Русский язык
-
Урок развития речи. Подготовка к написанию сочинения-рассуждения "Счастливые заметки о счастье" (на основе рассказа В.Токаревой "Самый счасливый день") 2009
Урок направлен на развитие умения рассуждать и излагать свои рассуждения на письме. Наряду с традиционной формой рассуждения на уроке используется топиковая модель, которая помогает учащимся расширить представление о сочинении-рассуждении. Используется интерактивный метод обучения. Опираясь на современный рассказ, используя статистику опроса среди сверстников, учащиеся путем рассуждения формулируют свое понятие о счастье.
-
Методическое пособие "Подготовка к итоговой аттестации по русскому языку в форме ЕГЭ" (11-й класс) 2009
Методическое пособие разработано с учётом принципа поэтапной подготовки к выполнению заданий ЕГЭ. Каждое задание сопровождается методическим комментарием, включающим перечень умений по определённой теме; теоретическими сведениями; образцами контрольно-измерительных материалов. Приложение содержит комплект тестов для самостоятельной работы, а также бланки ответов и ключи к ним.
-
Новые технологии и разработки русского языка 2009
Лексикографическая область науки о языке всё чаще выходит из зоны контроля. Становится очевидным и тот факт, что ныне настала пора либо продолжить издание академического большого толкового словаря русского языка, либо начинать эту работу сначала.
-
Творческий урок оргдеятельностного типа "Урок-зачет по теме "Наречие" (7-й класс) 2009
На уроке показано выявление качества усвоения знаний по данной теме. Использованы два метода обучения: контрольный и систематизирующий. Чётко прослеживается индивидуальная работа каждого ученика. На занятии применялись креативные методы обучения: «Если бы…» в форме лингвистической сказки; метод образного видения – эмоционально-образное исследование объекта; метод придумывания.
-
Спортивная лексика 2009
Цель составленных заданий – обеспечить курс русского языка материалом, необходимым для работы над грамматическими формами слов, связанных со спортом, а также для работы над речевыми навыками. Предлагаемые упражнения содержат спортивные термины и понятия. В текстах рассказывается о спортивных достижениях российских спортсменов, подготовке к Олимпиаде-2014.
-
Изучение безударной гласной в средней школе 2009
В работе дана поэтапная система формирования и совершенствования навыка правописания безударной гласной в корне слова; разработана классификация слов в зависимости от морфемного состава; приведены примеры упражнений, цель которых – научить детей дифференцировать языковой материал, привить интерес к этимологическому анализу.
-
Интегрированный урок русского языка для 9-го класса по теме «Сложносочиненные предложения» 2009
Этот интегрированный урок направлен не только на развитие умения ставить знаки препинания и определять смысловые отношения между частями сложносочинённого предложения, но и на развитие таких творческих способностей, как лингвистическая речь, умение интерпретировать художественный текст и анализировать изобразительно-выразительные средства.
-
Презентация книги для души 2009
Чтобы привлечь внимание детей к книге, в течение уже многих лет, начиная с 8-го класса, провожу уроки литературы в форме презентации книги для души, на котором лицеисты, рассказывая о прочитанных книгах, рекомендуют прочитать их своим товарищам по классу, могут обменяться книгами после урока. В итоге, развивается монологическая речь, умение анализировать прочитанное произведение, появляется желание прочитать интересную книгу, и каждый учащийся обязательно находит книгу по душе.
-
Урок русского языка в 8-м классе по теме "Односоставные предложения" 2009
На примере предложенного урока автор предлагает организовать работу по привитию интереса к русскому языку через введение мини-текстов и предложений о природе родного края, о любви к ней. Специфика строения односоставных предложений легче усваивается при сопоставлении их с двусоставными предложениями, поэтому в урок введены практические задания для анализа предложений, различных по структуре.
-
Использование художественных текстов на уроке русского языка (8-й класс) 2009
Чувство прекрасного можно воспитать при постоянном общении с этим прекрасным. Сухие уроки изучения грамматики преображаются, становятся интересными, если изучать её, опираясь на художественный текст, особенно на поэзию. На таких уроках ученик проявляет свою индивидуальность, развивает речь, становится творцом.
-
Урок обобщающего повторения по теме "Фразеология" в 6-м классе в форме игры "Путешествие в княжество Фразеологизмов" 2009
Представленный урок позволяет учащимся повторить и обобщить материал по теме "Фразеология", проверить свою эрудицию в этой области, проявить индивидуальную творческую активность, получить новую информацию об источниках образования фразеологизмов. В процессе урока используются элементы занимательности, театрализации, соревнования.
-
Применение современных педагогических технологий на уроках русского языка, литературы и математики 2009
В условиях нарастающего потока информации и расширения информационного пространства необходимо адаптировать школьника к современной жизни, а значит, научить его самостоятельно осваивать и систематизировать знания, вооружить методами и способами познавательной деятельности, привить интерес к поиску информации. Такие возможности открывает применение педагогических технологий.
-
Обобщение изученного по теме "Имя существительное", 6-й класс 2009
Целью урока является систематизация и обобщение теоретических знаний об имени существительном как части речи, повторение основных орфограмм, изученных в данном разделе. Урок направлен на совершенствование языковых и лингвистических компетенций учащихся.
-
Тема урока: "Правописание приставок пре- и при-". Урок-практикум 2009
На данном уроке используются словесные, практические, наглядные методы и приёмы обучения. Применяется дифференцированный метод обучения при работе с текстом. В качестве контроля используется тестовая работа.
-
Урок–диалог "Читаем сказки – изучаем традиции" (5–6-е классы) 2009
Урок предназначен для 5-6-х классов при изучении темы "Фольклор". Это третий урок в теме "Сказки народов мира".
