Цели урока:
- Показать широкие возможности употребления деепричастий в речи.
- Совершенствовать умение анализировать текст, выявлять в нём роль деепричастий и деепричастных оборотов.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Актуализация опорных знаний.
- Чтобы правильно употреблять деепричастия, надо их узнавать!
- Из данных словосочетаний выбрать и записать словосочетания
деепричастие + существительное
- синеющая даль
- вспахать поле
- пересекая болота
- заросшие места
- поваленные бурей
- пропитан пылью
- передвигая ноги
- По каким признакам вы нашли деепричастие?
- Что такое деепричастный оборот?
- Когда обособляется деепричастный оборот и одиночное деепричастие?
- Когда не обособляется?
3. Работа по теме урока. Анализ текста.
- Выразительно прочитайте текст. (Текст спроецирован на экран).
Был невыносимо жаркий июльский день, когда я, медленно передвигая ноги, вместе с моей собакой поднимался вдоль Колотовского оврага в направлении Притынного кабачка. Солнце разгоралось на небе, как бы свирепея; парило и пекло неотступно; воздух был весь пропитан душной пылью. Покрытые лоском грачи и вороны, разинув носы, жалобно глядели на проходящих, словно прося их участья; одни воробьи не горевали и, распуша пёрышки, ещё яростнее прежнего чирикали и дрались по заборам, дружно взлетали с пыльной дороги, серыми тучами носились над зелёными конопляниками. (И. Тургенев. Певцы.)
- Определите тему текста и основную мысль.
- Определите стиль текста и тип речи.
- Какую картину создаёт автор?
- Найдите деепричастия в тексте. Какую роль они играют в тексте?
4. Замените данные конструкции предложениями с деепричастиями.
- Графически объясните постановку знаков препинания.
Туча набирала силу и медленно поднималась из-за леса. – (Туча, набирая силу, медленно поднималась из-за леса).
На солнце весело дрожали и переливались капли росы .– (Весело переливаясь на солнце, дрожали капли росы).
- Что изменилось в предложениях?
5. Переделайте предложения, заменяя причастные обороты деепричастными.
Кусты, лишённые пышных нарядов, стали удивительно похожи друг на друга. –
(Кусты, лишившись пышных нарядов, стали удивительно похожи друг на друга.)
Трава, жадно поглощающая влагу, не шевелилась. – (Трава, жадно поглощая влагу, не шевелилась).
6. Слово учителя.
В современном русском языке не употребляются деепричастия, образованные при помощи суффикса -учи(-ючи), но в некоторых художественных текстах мы обнаруживаем эти устаревшие формы. Найдите их в данных отрывках из художественных произведений и выделите морфемы. Запишите деепричастия, которые употребляются в современной речи.
По тесовым кровелькам играючи, тучки серые разгоняючи, заря алая подымается.
(М. Лермонтов).Набегают тучки на небо, – гонит их метелица, распеваючи.
(М. Лермонтов).А давно ли было лето, и мать плакала, тебя провожаючи.
(А.Чехов).
7. Исправьте речевые ошибки в предложениях.
- Спеша на экзамен, волнение не должно вас одолевать.
- Позавтракав, машина приехала за нами.
- Помните, что действие и глагол в предложении должны относиться к одному лицу, а не к разным. Если этого не учитывать, то в предложении возникает смешная ситуация.
Подъезжая к сией станции, у меня слетела шляпа. Эта фраза-пародия (из юмористического рассказа А. П. Чехова) страдает стилистической беспомощностью: в ней нарушено правило, чтобы обозначаемое деепричастием действие относилось к подлежащему. В приведённом примере речь идёт о действиях двух предметов в грамматическом значении этого слова: обо мне (я подъезжал к станции) и о шляпе (она слетела). В неправильном построении этого предложения легко убедиться, если переставить деепричастный оборот, обычно свободно располагающийся во фразе: «Шляпа, подъезжая к сией станции, у меня слетела».
8. Итог урока.
- Какова роль деепричастий в предложении?
(Употребление деепричастий делает речь более точной, динамичной и выразительной. Деепричастия «украшают» глагол, «дорисовывая» действие).
- Часто ли вы сами пользуетесь деепричастиями и деепричастными оборотами?
(учащиеся дают отрицательные ответы).
Слово учителя.
В обыденной речи человек достаточно редко пользуется конструкциями с деепричастными оборотами. Это происходит по нескольким причинам: деепричастные обороты придают тексту некоторую торжественность, чего стесняется человек в обычной речи; эта конструкция вызывает много ошибок при употреблении, что снижает качество речи.
Домашнее задание.
Выписать из произведения Михаила Пришвина «Кладовая солнца» предложения с деепричастиями, объяснив графически постановку знаков препинания.