Русский язык
-
Разработка нетрадиционного урока по русскому языку в 5-м классе по теме "Сложное предложение" 2009
Урок проведен в форме игры-путешествия с использованием информационно-коммуникативных технологий. Закрепление нового материала организуется в виде творческой работы ("Синквейн").
-
Урок риторики в 6-м классе на тему "Личное письмо" 2009
Автор статьи стремится научить ребят писать личные письма, знать их разновидности; развивает речь учащихся; воспитывает эстетическое отношение к слову, к творчески активной и духовно богатой личности.
-
Урок развития речи в 5-м классе на тему "Что такое текст?" 2009
Предлагаемые задания урока: умение работать с учебной информацией, умение передавать визуальную информацию в вербальную (например, чтение опорной схемы), умение воспринимать информацию из разных источников - направлены на реализацию образовательной цели.
-
Урок русского языка «Обобщение и систематизация знаний по разделу "Словообразование"» 2009
На уроке систематизируются знания учащихся по разделу. Используются разнообразные виды работ: речевая разминка, аутотренинг, карточки, лексическая работа, образование новых слов, игры, разбор по составу, творческая работа - загадки-складки для заполнения кроссворда. Урок развивает образное логическое мышление, речевой слух и языковую память.
-
Урок-игра для учащихся 5-6-х классов "Час занимательного русского языка" 2009
Цель урока: проверить знания и умения учащихся по общим вопросам русского языка.
-
Лингвориторическая разминка на уроках русского языка 2009
Лингвориторическая разминка, проводимая на разных этапах уроках русского языка, поможет учителю, не затрачивая много времени, провести комплексный лингвистический анализ слова и через осмысление его языковой и образной структуры прийти к созданию собственного небольшого текста, раскрывающего смысл уже не просто слова, а определенного понятия или явления.
-
Урок русского языка в 8-м классе. "Обобщение знаний по теме. Обособленные определения и приложения" 2009
Целью урока является создание условий для систематизации изученного материала, развития организационных, интеллектуальных, коммуникативных общеучебных умений и навыков; выявление уровня овладения системой знаний и умений, опыта творческой деятельности.
-
Формирование орфографических умений и навыков на уроках русского языка 2009
При формировании у школьников орфографических навыков учитель должен учитывать психологическую природу орфографического навыка. Важным условием формирования орфографических навыков является вариативность дидактического материала, подобранного с учётом типичных затруднений учащихся в применении орфографических правил.
-
Интегрированный урок (математика+технология) "Симметрия вокруг нас" 2009
Обобщающее интегрированное занятие-презентация по теме.
-
"Урок грамотности" 2009
Материал данного урока поможет учащимся почувствовать необходимость учиться родному языку, осознать, что русский язык – национальное достояние, которое возвышает человека, укрепляет нравственные устои, без чего невозможно наше существование. Практический материал составлен на основе часто употребляемых выражений, доступен и интересен.
-
Открытый урок "Виды сложноподчиненных предложений с обстоятельственными придаточными" 2009
Закрепляющее занятие по теме.
-
Урок в 5-м классе по программе Л.В. Занкова "Немые буквы. Так ли это?" 2009
На уроке создаются условия для открытия учащимися новых случаев написания разделительных мягкого и твердого знаков, дети учатся самостоятельно находить орфограмму по существенным признакам, развивается орфографическая зоркость, внимание, творческие способности.
-
Научно-теоретический анализ формирования и нарушения процесса письма 2009
Аналитическая работа о вопросах формирования и нарушения процесса письма.
-
Повторительно-обобщающий урок русского языка "Запятая в конструкциях с союзом КАК" (10-11-й класс) 2009
Повторительно-обобщающий урок рассматривает одну из наиболее трудных тем русской пунктуации. Систематизированный теоретический материал, электронная презентация, обилие дидактического материала в тестовой и текстовой форме позволяет отработать тему в рамках одного урока. Как всё занятие, так и отдельные его фрагменты (таблицы, тесты) могут быть использованы на консультациях по подготовке к ЕГЭ.
-
Формирование коммуникативной компетентности посредством организации творческой деятельности учащихся на уроках развития речи по русскому языку и во внеклассной работе по предмету 2009
В статье представлен опыт работы по формированию коммуникативной компетентности учащихся с упором на творческую деятельность как один из действенных способов свободного развития личности современного ребенка. Автор убежден, что в процессе обучения языку как средству общения, особенно важна коммуникативная мотивация (зачем мы создаем текст и для чего он предназначен). Без этого речевое действие становится искусственным, теряет жизненный смысл.
-
Урок развития речи. Подготовка к написанию сочинения-рассуждения "Счастливые заметки о счастье" (на основе рассказа В.Токаревой "Самый счасливый день") 2009
Урок направлен на развитие умения рассуждать и излагать свои рассуждения на письме. Наряду с традиционной формой рассуждения на уроке используется топиковая модель, которая помогает учащимся расширить представление о сочинении-рассуждении. Используется интерактивный метод обучения. Опираясь на современный рассказ, используя статистику опроса среди сверстников, учащиеся путем рассуждения формулируют свое понятие о счастье.
