Цель урока:
- Ознакомление с историей возникновения городецкой росписи, расширение кругозора, привитие эстетических навыков;
- Освоение художественных элементов росписи;
- Декоративное оформление деревянного изделия с использованием традиционных элементов и мотивов городецкой росписи.
Оформление урока:
- Сводная таблица;
- Иллюстративный и показательный материал с элементами росписи;
- Выставка из предметов декоративно-прикладного искусства;
- Аудиокассета с русской народной музыкой;
- Разделочная доска, кисточки, гуашевые краски, баночка с водой.
Ход урока
В национальных русских костюмах заходят ребята 7 класса и обращаются к классу, гостям урока (под русскую народную музыку):
- Шире раздайся народ, нижегородец идет!
- Внимание, внимание! Народное гуляние!
- Торопись, честной народ! Всех нас ярмарка зовет!
- Почтеннейшие господа! Пожалуйте к нам сюда!
- Привезли мы на базар раздиковинный товар!
- Вынимайте, земляки, поскорее кошельки!
- Вот подарки, так подарки! Краской огненной горят!
- Кто искусно расписал этот сказочный товар?
- И скажите нам, откуда появилось это чудо?
- Кто придумал эти краски, словно взятые из сказки?
- Весело, весело мастерило все село: Курцево, Косково, Хлебаиха, Городец!
Учитель русского языка: Молодцы, вы, нижегородские мастера! Своим самым популярным товаром вы помогли нам открыть сегодняшний урок, который называется «Кони, птицы Городца» из цикла «Умение творить радость».
Да, ребята, «Городец» – знаменитый народный промысел Нижегородского края. Он получил свое развитие во второй половине XIX века в заволжских деревнях близ Городца. В народе говорили, что «лес заволжанина кормит». Леса давали дешевый и разнообразный материал, из которого делали все: от детских игрушек, колыбелей, кухонных досок до знаменитых городецких прялок, пользующихся особым спросом по всей России. Их с удовольствием покупали во многом благодаря забавным картинкам на донце прялки. После окончания работы такое донце хозяйка вешала на стену вместо картины. Со временем подобной росписью стали украшать не только крестьянские прялки, но и лукошки, коробки для хранения пряжи, берестяные солонки и многие другие предметы деревенского быта. В наше время их ассортимент увеличился.
Роспись, которая зародилась в Городце, трудно спутать с другой – так велико ее своеобразие. Ни одно городецкое изделие не обходится без пышных гирлянд, букетов цветов. И, хотя эти мастера не знали законов перспективы, и их рисунки были плоскими, роспись всегда получалась удивительно легкой и красивой.
Учитель ИЗО: Каждый предмет художественного промысла «Городец» – настоящее произведение искусства. Мастера любили изображать прогулки кавалеров с дамами, лихих всадников, гарцующих на конях, сцены чаепития в богатых интерьерах, украшенных колонами, настенными часами, высокими окнами с пышными занавесками, парадными лестницами. Нередко использовались и более знакомые мастерам темы: пряхи за работой, охотники в лесу, и множество других сцен из народного быта. Эти сценки украшались диковинными цветами: яркими розанами, купавками, зелёными веточками (показ изделий).
В самую короткую летнюю ночь на праздник Ивана Купалы расцветают, по поверью, особые цветы и травы, которые обладают целебной силой. Вот этими цветами и украшены все предметы. Композиции из розанов и купавок могут составлять отдельную композицию или дополнять сюжетное изображение. Изящно решаются городецкие травы, веточки и листья, органично сочетаются крупные формы с мелкими. Мастер пишет красками сразу по чистой доске или по фону, легко и уверенно нанося мазки без прорисовки и контура. В чём же волшебство городецких узоров? Красок-то всего: красная, синяя, зелёная и немного жёлтой, а чёрная и белая для оживки. Всё дело в том, какие краски рядом положить, чтобы получилась гармония цвета.
Сейчас встречаются больше работ на цветочные мотивы (показ изделий).
- Ребята, какие элементы городецкой росписи вы видите? (Кружочки, штрихи, точки, капельки, спирали, листики, цветы).
- На этой таблице (показ таблицы) вы видите, какие бывают цветы в городецкой росписи (розан, купава, ромашка, бутон, бубенчик, городецкая роза) и последовательность выполнения росписи этих цветов.
