Цель: познакомить учащихся с понятием назывных предложений в речи.
Задачи:
- Образовательные:
- повторить изученное ранее об односоставных предложениях;
- познакомить учащихся с теоретическими сведениями по теме “Назывные предложения” (значение, возможность распространения подлежащего);
- научить интонационно правильному чтению назывных предложений.
- Развивающие :
- развивать навык самоконтроля;
- развивать внимание;
- развивать устную и письменную речь.
- Воспитательные:
- воспитывать любовь к малой родине;
- формировать эстетический вкус посредством картин В.М. Васнецова и музыкального произведения Вивальди.
Тип урока: комбинированный.
Методические приёмы: лингвистический словарный диктант, самоконтроль и самооценка, взаимопроверка, работа с опорным материалом, составление собственного текста, лингвистический анализ поэтического текста (элементы).
Формы контроля: коллективная, фронтальная.
Оборудование и дидактические материалы: компьютер, оценочные листы, карточки.
Ход урока
I. Оргмомент.
У: Мы встретились сегодня, чтобы научиться тому, чего пока не умеем. Возможно, вы удивлены, ребята: “Как это? Учитель идёт на урок и чего-то не умеет?” Представьте, это так, ведь я учусь вместе с вами: вы узнаёте новое об окружающем мире, а я учусь у вас радоваться своим открытиям и достижениям. Поэтому давайте пожелаем друг другу, чтобы эти 45 минут стали не просто очередным уроком русского языка, а удивили нас новыми открытиями, новыми знаниями о жизни, и пожмём друг другу руки.
(дружеское рукопожатие соседей по парте)
А для того, чтобы случайно не забыть, когда эти открытия произошли, запишите в тетради дату сегодняшнего урока.
(учащиеся записывают число и вид работы (классная)
У: Оставьте, пожалуйста, одну строчку для записи темы урока.
А сейчас хочу увидеть глаза каждого из вас, чтобы убедиться, что все готовы к работе.
(учащиеся показывают свою готовность к работе)
II. Повторение ранее изученного материала.
У: Скажите, пожалуйста, можно ли узнать что-то новое о жизни, не опираясь на уже известное?
О: Нет.
У: Конечно. Поэтому предлагаю повторить всё, что вы знаете об односоставных предложениях, ведь сегодня мы продолжаем изучать эту тему.
Лингвистический диктант: запишите, разделяя запятой, понятия, определения которых услышите.
(Учащиеся записывают в тетради, не комментируя)
- Главный член предложения, который обозначает то, что говорится о предмете речи.
- Предложение, грамматическая основа которого состоит из подлежащего и сказуемого.
- Предложение, грамматическая основа которого представлена одним главным членом.
- Односоставное предложение, выражающее состояние природы и окружающей среды.
- Односоставное предложение, в котором деятель выступает как неопределённое лицо.
У: Перед вами оценочные листы. Подпишите их, пожалуйста.
Вы видите, что к концу урока должны подняться по лестнице.
Поменяйтесь с соседом по парте тетрадями и оцените работу друг друга по пятибалльной шкале (поставьте оценку в оценочный лист напротив записи “теория (повторение)”.
(правильные ответы были написаны на обратной стороне доски:
Сказуемое, двусоставное, односоставное, безличное, неопределённо-личное)
У: Все ли согласны с полученной оценкой?
А у кого оцека “5”?
Отлично!
III. Объяснение нового материала.
У: А сегодня вы познакомитесь с последним видом односоставных предложений
Но сначала выполните задание, которое было частично задано на дом: запишите названия улиц, магазинов и др., встречающиеся вам в селе, ставя после каждого названия точку
(учащиеся пишут в тетрадях)
У: Прочитайте получившееся.
О: Улица Пищика. Магазин “Елизавета”. Улица Северная.
(отвечают все желающие, с места)
У: что значат для вас эти названия?
О: Это мои родные названия, знакомые с детства.
Все эти названия живут живут в моём родном селе.
(отвечают все желающие, с места)
У: Продолжите запись в тетрадях: напишите одно предложение из только что услышанных, выразив своё отношение к родному селу. (учащиеся пишут в тетрадях)
У: откройте учебники на страницу 106 и запишите тему урока.
Что же получается? Оказывается, что те названия, которые вы записали в виде коротких предложений,- назывные предложения
Изучите самостоятельно опорный материал в учебнике и ответьте устно на вопрос: каково значение назывных предложений?
(учащиеся читают и отвечают устно)
О: Назывные предложения утверждают наличие предмета или явления.
IV .Закрепление изученного материала.
У: Обратимся к упражнению 242. Вместе разберём предложения под цифрой 1.
(один учащийся читает вслух, с места)
У: Что вы можете сказать о первом предложении?
О: Это предложение очень короткое, в нём нет сказуемого
У: Да, отсутствие сказуемого – отличительная особенность назывного предложения
Согласитесь ли вы со мной, что предложение “Небо да море” законченное по смыслу? Представили ли вы окружающую обстановку?
О: Да.
У: Предложения под цифрой 2 запишите в тетради, подчеркните грамматические основы, подпишите назывные.