-
Методическое пособие "Подготовка к итоговой аттестации по русскому языку в форме ЕГЭ" (11-й класс) 2009
Методическое пособие разработано с учётом принципа поэтапной подготовки к выполнению заданий ЕГЭ. Каждое задание сопровождается методическим комментарием, включающим перечень умений по определённой теме; теоретическими сведениями; образцами контрольно-измерительных материалов. Приложение содержит комплект тестов для самостоятельной работы, а также бланки ответов и ключи к ним.
-
Новые технологии и разработки русского языка 2009
Лексикографическая область науки о языке всё чаще выходит из зоны контроля. Становится очевидным и тот факт, что ныне настала пора либо продолжить издание академического большого толкового словаря русского языка, либо начинать эту работу сначала.
-
Творческий урок оргдеятельностного типа "Урок-зачет по теме "Наречие" (7-й класс) 2009
На уроке показано выявление качества усвоения знаний по данной теме. Использованы два метода обучения: контрольный и систематизирующий. Чётко прослеживается индивидуальная работа каждого ученика. На занятии применялись креативные методы обучения: «Если бы…» в форме лингвистической сказки; метод образного видения – эмоционально-образное исследование объекта; метод придумывания.
-
Спортивная лексика 2009
Цель составленных заданий – обеспечить курс русского языка материалом, необходимым для работы над грамматическими формами слов, связанных со спортом, а также для работы над речевыми навыками. Предлагаемые упражнения содержат спортивные термины и понятия. В текстах рассказывается о спортивных достижениях российских спортсменов, подготовке к Олимпиаде-2014.
-
Изучение безударной гласной в средней школе 2009
В работе дана поэтапная система формирования и совершенствования навыка правописания безударной гласной в корне слова; разработана классификация слов в зависимости от морфемного состава; приведены примеры упражнений, цель которых – научить детей дифференцировать языковой материал, привить интерес к этимологическому анализу.
-
Интегрированный урок русского языка для 9-го класса по теме «Сложносочиненные предложения» 2009
Этот интегрированный урок направлен не только на развитие умения ставить знаки препинания и определять смысловые отношения между частями сложносочинённого предложения, но и на развитие таких творческих способностей, как лингвистическая речь, умение интерпретировать художественный текст и анализировать изобразительно-выразительные средства.
-
Презентация книги для души 2009
Чтобы привлечь внимание детей к книге, в течение уже многих лет, начиная с 8-го класса, провожу уроки литературы в форме презентации книги для души, на котором лицеисты, рассказывая о прочитанных книгах, рекомендуют прочитать их своим товарищам по классу, могут обменяться книгами после урока. В итоге, развивается монологическая речь, умение анализировать прочитанное произведение, появляется желание прочитать интересную книгу, и каждый учащийся обязательно находит книгу по душе.
-
Урок русского языка в 8-м классе по теме "Односоставные предложения" 2009
На примере предложенного урока автор предлагает организовать работу по привитию интереса к русскому языку через введение мини-текстов и предложений о природе родного края, о любви к ней. Специфика строения односоставных предложений легче усваивается при сопоставлении их с двусоставными предложениями, поэтому в урок введены практические задания для анализа предложений, различных по структуре.
-
Использование художественных текстов на уроке русского языка (8-й класс) 2009
Чувство прекрасного можно воспитать при постоянном общении с этим прекрасным. Сухие уроки изучения грамматики преображаются, становятся интересными, если изучать её, опираясь на художественный текст, особенно на поэзию. На таких уроках ученик проявляет свою индивидуальность, развивает речь, становится творцом.
-
Урок обобщающего повторения по теме "Фразеология" в 6-м классе в форме игры "Путешествие в княжество Фразеологизмов" 2009
Представленный урок позволяет учащимся повторить и обобщить материал по теме "Фразеология", проверить свою эрудицию в этой области, проявить индивидуальную творческую активность, получить новую информацию об источниках образования фразеологизмов. В процессе урока используются элементы занимательности, театрализации, соревнования.
-
Применение современных педагогических технологий на уроках русского языка, литературы и математики 2009
В условиях нарастающего потока информации и расширения информационного пространства необходимо адаптировать школьника к современной жизни, а значит, научить его самостоятельно осваивать и систематизировать знания, вооружить методами и способами познавательной деятельности, привить интерес к поиску информации. Такие возможности открывает применение педагогических технологий.
-
Обобщение изученного по теме "Имя существительное", 6-й класс 2009
Целью урока является систематизация и обобщение теоретических знаний об имени существительном как части речи, повторение основных орфограмм, изученных в данном разделе. Урок направлен на совершенствование языковых и лингвистических компетенций учащихся.
-
Тема урока: "Правописание приставок пре- и при-". Урок-практикум 2009
На данном уроке используются словесные, практические, наглядные методы и приёмы обучения. Применяется дифференцированный метод обучения при работе с текстом. В качестве контроля используется тестовая работа.
-
Урок–диалог "Читаем сказки – изучаем традиции" (5–6-е классы) 2009
Урок предназначен для 5-6-х классов при изучении темы "Фольклор". Это третий урок в теме "Сказки народов мира".