На протяжении всей моей творческой деятельности меня волновали вопросы: "Как добиться того, чтобы каждый учащийся был успешным?" и "Как осуществить эту задачу на уроке, где присутствуют учащиеся с разными возможностями и способностями?"
Дифференцированное обучение как способ приближения к индивидуальности ребёнка пришёл в педагогику давно: это создание классов по степени их успеваемости - "А" - сильный, "Б" - средний, "В" - слабый. У учителя появлялась возможность варьировать методы и формы обучения, а у учащихся не было преград, в случае необходимости, менять ступени класса. Все помнят профильные классы, по интересу учащегося к какому-либо предмету: гуманитарные, физико-математические, биолого-химические, общеобразовательные. Школы с такими классами существуют и сейчас, но встречаются редко.
В итоге получается, что учитель должен дифференцировать процесс обучения в классе, где группа 25-30 человек. При этом надо заметить, что в на современном этапе классы пополнились учащимися, для которых русский язык как иностранный, что очень осложняет работу.
Долгое время противоречие класс (групповая форма обучения) и индивид мне казалось неразрешимым. Ведь при любом коллективном обучении усвоение знаний, умений и навыков происходит индивидуально, в зависимости от способностей, темпа и базы знаний учащихся, а также от особенностей восприятия, памяти, мышления и внимания обучающегося.
Приведу пример. Два хороших, думающих ученика обучаются в одном классе. Но один - медлительный, а другой - живой и быстрый на уроке. Это два разных мира! Один ещё не приступил к чтению задания, а другой - не только прочитал, а уже выполнил всю работу.
Невольно возникает вопрос: "На кого из двух должен ориентироваться учитель?" Работать с "медлительным" - значит "быстрому" станет скучно, и он впоследствии перестанет заниматься; ориентироваться на "быстрого" - тогда "медлительный" из категории "хорошего" ученика перейдет в категорию "троечника", т.е. неуспешного, так как будет не успевать выполнять задание учителя.
Что же делать? Выход один: дифференцировать обучение с учётом индивидуальных способностей, то есть организовать учебную деятельность так, чтобы учитывать особенности личности, опираться на сильные стороны, развивать и преодолевать слабые.
В одном случае я эту проблему решаю при помощи разноуровневых, индивидуальных карточек-заданий, индивидуальных творческих заданий: составить тест, дополнительный материал, кроссворд по теме, что дает возможность ученику, уже выполнившему задание, работать с интересом. Может быть и помощь более слабому, отстающему учащемуся, и проверка работы другого уровня сложности (для сильных учеников).
В другом случае использую разделение учащихся на группы по каким-либо признакам. При этом необходимо учитывать, что границы этих групп могут быть "стёрты", если обучающийся достиг определённого индивидуального результата, и, следственно, реален его переход из группы в группу.
Безусловно, вся моя педагогическая деятельность направлена на саморазвитие учащегося в процессе обучения. Для меня важна динамика конкретного учащегося в соответствии с его природными способностями.
Дифференцируя обучение, я всегда ориентируюсь на то, что нет ни одного одинакового ребенка. Каждый в своём роде неповторим. Каждый имеет свой индивидуальный набор способностей, свой характер, мотивацию к обучению, темп обучения. Практически не бывает неспособных детей, но каждый способен по-своему. Выявляя способности ребёнка, я стараюсь узнать его сильные и слабые стороны и создавать необходимые условия, которые помогут развиться личности, а также устранять, по возможности, слабые стороны, мешающие ему стать успешнее.
Итак, группы могут быть разными. Приведу некоторые из них, на которые я опираюсь в процессе обучения:
- по психофизическим особенностям личности, то есть учёту особенности познавательных процессов учащихся: мышления, памяти, внимания;
- по уровню обученности, то есть группы, сформированные по успеваемости учащихся, по степени усвоения материала;
- этнические группы, то есть группы учащихся иноязычного происхождения, для которых русский язык является иностранным;
- учащиеся, имеющие дисграфию, дислексию, дисорфоргафию, то есть врождённую патологию, не позволяющую им грамотно писать и излагать свои мысли, но при этом не исключающие интеллект.
Для того, чтобы практически осуществить, облегчить процесс дифференцированного обучения, я придерживаюсь правил, которые, как показывает опыт работы, дают определённый успех.
При подготовке к уроку я учитываю неоднородный состав класса.
Следовательно, готовлю индивидуальные и групповые задания по трём уровням сложности с учётом обученности и психофизических особенностей учащихся.
Анализирую учебно-дидактический материал, выявляя возможные трудности, с которыми могут столкнуться школьники.
Разрабатываю или использую уже готовые контрольные карточки-задания, тесты с целью выявления усвоения материала у разных групп учащихся.
И, конечно, дифференцированный подход невозможен без корректного отношения учителя к ученику.
Преподаватель не должен раздражаться на непонимание или недопонимание учащимся вопросов, возникающих у него в процессе обучения. Нельзя "клеймить" и обзывать школьника за его способности, потому что одному хорошо удаётся русский язык, но нет высоких результатов по геометрии, а у другого успешна биология и химия, а русский язык "хромает". