Цели урока:
- закрепить знания о простом предложении; об однородных членах предложения;
- развивать умение ставить запятую при однородных членах предложения с союзами и без союзов;
- развивать творческую активность, воспитывать любовь к природе, к ее бережному отношению.
Оборудование:
- сюжетная картинка об осени;
- схемы предложений с союзами и без союзов (см . рис №1);
- листики (оригами, сделанные на уроке технологии ) с самостоятельно составленными загадками (использование методики А. А. Нестеренко «Страна Загадок».)
- рисунок «Дерева мудрости»;
- карточки со словами для справок (кружатся, беззвучно, тихо, сонно, танцевали, играли);
- «Копилка» (методика И. Н. Мурашковской «Зазеркалье»).
Ход урока:
1. Организационный момент
2 Работа по картинке
А) введение картинки
- Ребята, послушайте отрывок из поэмы И.Бунина и определите, о каком времени года нам рассказывает автор?
Сегодня так светло кругом,
Такое мертвое молчанье
В лесу и в синей вышине,
Что можно в этой тишине
Расслышать листика шуршанье.
Лес, словно терем расписной.
Лиловый, золотой, багряный.
Стоит над солнечной поляной
Завороженный тишиной.
- Посмотрите на картинку (демонстрация картинки), наверное, автор описывал данную осень.
- «Дели!» (По команде «Дели!» дети называют предметы и записывают слова, которые изображены на картинке), на доске появляется запись:
Деревья листья ветки небо трава кусты и т. д
Б) словарная работа
- Что интересного можно сказать об этих слова?
Дети, отвечая, обосновывают свой ответ. Определяют часть речи; число, род данных существительных; определяют количество звуков и букв, количество слогов, ударные и безударные гласные проверяемые и непроверяемые ударением.
Проводится фонетический разбор слова – листья - ( л' и с т' й а)- 2 сл. 6б. 6з.
- Ребята, вам было задано особое задание - составить загадку про листья. Давайте послушаем несколько загадок:
Овальный, круглый ,но не фрукт,
Желтый, красный , но не съедобный,
Шероховатый , сухой, но не кора,
Кружится в воздухе, падает, но не снежинка…Как снег, но не тает.
Растет на дереве, но не яблоко,
Как ковер, но не настоящий….
Остальные листочки с загадками в течение всего урока при ответе будете прикреплять к нашему «Дереву Мудрости» (загадки можно использовать на уроках ОЗМ, технологии, ИЗО).
3. Работа над новым материалом
- Посмотрите на эти схемы, что у них общего?
рис. 1
- Какие предложения называют простыми?
- Что составляет грамматическую основу предложения?
- А теперь, возвратимся к нашим словам, составим простые предложения.
По команде «Давай!» ребята соединяют пары слов, составляют простые предложения.
рис. 2
Например:
Листья
покинули свои насиженные места.
Листья
опали с деревьев, кустов.
- Что общего в этих предложениях? (Простые предложения)
- Чем отличаются данные предложения? (Однородными членами предложения)
- Какие члены предложения называются однородными?
- Как соединяются однородные члены предложения?
- Сделать синтаксический разбор данных предложений.
4. Сообщение темы урока
- Сегодня на уроке мы научимся составлять предложения с однородными членами с союзами и без союзов.
«Молчаливая
загадка»
(Кроссворд,
составленный детьми)
- О какой части речи здесь говорится? (о союзе)
- Какую часть речи называют союзами?
- Какие союзы вы видите?
- Что мы должны помнить о написании союзов а и но?
- А что вы можете рассказать о союзе и?
- Что должны помнить при написании предложений с союзам и?
5. Первичное закрепление
Работа в парах: детям предлагаются карточки в виде листиков, на которых записаны предложения.
1 задание. Найти и показать листик с правильно расставленными знаками препинания.
Например:
На дорожках лежат красные листья осинки, и бурые листья тополя.
Ночь теперь длинная, а день короткий.
2 задание. Исправить ошибки и составить схемы к данным предложениям.
3 задание. Сделать вывод: Как соединяются однородные члены предложения? Перед какими союзами ставится запятая?
6. Закрепление пройденного материала, работа по учебнику:
- Закройте глаза и давайте представим, что мы в осеннем лесу. Какие звуки вы слышите?
(ответы детей)
- Молодцы! Сколько красок и звуков осени вы перечисли!
- А какое время года следует за осенью?
- Вот в упражнении 57 стр.37, во втором абзаце нам предлагают вспомнить краски и звуки зимы.
- Мы должны, пользуясь словами для справок (кружатся, беззвучно, тихо, сонно, танцевали, играли), составить предложения с однородными членами. Помните о знаках препинания ( выборочная проверка).
7. Итог урока
- Для чего мы часто употребляем в речи предложения с однородными членами предложения?
- Как на письме соединяются однородные члены предложения?
8. Развитие речи (для домашней работы)
Представьте, что вы идете по осеннему лесу. И видите на дереве одинокий листок. Что он мог вам рассказать? Дополнить и дописать сказку « Осенний танец» о маленьком золотистом листике, который сорвался с дерева (выдаются карточки для индивидуальной работы).
Осенний танец.
Однажды в лес прилетел Осенний Ветер. Он (что делал?) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
А потом устал и пристроился отдохнуть на ветку (какого дерева?) . . . . . . . . . ., где трепетал от страха последний маленький Листочек.