(учащиеся работают письменно, самостоятельно)
У: Обратите внимание на экран: проверьте правильность выполнения задания и оцените сами себя. Оценки поставьте в оценочные листы напротив строчки “нахождение назывных предложений”.
(учащиеся заполняют свои оценочные листы)
У: Итак, подытожим: каковы основные признаки назывных предложений?
О: Назывные предложения краткие, вводят в обстановку действия, грамматическая основа представлена только подлежащим.
(проводится физминутка)
У: А сейчас обратите внимание на экран: вспомните названия картин и назовите их автора
(показываются картины В.М.Васнецова: “Алёнушка” и “Богатыри”; учащиеся устно устно отвечают на поставленный вопрос).
У: Не видя картины картины, вы могли бы предположить, что на ней изображено?
О: Да.
У:Значит, “Алёнушка” и “Богатыри”- это назывные предложения.
Следующее задание творческого характера на выбор: составьте и запишите небольшой текст (3-5 предложений) или по картине “Алёнушка”, или по ассоциациям, возникающим при слушании музыкального произведения. Обязательное условие: в тексте должны присутствовать назывные предложения.
Учтите, что назывные предложения могут быть по интонации вопросительными, восклицательными, повествовательными.
(учащиеся письменно выполняют
творческое задание на выбор)
(зачитывают полученные тексты).
V . Проверка усвоения новых знаний.
У: Чтобы убедиться, что вы усвоили новую тему, выполните задание по тексту.
(учащиеся работают в тетрадях письменно, по карточкам:)
- Запишите отрывок из стихотворения.
- Подпишите назывные предложения.
- Определите и запишите тип речи этого текста и стиль речи.
- Попытайтесь устно переделать назывные предложения в двусоставные.
- Сделайте письменный вывод об особенностях назывных предложений.
Осень. Сказочный чертог,
Весь открытый для обзора.
Просеки лесных дорог,
Заглядевшихся в озёра.
(учащиеся проверяют друг у друга, ставят друг другу оценки в оценочные листы; сдают тетради и оценочные листы с выставленной общей оценкой)
У: Устно обсудим результаты вашей работы над стихотворением.
(у учащихся перед глазами только карточки, работы уже сданы).
VI. Рефлексия. Домашнее задание.
У:Проанализируйте свою работу: насколько вами усвоен материал (по вашему мнению). Выберите карточку зелёного цвета, если вам всё понятно, и карточку красного цвета, если что-то осталось неясным. Положите эти карточки на стол учителя при выходе из класса.
Д/з: & 24, карточка, задания для неутомимых и для затрудняющихся (на выбор).
Приложение
ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ
Общая оценка | |||
---|---|---|---|
Задание по тексту | |||
Нахождение назывных предложений | |||
Теория (повторение) |
ЗАДАНИЕ ДЛЯ НЕУТОМИМЫХ
Задание из ЕГЭ. 11 класс.
В 4. Среди предложений 4-7 найдите сложное предложение, в состав которого входит односоставное безличное предложение. Напишите номер этого предложения.
(4) Прошло это лето в гуле сосновых лесов, журавлиных криках, в белых громадах кучевых облаков, игре ночного неба, в непролазных пахучих зарослях таволги, в воинственных петушиных воплях и песнях девушек среди вечереющих лугов, когда закат золотит девичьи глаза и первый туман осторожно курится над омутами.
(5) В это лето я узнал заново – на ощупь, на вкус, на запах – много слов, бывших до той поры хотя и известными мне, но далёкими и непережитыми. (6) Раньше они вызывали только один облачный скудный образ. (7) А теперь оказалось, что в каждом таком слове заложена бездна живых образов.
В4. Среди предложений 1-10 найдите простые односоставные определённо-личные. Напишите номера этих предложений.
(1). Начнём с ожидания. (2) Слово “мама” - особенное слово. (3) Оно рождается как бы вместе с нами, сопровождает нас в зрелые годы, с ним мы уходим из жизни. (4) попрбуем выстроить в порядке, так сказать, значимости наших родственников, друзей, знакомых. (5) Трудно. (6) по традиции, надо бы начать с родственников. (7) Но степень близости, духовного родства может быть большей, например, с другом. (8) Допустим, поломав голову, вы всё же справитесь с задачей и составите список. (9) Тогда другой вопрос: можно ли его считать окончательным, раз и навсегда “действительным”? (10) Наверное, нет.
ЗАДАНИЕ ДЛЯ ЗАТРУДНЯЮЩИХСЯ
переделайте односоставные предложения в двусоставные
(добавьте подлежащее-местоимение или существительное).
Люблю тебя, моя Россия!
По радио сообщили о новом эксперименте.
В городе открыли новое кафе.
От добра добра не ищут.
Люблю осеннее ненастье.
КАРТОЧКА (Д/З)
- Запишите отрывок из стихотворения А. Суркова.
- Подпишите назывные предложения.
- Определите и запишите тип речи этого текста и стиль речи.
- Попытайтесь устно переделать назывные предложения в двусоставные.
- Сделайте письменный вывод об особенностях назывных предложений.
- Какие чувства возникают при чтении строк?
Окоп. Блиндаж.
Прокуренный дотла.
Вот наша жизнь.
Она горька на вкус.
Черпак борща
Из родного котла.
Да кипяток. Да
Хлеба чёрствый кус.