Цели урока
ЗНАТЬ, какие придаточные в сложноподчиненном предложении (далее – СПП) являются изъяснительными, какими союзами и союзными словами они присоединяются к главному предложению.
УМЕТЬ:
1) определять место придаточных изъяснительных в СПП, средства их связи с главным предложением, производить их синонимическую замену;
2) правильно расставлять знаки препинания в СПП с придаточными изъяснительными;
3) составлять схемы предложений с указанными придаточными.
ХОД УРОКА
I. Проверка домашнего задания (упр. 91, II) на интерактивной доске
1. Какие предложения вам встретились в упражнении, которое было задано на дом? (СПП с придаточными определительными и местоименно-определительными).
2. Что вы знаете о СПП с придаточными определительными?
3. Чем отличаются придаточные местоименно-определительные от собственно определительных придаточных?
Два ученика на доске чертят схемы предложений из домашнего упражнения:
- [сущ.], (которая)
- [сущ.], (которая)
- [сущ.], (где)
- [указ. сл. + сущ.], (когда)
- [сущ.], (где) или (в котором)
- [сущ.], (что)
- [сущ.], (когда)
II. Повторение. Орфографическая работа (на интерактивной доске)
1. В предложении № 6 найти слова с безударной гласной, проверяемой ударением.
2. В том же предложении найти слово с безударной гласной, чередующейся в корне (сгорающий гар – гор).
3. По рядам устно назвать проверочное слово:
покарать (кара) за измену – покорить (покорный) города
поласкать (ласка) собаку – полоскать (полощет) белье
тачать (обтачка) сапоги – точить (точит) карандаш
поседеть (сед) к старости – посидеть (сидя) в кресле
примерять (мерить) пальто – примерять (мир) враждующих
развевать (веять) ветром – развивать (развитие) способности
навевать (веять) печаль – навивать (навить) локоны
скрепя (скрепка) сердце – скрипеть (скрип) стулом
освещение (свет) в доме – освящение (свято) храма
разредить (редкий) посадки – разрядить (разрядка) обстановку
умалять (маленький) значение – умолять (молиться) о пощаде
сторожить (сторож) дом – быть старожилом (старый)
благословение (слово)
укротитель (кроткий).
4. Объяснить правописание гласной в корне:
озарилось улыбкой
незаметно подросла
легкое прикосновение
непромокаемый плащ
подравняться в строю
молоко с пригарью
нежный росточек
замереть от восхищения.
III. Сегодня познакомимся со словами, правописание которых нужно запомнить: где есть безударная гласная, не проверяемая ударением (учебник, стр. 56)
Результат – (конечный итог).
Эффект – (производимое впечатление).
Оптимист – читаем значение слова в упр. 122.
Пессимист – читаем значение слова в упр. 122.
Референдум – (всенародный опрос, голосование для решения важного государственного вопроса).
Презентация – (торжественное публичное представление чего-либо или прием, устраиваемый фирмой в целях рекламы.)
Запишите эти слова в свои словарики, составьте с любым из слов предложение с придаточным изъяснительным и запишите его в тетрадь.
Прежде вспомним, на какие вопросы отвечают придаточные изъяснительные? (Вопросы косвенных падежей.)
К чему относятся? (К словам со значением мысли, речи, чувства.)
Место придаточного? (Свободное, до, после, внутри главного предложения.)
Чем прикрепляется к главному предложению? (Союзами: что, как, будто, чтобы; союзными словами: кто, что и др.; частицей ли в значении союза.)
Ученый – оптимист очень хотел, чтобы на презентации новых достижений в науке результаты его исследований произвели необходимый эффект на присутствующих в зале пессимистов.
[глагол], союз чтобы ( ).
IV. Синтаксические нормы
1. Укажите предложение с грамматической ошибкой.
Твардовский часто ласково укорял Паустовского за то, что тот неисправимый романтик.
Будьте добры к тем, кто занимает более скромное место в жизни.
Благодаря прошедшим переговорам разногласия между двумя торговыми партнерами были исчерпаны…
В.Г.Короленко писал в своих воспоминаниях, что всегда «я видел в лице Чехова несомненную интеллигентность».
Запишите правильный вариант, начертите схему этого предложения.
[глагол], что ( ).
2. Приведенную цитату Д.С.Лихачева записать в виде СПП с придаточным изъяснительным. Сделать схему СПП.
«Любовь к родному краю, к родной культуре, к родному селу или городу, к родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе». (Д.С.Лихачев).
Вариант ответа (Д.С.Лихачев считал, что любовь к родному краю, к родной культуре, к родному селу или городу, к родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе.)
3. Работа с текстом.
(1) Дорогие читатели, хотите ли вы поговорить с писателями? (2) Ну, скажем, с А.С.Пушкиным, Л.Н.Толстым, М.Горьким?
(3) Встретиться с ними не так уж трудно.
(4) Я могу вам дать их точный адрес.
(5) Он очень короткий: библиотека.
(6) Всё самое важное и интересное, о чём могли бы рассказать вам писатели, вы найдете в их книгах. (7) В библиотеке, где книги стоят рядом на полках, всегда бывает очень тихо. (8) Но прислушайтесь: книги говорят с вами. (9) Они могут рассказать вам замечательную сказку, интересную повесть, от которой у вас будут гореть щеки и уши, с их страниц прозвучат чудесные стихи, которые вы запомните надолго, а может быть, и на всю жизнь.
(10) Из книг вы узнаете, как живут народы разных стран, узнаете о великих открытиях науки и техники, о звездах и планетах, о растениях и животных. (11) Что бы вы ни делали, чем бы вы ни занимались, вам всегда понадобится умный и верный помощник – книга.
(12) С ней вы облетите нашу необъятную страну и весь земной шар, побываете на далеких планетах, совершите путешествие из настоящего в прошлое и будущее, научитесь понимать и любить людей. (13) Приобретайте самые широкие знания, читайте много и упорно. (По С.Маршаку)
3.1. Прочтите про себя.
3.2. Один из учеников читает вслух.
3.3. Найдите:
а) односоставное безличное предложение (3);
б) СПП с придаточным определительным (7,9), местоименно-определительным (6);
в) СПП с придаточным изъяснительным (10).
3.4. Укажите, какие средства выразительности использованы в предложении № 9. (Олицетворение, эпитет, метафора).
3.5. Какова проблема данного текста? (Роль книги в жизни человека.)
3.6. Назовите авторскую позицию. (Книга поможет не только приобрести самые широкие знания, но и научит «понимать и любить людей»)
3.7. Согласны вы с позицией автора? Докажите это, приведя один-два аргумента. Запишите в тетради, употребляя СПП.
3.8. Прослушиваем одного-двух учеников.
V. Итог урока
Над какими СПП мы сегодня работали? Что вы запомнили о придаточных изъяснительных?
1. Вопросы.
2. К чему относятся.
3. Место придаточного.
4. Чем прикрепляются к главному.
Употребление СПП делает нашу речь богаче и помогает точнее выразить свою мысль.
VI. Домашнее задание
Повторить § 10, §11; выполнить упр. 116 (по данным схемам составить СПП и записать их).
VII. Оценка работы учащихся, выставление отметок