и репутацией своей дорожил.
Его удаление с поля сейчас было так некстати: оно могло отразиться на (счет) матча.
4. Образуйте форму множественного числа существительных.
автор |
лекарь |
редактор |
инженер |
бухгалтер |
лектор |
сторож |
порт |
выбор |
оратор |
трактор |
катер |
выговор |
отпуск |
фельдшер |
профессор |
директор |
офицер |
шофер |
якорь |
5. От данных существительных образуйте форму единственного числа
близнецы |
кавычки |
тапочки |
брови |
6. Как правильно: «у рыб нет зуб», «у рыбей нет зубей», «у рыбов нет зубов»? После решения этой задачи выполните следующее задание образуйте форму родительного падежа существительных.
абрикосы |
гектары |
простыни |
7. От данных прилагательных образуйте краткую форму. В каких случаях это невозможно?
бледный |
дружеский |
прочный |
верный |
легкий |
точный |
вороной |
медный |
умный |
горький |
нежный |
цветной |
8. Из приведенных ниже прилагательных выберите такие, которые не образуют степеней сравнения. Свой выбор обоснуйте.
глубокий |
зеленоватый |
трудный |
глухой |
кислый |
хитрющий |
добрый |
пустой |
яркий |
9. Среди приведённых ниже глаголов найдите такие, которые не употребляются в форме 1-го лица единственного числа.
вечереть |
победить |
трясти |
грести |
приходить |
убедить |
лечь |
расти |
целовать |
10. От данных глаголов образуйте форму повелительного наклонения. В каких случаях это невозможно?
бежать |
ехать |
ночевать |
11. Составьте словосочетания правильно ставя вопрос и определяя падеж управляемого слова.
- Больше времени уделять (чтение книг).
- Вопреки (противопожарным действиям).
- Восхищаться (благородный поступок).
- Гордиться (свои ученики).
- Грустить (школьные друзья).
- Избежать (серьезная опасность).
- Исходить из (это предложение).
- Обращать внимание (физическая подготовка).
- Озабоченность (положение дел в стране).
12. Паронимы – это разные по значению слова, близкие по произношению, или лексико-грамматической принадлежности, или по родству корней. Сходность в звучании этих слов приводит к смешению их в речи. Для того, чтобы проверить, умеете ли вы правильно использовать слова, выберите одно из двух, данных в скобках:
- концертный (абонемент, абонент)
- (безответная, безответственная) покорность
- (вдох, вздох) сожаления
- (длинный, длительный) наблюдения
- (зрительные, зрительские) аплодисменты
- (искусно, искусственно) рисовать
- (крокодилий, крокодиловый) чемодан
- (мастистый, маститый) ученый
- (невежа, невежа) в музыке
- (предоставить, представить) к награде
- (сочинительный, сочинительский) талант
- (сытно, сыто) пообедать
13. Прочитайте отрывок из стихотворения Александра Кушнера. Какую проблему поднимает поэт? Что вы думаете о будущем русского языка? Свой ответ проиллюстрируйте примерами.
Русский язык, как латынь, постепенно сойдет на нет. Те, кто писал на нем, промахнулись с заветной лирой...
Горе нам, бедным, теряющим речь, увы;
Скоро мы на верлибр перейдем и забудем рифму;
Учатся сторожевые рычать по-английски львы;
Битва при Гастингсе в школе Полтавскую битву сменит.
Речевой практикум на уроках русского языка
Ученики должны хорошо видеть повседневную необходимость в изучении языка, без знания которого невозможно жить и работать. Необходимо практикой обучения внушать детям мысль, что уровень знания языка – первый показатель обшей культуры человека. Главный тезис учителя русского языка формулируете, кратко: обучая детей языку, их нужно учить речи.
Все факты языка следует показывать не только в отвлечении, но и в «конкретной работе», то есть учить детей умению пользоваться языком как средством общения. Интересны в этом смысле уроки в форме речевых практикума.
Несколько слов о практикуме, связанном с постановкой ударения. Учащимся выдаются карточки с 10-15 словами, в которых нужно поставить знак ударения. По выполнении работы слова читаются вслух. Ошибки исправляются учителем, а ученик, допустивший ошибку, в своей карточке отмечает трудное для себя слово.
Когда все ошибки выявлены, список слов читается один-два раза. Карточки остаются у учащихся для дальнейшей работы как личный справочник.
На проведение практикума расходуется 5-7 минут.
Оценки за работу обычно не ставятся.
Роль игры на уроке в формировании культуры речевого поведения школьников
Чтобы заинтересовать детей, часто обретаюсь к игровым формам работы.