-
Модель урока-диалога в 11-м классе. Тема: "Рассказ В.Набокова "Звонок" 2009
Вашему вниманию предлагается урок, на котором представленное произведение рассматривается и анализируется по отрывкам.
-
Урок по теме "Употребление в речи определений, выраженных причастиями и причастными оборотами" 2009
Уроки русского языка являются благодатной почвой для формирования у учащихся умений текстовосприятия и текстообразования. Они получат представление о роли причастий в текстах художественного стиля, смогут понять, что их способность передавать признак предмета как действие является выразительным средством, смогут совершенствовать навыки анализа текста.
-
Коммуникативно-развивающее обучение русскому языку 2009
Использование дидактических игр, моделирование ситуации, работа с текстом, использование пословиц, поговорок, выполнение различных заданий к уроку, объединившись в творческие группы, формирование проблемных ситуаций и их разрешение методом подводящего диалога – это эффективные средства коммуникативной деятельности.
-
Обобщающий урок по теме "Наречие" 2009
Предложенная работа - конспект урока русского языка. Обобщение и систематизация материала, изученного по теме "Наречие", проходит в игровой форме. Благодаря эмоциональному воздействию снимается эмоциональное напряжение учеников, повышается интерес к предмету.
-
Сочинение–описание по картине И.И. Левитана "Золотая осень" (5-й класс) 2009
На уроке автор статьи учит детей как можно более полно описывать изображенное на картине; активизировать лексику учащихся по теме "Осень". Совершенствует умение использовать средства выразительности в речи, вызвать интерес у школьников к произведениям живописи; пробудить у них желание высказать свое отношение к картине.
-
Использование современной педагогической технологии развития критического мышления на уроках русского языка 2009
В российском образовании провозглашен сегодня принцип вариативности. В этом направлении идет и активное использование современных педагогических технологий в учебном процессе, в том числе и на уроках русского языка. В статье представлен опыт работы по использованию современной педагогической технологии развития критического мышления на уроке развития речи в 6-м классе.
-
Интегрированный урок (русский язык + английский язык) по теме "Степени сравнения имени прилагательного в русском и английском языках" 2009
Урок разработан для учащихся 6-го класса в форме конференции и направлен на повышение мотивации к обучению. Работа на конференции проводится в два этапа: исследовательский и практический. На занятии создается атмосфера сотрудничества в позиции «учитель-ученик», «ученик-ученик».
-
Урок русского языка в 5-м классе по теме "Обращение" 2009
Урок объяснения нового материала по теме "Обращение" направлен на развитие коммуникативных и учебных компетенций пятиклассников, их познавательной самостоятельности. На уроке использованы тексты сказок А.С. Пушкина, в качестве наглядного материала - иллюстрации художника В.Конашевича, что способствует формированию эстетического вкуса и языковой культуры обучающихся.
-
Урок-диспут по русскому языку 2009
Цели урока: формирование качеств, способствующих развитию диалектического мировоззрения, необходимого для ориентации в мире, способности к быстрой адаптации к непрерывным социальным изменениям; закрепление умения вести дискуссии, преодоление нравственного максимализма; воспитание чувства патриотизма; развитие навыков монологической и диалогической речи; совершенствование навыков работы с ИКТ.
-
Авторская программа подготовки юных корреспондентов 2009
Целью авторской программы является формирование учащегося-юнкора, способного к полноценному восприятию духовной культуры, подготовка к самостоятельной работе над словом, подготовка к ЕГЭ по русскому языку.
-
Урок русского языка "Место придаточного в сложноподчиненном предложении" 2009
Применение средств ИКТ на уроках русского языка создает условия повышения эффективности учебного процесса и улучшения уровня владения полученной информацией. Данный урок направлен на совершенствование пунктуационных навыков, овладение синтаксической терминологией, воспитание интереса к урокам русского языка средствами самого урока.
-
Лингвистические Олимпийские игры 2009
В основе предлагаемого внеклассного мероприятия по русскому языку лежит идея совмещения истории Олимпийского движения и занимательного лингвистического материала. Учащиеся узнают интересные сведения о некоторых спортсменах, составляющих славу Олимпийского движения, получат возможность проявить свои знания по предмету и творческие способности.
-
Урок-презентация "Буквы е, и в корне с чередованием" 2009
Тема является сложной для учащихся 5-х классов, и, объясняя материал, важно предусмотреть не только усвоение правописания корней с чередованием, но и то, чтобы учащиеся «узнавали в лицо» сами корни, на которые распространяется правило. В разработке урока использованы разные формы и методы, которые помогут учащимся значительно облегчить запоминание данного правила, а также активизировать работу детей на уроке.
-
Урок письма и развития речи в 8-м классе коррекционной школы-интерната VIII вида. Тема "Имя существительное как часть речи" 2009
Учитель работает по программе специального коррекционного образовательного учреждения 8-го вида: 5–9-й классы под редакцией д.п.н. Воронковой В.В. Занятие помогает повторить и систематизировать знания учащихся об имени существительном как части речи и его грамматических признаках; упражнять детей в нахождении существительных в письменной и устной речи; обогащать и расширять активный словарь через включение в речь новых и изученных существительных.
-
Урок русского языка в 8-м классе по теме "Повторение. Пунктуация в предложениях с однородными членами" 2009
В урок обобщения и систематизации знаний включены следующие виды - графический, цифровой диктанты, творческая работа, пунктуационный разбор предложений, дающие возможность повторить и обобщить материал, подготовить учащихся к контрольной работе по данной теме.