Цели урока:
- Познавательная:
знать, что такое обращение, и уметь находить обращения в предложениях; знать функции обращений в речи (звательная, оценочная, изобразительная); познакомить учащихся со способами выражения обращения, его стилистическими особенностями и функциями в речи; уметь употреблять обращения с учетом речевой ситуации; знать правила постановки знаков препинания при обращении и уметь применять их на письме;
развивающая: развивать речь учащихся (обогащать словарный запас; усиливать коммуникативные свойства речи (экспрессивность, выразительность) через умение выразительно, с соблюдением звательной интонации читать предложения с обращениями); стремиться к овладению учащимися художественными образами и выразительными свойствами языка; развивать мышление учащихся. - Воспитательная:
воспитывать уважительное и бережное отношение к русскому языку; нравственные традиции урока.
Ход урока
1. Организационный этап.
Учитель. Здравствуйте, ребята! Садитесь, пожалуйста, дети. Дежурные, кто сегодня отсутствует на уроке?
? – Ребята, в чем особенность предложений, которые я только что произнесла и которые вы слышите на уроках по несколько раз в день?
– Что же такое обращение?
– Зачем нужны обращения в речи?
– С какой интонацией произносятся обращения?
Сообщение темы и цели урока.
– Итак, тема сегодняшнего урока – “Обращение и знаки препинания при нем”. На уроке мы рассмотрим способы выражения обращения; основные сферы употребления предложений с обращениями; узнаем, где в предложении могут находиться обращения, и сформулируем правила постановки знаков препинания при обращении.
– Откройте тетради, запишите дату, тему урока.
2. Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала.
Беседа по повторению сведений об обращении, полученных учащимися в предшествующие годы обучения.
– Давайте прочтем предложения и найдем в них обращения.
Слайд 2. Приложение 1,
Приложение 2
? – Чем выражаются обращения в данных предложениях?
– Можно ли с помощью обращения выразить свое отношение к тому, к кому обращаешься?
– В каких случаях могут быть употреблены предложения с обращениями?
– Где могут находиться обращения в предложении?
– Являются ли обращения членами предложения?
Выводы беседы.
3. Этап усвоения новых знаний.
Учитель. Мы выяснили, что обращение может стоять в начале, в середине, в конце предложения. Не являясь членом предложения, не входя в его структуру, оно остается внутренне чуждым “приютившей”, по словам А.М.Пешковского, его синтаксической конструкции, осложняя ее. А раз осложняет, значит, требует выделения знаками препинания.
? – Какими и где? Перепишите предложения с доски в тетради, оставив после каждого по пустой строке.
– Как в схеме предложения отразить, что оно осложнено обращением?
Следующим образом (учитель рисует схему первого предложения на доске, схемы остальных двух предложений – двое учащихся):
[О, … ].
[ …, О, … ].
[ …, О]!
Учитель. Знаки препинания при обращении выступают как выделительные, что особенно ярко проявляется в том случае, если обращение стоит в середине предложения. Выделительный характер несет и одиночная запятая, и восклицательный знак, если обращение находится в начале или в конце предложения: функцию второго знака берет на себя пробел и знак завершения предшествующего предложения или знак завершения данного предложения и пробел.
– Ребята, посмотрите на следующие схемы предложений.
Слайд 3
? – В чем их отличие от ранее записанных нами схем?
Это еще одна часть пунктуационного правила “Знаки препинания при обращениях”.
Соответствуют данным схемам такие, например, предложения.
Слайд 4
Запишите эти предложения вместе со схемами в тетради, после чего обратите внимание на таблицу “Запятая при обращении” на своих партах. Этой таблицей при необходимости мы будем пользоваться не только на сегодняшнем уроке, но и на последующих уроках по теме “Обращение и знаки препинания при нем”.
Работа с учебником.
– Прочтите теоретический материал параграфа на стр.160.
? – О чем мы еще не сказали сегодня на уроке?
– Какими являются обращения в записанных нами предложениях: распространенными или нераспространенными?
Графический диктант с последующей взаимопроверкой по ключу.
Слайд 5
- Сердечный друг, ты не здорова.
- В разведку меня, дяденька, брать будете?
- И в самом обычном наряде мила ты, Отчизна, до слез.
- Здравствуйте, сосновые леса, солнечные, чистые, сухие.
- Куда ты, кумушка, бежишь так без оглядки?
- Клен ты мой опавший, клен заледенелый, что стоишь нагнувшись под метелью белой?
- Расступитесь, леса темные, разойдитесь, реки быстрые.
- Сыпь ты, черемуха, снегом, пойте вы, птахи, в лесу.
- У кого гармонь, ребята?
- Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык.
Слово учителя о роли обращений в поэтической речи.
Обращения в поэтической речи, в которой семантика слова обычно усложняется и
расширяется, выполняют особую функцию. В художественной речи обращение зачастую
утрачивает собственно звательную интонацию. Поэтический текст, как правило, не
предполагает конкретного адресата речи, поэтому обращение часто выступает в нем
как особый художественный прием – прием олицетворения, с помощью которого поэт
или прозаик получает возможность сделать предметами непосредственного контакта
изображенные явления и вещи, наиболее полно выразить свое к ним отношение. В
художественной речи представлены разные типы обращений к не лицам. Это обращения
к странам и континентам, городам, рекам, явлениям природы во всем их
многообразии, к явлениям космической жизни, к пространству и времени, к
различным проявлениям интеллектуального и эмоционального мира человека и др.
Слайд 6
4. Этап информирования учащихся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
§ 32, упр. 358
Слайд 7. Приложение 1, Приложение 2
5. Этап закрепления новых знаний.
- Выполнение упр. 356 учебника с записью образца синтаксического разбора предложения с обращением.
- Подведение итогов урока. Оценивание.
- Выполнение тестовой работы по теме “Обращение и знаки препинания при нем” (по вариантам) с анализом ошибок и их исправлением в начале следующего урока по данной теме.