Есть немало новых игр, которые открывают богатства языка. Вот некоторые из них.
МАТАГРАММА
Метаграмма (от греч. – через, сквозь и – письменный звук) – это слова, отличающиеся друг от друга одной или несколькими буквами. Буква может прибавляться или убавляться в начале, середине, конце слова: он- тон- стон, заменяться другой: зайка, байка, гайке лайка, майка, сайка, чайка, шайка. Можно одновременно прибавлять буквы и менять часть слова: рок-прок-урок- курок – жирок – порок – сурок.
Можно составить лесенку: каждое новое слово на одну букву длиннее предыдущего: о-он-сон-слон-заслон...
С помощью мегаграммы можно составить цепочки слов. Например, превратим кота во льва. Ответ: кот-лот-лов-лев.
- Как превратить маму в папу?
- Как из мышки сделать кошку*?
- Как из ночи сделать день?
- Как из муки испечь торт?
- Как превратить сушу в море?
- Как мячом забить гол?
- Как миг превратить в год?
ШАРАДЫ
Шарады (от французского – беседа, болтовня) – это особые загадки. Слово, которое надо отгадать, разделяется на части, каждая из которых имеет значение самостоятельного слова. Сначала определяется значение частей с помощью синонимов или описательных выражений (перифразов), а затем – значение целого.
Например: Первый слог – лоб, второй – сто лет, целое – разумное существо (человек).
Приведу примеры шарад, которые можно использовать на уроках.
- Если вы соедините две ноты, можете сварить суп (фасоль).
- Первое – предлог, второе – девочка, целое бывает у рыболова (удочка).
Но самое интересное – это составление шарад. Приведу примеры слов, из которых легко составить шарады:
балалайка, бормотать, борода, виноград, домино, иволга, колбаса, капуста, Крылов, кулак, осина, панорама, повесть, портной, посуда, разговор, семья, собака, сорока, температура, треска, урок, укол, чайка, частушка, чертеж, ябеда, якорь.
ПАЛИНДРОМЫ
Палиндромы (от греческого – назад, бегу) – это слова, которые одинаково читаются слева направо и справа налево: боб, дед, еле, око, наган, комок, мадам.
Возможны предложения – палиндромы:
Дорог тот город.
Иногда такие палиндромы создавали поэты и писатели.
«Я иду с мечом судия» (Г.Р. Державин)
«А роза упала на лапу Азора» (А.А. Фет)
«Аргентина манит негра» (Н.Булгаков)
Разновидность палиндромов – слова, которые при чтении справа налево имеет другое значение: топор-ропот, нос-сон, ворон-норов, огород-дорого.
Пусть школьники посоревнуются: кто приведет больше таких слов, е если удастся – сочинят предложения-палиндромы.
ОМОНИМЫ И МНОГОЗНАЧНЫЕ СЛОВА
Каждый участник должен заранее заготовить несколько таких существительных, чтобы использовать их во время игры. Один из игроков выходит из класса, остальные задумывают слово. Задача водящего – угадать слово. Он задает вопросы по очереди каждому игроку, например: где находится этот предмет? что с ним делают? это одушевленное существительное?...А игроки отвечают, имея в виду то один предмет, то другой. К примеру, задумано слово банка, которое имеет значения: цилиндрический сосуд; медицинский прибор для лечения кашля, подводная отмель. Один скажет: на столе, другой – в море, третий – в поликлинике, четвертый – в шкафу, пятый – в магазине... Что с ним делают? Наполняют, лечат, ставят, изучают, открывают, достают из неё содержимое...
Вот лишь несколько омонимов: баба, бабка, балка, банка, блок, бокс, бор, бум, бык, бычок, бюро.
Другой вариант игры: надо отгадать омоним по определению значений. Эти определения надо давать так, чтобы требовалось подумать над ответом.
Например, слову глава можно дать определения: «Старинное название одной из частей человеческого тела. Бывает в коллективе. Можно видеть в городе или селе. Есть в романе и в учебник?
Существует немало «хитрых вопросов», шуток, основанных на омонимии или сходстве звучания слов.
Например: «Когда лошадь покупают, какая она бывает?» (Мокрая) «Почему собака ходит на четырех ногах, а человек – на двух? (По земле) «Что получится: три, три да три?» (Дырка)
Школьники сами с удовольствием придумывают такие загадки.
ПАРОНИМЫ
Паронимы – это слова, близкие по звучанию, но различные по
смыслу.
Игра состоит б том, что от каждой команды выделяются «эксперты», которые должны за 1 минуту объяснить значения предложенных слов и придумать с ними словосочетания или предложения. За правильный ответ – очко, за неправильный или отсутствие ответа очко снимается.
