Развитие умения ставить запятую в простом предложении с однородными членами

Разделы: Русский язык


Цели урока:

  • закрепить знания о простом предложении; об однородных членах предложения;
  • развивать умение ставить запятую при однородных членах предложения с союзами и без союзов;
  • развивать творческую активность, воспитывать любовь к природе, к ее бережному отношению.

Оборудование:

  • сюжетная картинка об осени;
  • схемы предложений с союзами и без союзов (см . рис №1);
  • листики (оригами, сделанные на уроке технологии ) с самостоятельно составленными загадками (использование методики А. А. Нестеренко «Страна Загадок».)
  • рисунок «Дерева мудрости»;
  • карточки со словами для справок (кружатся, беззвучно, тихо, сонно, танцевали, играли);
  • «Копилка» (методика И. Н. Мурашковской «Зазеркалье»).

Ход урока:

1. Организационный момент

2 Работа по картинке

А) введение картинки

- Ребята, послушайте отрывок из поэмы И.Бунина и определите, о каком времени года нам рассказывает автор?

Сегодня так светло кругом,
Такое мертвое молчанье
В лесу и в синей вышине,
Что можно в этой тишине
Расслышать листика шуршанье.
Лес, словно терем расписной.
Лиловый, золотой, багряный.
Стоит над солнечной поляной
Завороженный тишиной.

- Посмотрите на картинку (демонстрация картинки), наверное, автор описывал данную осень.

- «Дели!» (По команде «Дели!» дети называют предметы и записывают слова, которые изображены на картинке), на доске появляется запись:

Деревья листья ветки небо трава кусты и т. д

Б) словарная работа

- Что интересного можно сказать об этих слова?

Дети, отвечая, обосновывают свой ответ. Определяют часть речи; число, род данных существительных; определяют количество звуков и букв, количество слогов, ударные и безударные гласные проверяемые и непроверяемые ударением.

Проводится фонетический разбор слова – листья - ( л' и с т' й а)- 2 сл. 6б. 6з.

- Ребята, вам было задано особое задание - составить загадку про листья. Давайте послушаем несколько загадок:

Овальный, круглый ,но не фрукт,
Желтый, красный , но не съедобный,
Шероховатый , сухой, но не кора,
Кружится в воздухе, падает, но не снежинка…

Как снег, но не тает.
Растет на дереве, но не яблоко,
Как ковер, но не настоящий….

Остальные листочки с загадками в течение всего урока при ответе будете прикреплять к нашему «Дереву Мудрости» (загадки можно использовать на уроках ОЗМ, технологии, ИЗО).

3. Работа над новым материалом

- Посмотрите на эти схемы, что у них общего?


рис. 1

- Какие предложения называют простыми?

- Что составляет грамматическую основу предложения?

- А теперь, возвратимся к нашим словам, составим простые предложения.

По команде «Давай!» ребята соединяют пары слов, составляют простые предложения.


рис. 2

Например:

Листья покинули свои насиженные места.
Листья опали с деревьев, кустов.

- Что общего в этих предложениях? (Простые предложения)

- Чем отличаются данные предложения? (Однородными членами предложения)

- Какие члены предложения называются однородными?

- Как соединяются однородные члены предложения?

- Сделать синтаксический разбор данных предложений.

4. Сообщение темы урока

- Сегодня на уроке мы научимся составлять предложения с однородными членами с союзами и без союзов.

«Молчаливая загадка»
(Кроссворд, составленный детьми)

- О какой части речи здесь говорится? (о союзе)

- Какую часть речи называют союзами?

- Какие союзы вы видите?

- Что мы должны помнить о написании союзов а и но?

- А что вы можете рассказать о союзе и?

- Что должны помнить при написании предложений с союзам и?

5. Первичное закрепление

Работа в парах: детям предлагаются карточки в виде листиков, на которых записаны предложения.

1 задание. Найти и показать листик с правильно расставленными знаками препинания.

Например:

На дорожках лежат красные листья осинки, и бурые листья тополя.
Ночь теперь длинная, а день короткий.

2 задание. Исправить ошибки и составить схемы к данным предложениям.

3 задание. Сделать вывод: Как соединяются однородные члены предложения? Перед какими союзами ставится запятая?

6. Закрепление пройденного материала, работа по учебнику:

- Закройте глаза и давайте представим, что мы в осеннем лесу. Какие звуки вы слышите?

(ответы детей)

- Молодцы! Сколько красок и звуков осени вы перечисли!

- А какое время года следует за осенью?

- Вот в упражнении 57 стр.37, во втором абзаце нам предлагают вспомнить краски и звуки зимы.

- Мы должны, пользуясь словами для справок (кружатся, беззвучно, тихо, сонно, танцевали, играли), составить предложения с однородными членами. Помните о знаках препинания ( выборочная проверка).

7. Итог урока

- Для чего мы часто употребляем в речи предложения с однородными членами предложения?

- Как на письме соединяются однородные члены предложения?

8. Развитие речи (для домашней работы)

Представьте, что вы идете по осеннему лесу. И видите на дереве одинокий листок. Что он мог вам рассказать? Дополнить и дописать сказку « Осенний танец» о маленьком золотистом листике, который сорвался с дерева (выдаются карточки для индивидуальной работы).

Осенний танец.

Однажды в лес прилетел Осенний Ветер. Он (что делал?) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

А потом устал и пристроился отдохнуть на ветку (какого дерева?) . . . . . . . . . ., где трепетал от страха последний маленький Листочек.