Учитель русского языка: Городец еще славился мастерами «домовиками», главным делом которых было строительство домов. Дома они покрывали резьбой от самого конька до завалинки. Здесь работали и игрушечники, и сундучники, и балалаечники. Но самый распространенный и древний элемент этой росписи – конек. Его любили в народе, хотя в просвещенных кругах считали эту игрушку топорной работой. Образ коня на Руси – древний, связанный с культом Солнца. Древний человек думал и верил в то, что если нарисовать солнце в виде животного или красного круга, цветка, или сделать в виде коня и иметь всегда рядом, то они охранят человека от бед, принесут достаток и радость в дом, поэтому в быту стали изображать на полотенцах, на детских люльках коней, сделав их главной игрушкой. Об этом упоминается и в стихах Некрасова так:
Он гордо шел, жуя калач,
Он нес жене своей кумач,
Платок сестре, а для детей –
В сусальном золоте коней.
Учитель ИЗО: Традиционным мотивом городецкой росписи является гарцующий конь, величавость и грациозность коня выражаются в плавности и ритмичности формы, к которой органично уравновешены сила и красота (показ рисунка).
Популярен мотив птицы: павлина, голубя, лебедя, фазана, петуха, кукушки (показ рисунков).
Показ учителем поэтапного выполнения коня красками на бумаге.
Конь и птицы выполняются, в основном, черным цветом, а оживляются – белым.
Практическая часть
Учитель русского языка.
Заполнение сводной таблицы.
Название росписи |
Родина |
Материал |
Изделия |
Элементы росписи |
Городецкая роспись |
г. Городец |
дерево |
детские игрушки, колыбели, кухонные доски, прялки, лукошки, коробки, берестяные солонки. |
кружочки, штрихи, точки, капельки, спирали, листики, цветы, птицы, кони, фигуры людей. |
Учитель ИЗО.
Составление композиций городецкой росписи учениками на доске на выбор: цветочный мотив, мотив коня, птиц.
Индивидуальная и фронтальная работа учителя ИЗО.
Учитель русского языка: Раз в росписи используется так много птиц и животных, давайте послушаем стихи о них.
Читаются заранее подготовленные стихи, и одновременно идет практическая работа по выполнению росписи «Городец».
Мне сегодня в подарок коня принесли –
Вьется грива до самой земли.
Целый день я от лошади не отходил,
На колесах гулять выводил.
Говорят, уж темно, говорят, надо спать
Без коня не ложусь я в кровать.
Мать сказала: Сынок, ты забыл впопыхах
Ведь лошадки-то спят на ногах!
Становлюсь я в обнимку с любимым конем,
Может, оба мы стоя уснем?
Конь, должно быть, заснул. Я его стерегу,
Только сам задремать не могу.
Я тогда за уздечку коня привязал
И, в постель залезая, сказал:
Спокойной ночи, лошадка!
Яков Аким, «Мой конь».Лишь пришла пора рассвета,
Как сейчас же подал где-то: Ку-ка-ре-ку!
Чей-то чуткий петушок.
Чистый, звонкий голосок: Ку-ка-ре-ку!
Встрепенулся старый кочет
И вовсю как загрохочет: Ку-ка-ре-ку!
А за ним и здесь и там
Понеслось по всем дворам: Ку-ка-ре-ку! Ку-ка-ре-ку!
Мусса Джалиль, «Петушок».Зовет друзей кукушка: Довольно, сони, спать.
Весна пришла к нам в гости, давно пора вставать.
Ку-ку, ку-ку, - старается она,
Ку-ку, ку-ку, - пришла уже весна.
Обиженно в берлоге ворчит старик-медведь:
Кукушка, помолчи-ка, дай сон мне досмотреть.
Ку-ку, ку-ку, - мешаешь старику,
Ку-ку, ку-ку, - поспать бы на боку.
Эстонская народная песня «Кукушка».Тихие сумерки, солнце садится.
Слышно, как плачет какая-то птица:
Ку-ку, ку-ку…
Это кукушка кричит на суку
Словно прогнать она хочет тоску:
Ку-ку, ку-ку…
Мусса Джалиль, «Кукушка».Из-за леса, леса темного
Подымалась красна зорюшка.
Рассыпала ясной радугой
Огоньки – лучи багровые.
В это утро вместе с солнышком
Уж из тех ли темных зарослей
Выплывала, словно зоренька,
Белоснежная лебедушка.
Позади ватагой стройною
Подвигались лебежатушки
И дробилась гладь зеркальная
На колечки изумрудные.
Есенин, «Лебедушка»
В процессе практической работы ведется беседа о местных умельцах, которые прославились своим мастерством.
Оформление выставки работ учащихся. Анализ.
Домашнее задание: Написать небольшую творческую работу «Земля славится умельцами».