Потом работает другая группа «экспертов». Выигрывает команда, получившая больше очков.
Для подбора паронимов целесообразно использовать «Словарь паронимов современного русского языка» Ф.А. Бельчикова и М.С. Панюшевой. Вот примеры паронимов.
Архаизм-архаичность, боязливо-боязно, вдохновение-вдохновенносит, великий-величественный, героический-геройский, глубинный- глубокий, горделивый- гордый, гуманистический- гуманный, далекий-дальний, действенный-действительный, деловитый-деловой, дерзание-дерзость, длинный-длительный, единый-единственный и другие.
ТРЕТИЙ ЛИШНИЙ (архаизмы, славянизмы, заимствованные слова)
Предлагаются группы синонимических слов словосочетаний: два архаизма, одно современное, два общеупотребительных, одно- неологизм и так далее.
Задаче игроков – найти «лишнее» слово и объяснить свое решение.
Например:
- алкать- желать- жаждать (2 – современное слово)
- брань- война- битва (1- архаизм)
- оптимальный- наилучший- благоприятный (1- заимствованное слово)
- пейзаж- описание природы – картина (2-исконно русское слово)
- рекомендовать- предлагать- советовать (1-заимствованное слово)
- вражда- неприязнь- ненависть (2- исконно русское слово)
- удалить- выгнать- изгнать (3 – славянизм)
- свергнуть- низвергнуть- развенчать (2 – славянизм)
РЕДАКТОР
Игроки выступают в роли редакторов неправильных тестов: они объясняют, в чём ошибка, и предлагают правильный текст. Материалом для работы редакторов являются предложения из творческих работ учащихся.
ПОСЛОВИЦЫ НА НОВЫЙ ЛАД
Двум командам дается задание – переделать фразеологизмы, афоризмы или пословицы, соединить половинки разные: пословиц, чтобы получилась веселая чепуха, переосмыслить известные выражения.
За каждую смешную и остроумную фразу команде начисляется очко. Вот примеры: «Старость – не новость». «Всяк кулик свое болото хулит», «За одним зайцем погонишься – двух уже не поймаешь», «Яйца от курицы недалеко падают». «Тише буреешь – дальше едешь», «Любо, но дорого».
Итак, работа над словом должна быть в центре внимания на уроке.
Как эту работу сделать интересной, увлекательной для детей? Я нашла ответ на этот вопрос, познакомившись с методикой обучения русскому языку средствами субъективизации, разработанной профессором Г.А. Бакулиной.1
1Бакулина Г.А. Новое слово: от интересного представления к эффективному усвоению // РЯШ. -2002. №4-с.16
НОВЫЕ ПОДХОДЫ В РАБОТЕ НАД СЛОВАРНЫМИ СЛОВАМИ
Нередко представление учителем очередного словарного слова на уроке проходит формально, не затрагивая интереса и эмоций учащихся.
Обучение русскому языку, осуществляемое средствами субъективизации, предполагает непосредственное, активное и сознательное участие школьников в определении предназначенного для научения нового «трудного» слова.
Эта полезная и не оставляющая детей равнодушными деятельность организуется с помощью специально разработанных упражнений. Их выполнение одновременно развивает важнейшие интеллектуальные качества школьника, развивает речь детей и значительно увеличивает роль школьника в организации учебного процесса в качестве заинтересованного субъекта, а не только объекта обучения.
Все упражнения объединены в группы, у каждой из которых есть свои отличительные, характерные черты.
В первую группу входят упражнения, предусматривающие состояние искомого слова из его частей. Например, предлагается следующее задание: определите и назовите новое словарное слово, с которым мы познакомимся на уроке. В нём два слога, каждый из которых может быть самостоятельным словом.
Первое из этих слов обозначает большой танцевальный вечер. Второе – отдельную партию в некоторых играх. Какое это слово? (Бал-кон.)
Гораздо большего интеллектуального напряжения требуют от учащихся упражнения, в которых новое словарное слово определяется ими без конкретных указаний учителя. Здесь нужны смекалка и сообразительность. Например, детям предлагается задание: определите, каким способом составлено третье слово в первом ряду, и составьте таким же образом третье слово во втором ряду:
- москит кортик мостик
- тревога пионер ?
Назовем словарное слово, с которым мы познакомимся на уроке (Слово тренер).
Вторую группу представляют упражнения, в которых новое словарное слово определяется с помощью тех или иных манипуляций с некоторыми буквами исходного слова.
Здесь возможны несколько вариантов:
- Замены буквы (букв) в исходном слове по указанным учителем признакам. Например: В слове печь замените первую букву другой, которая обозначает один из непарных согласных (твердых) и назовите слово, с которым мы знакомимся на уроке. (Сжечь.)
- Одновременное исключение и добавление букв в исходное слово по указанным учителем признакам. Например: Исключите из слова редька букву, которая не обозначает звука. Затем добавьте две буквы, которые обозначают предлог, употребляющийся только с родительным падежом и обозначающий направление «откуда-нибудь» (Слово изредка).
К третьей группе относятся упражнения, в которых новое слово определяется путём последовательного нахождения и соединения всех букв. Это упражнения универсального характера, которые предлагают различные виды разбора, имеют определенную орфографическую нагрузку, обеспечивают правильное понимание лексического значения слова и легко вписываются в любую тему урока.
Например, детям предлагается следующая задача.
Новое слово вы узнаете, если последовательно определите и соедините между собой найденные буквы:
- с первой буквы начинается корень слова промокает
- вторая буква – окончание в слове (на) речк...
- после третьей буквы никогда не пишутся ю, я
- четвертой буквой заканчивается корень слова вылетел
- пятая буква – это чередующаяся гласная в корне слова заря.
Какое это слово? (Мечта.)
Четвертую группу составляют упражнения, в которых искомое слово определяется на основе закономерности подбора исходных слов. Учитель оформляет на доске запись:
- волейбол – мяч
- бадминтон – волан
- ? – шайба
Учащимся предлагается следующее задание: почитайте запись на доске. Установите, в какой закономерной связи находятся слова первых двух пар. В соответствии с этой закономерностью определите слово третьей пары. Дайте при этом четкий, доказательный ответ.
Примерный ответ: «В левом столбике находятся слова, обозначающие названия спортивных игр. В правом – названия предметов, без которых не могут состояться названные спортивные игры. Мяч – в волейболе, волан – в бадминтоне, шайба в хоккее. Значит, сегодня мы познакомимся со словом хоккей».
Закономерности отбора исходных слов могут быть самыми разными.
Вверх – вниз |
тренировка- сумка |
скрипка – плачет |
Вперед – назад |
поездка – чемодан |
гармонь – поет |
Влево – ? |
поход -? |
? – звенит |
(вправо) |
(рюкзак) |
(гитара) |
Для меня показались интересными следующие виды упражнений:
Телефон, радио, ?, пейджер.
Задание: Определите принцип, в соответствии с которым расположены слова в данном ряду, и вы узнаете новое словарное слово, с которым мы познакомимся на уроке.
Примерный ответ: «В этом ряду написаны названия средств связи, с помощью которых можно получить какую-либо информацию, в порядке их изобретения. В период между изобретением радио и пейджера был создан телевизор. Значит, сегодня на уроке мы познакомимся со словом «телевизор».
Следующую группу составляют упражнения, в которых поиск нового слова связан с темой урока. Это своего рода словарные диктанты с нетрадиционными заданиями, которые выполняются учениками с неподдельным интересом и даже на эмоциональном подъемом.
Так, на уроке по теме: «Имя существительное» учитель диктует для записи слова: фанера, справа, уважение, пятеро, тщеславие, расчетливый, тяжелый, бинокль, оазис, недоумевать, ледоход. Задание: cоедините первые буквы имён существительных, и вы узнаете словарное слово, с которым мы познакомимся на уроке. (Слово футбол)
УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА: РЕЗУЛЬТАТИВНО И ИНТЕРЕСНО
Использование данной методики позволяет определенным образом изменить содержание и организацию процесса обучения русскому языку. Во-первых, содержание урока обогащается существенно за счет работы с языковыми категориями и словарными словами какс понятиями. Поисковый процесс нелегкий, но он учит детей думать над каждым словом, фразой, предложением, способствует развитию точной, доказательной, правильной речи, совершенствует логическое мышление, помогает прочнее запомнить изучаемый материал.
Во-вторых, работа с изучаемым лингвистическим материалом осуществляется с помощью упражнений нового типа, которые называются комплексными – интеллектуально-лингвистическими.
Выполняя специальные, но подобранные по характеру упражнения, учащиеся сами формулируют тему и цели урока, в результате чего у них создается внутренняя установка на решение ими самими обозначенных проблем и вопросов. Это в свою очередь обеспечивает их плодотворное решение. Учащиеся находятся в постоянном творческом поиске. Ученик – хозяин науроке и его движущая сила. Весь учебный процесс проходит при полном осознании ребёнком и его непосредственном активном участии. В результате дети пишут грамотно, правильно и логично выражают свои мысли, применяют в речи сложные конструкции.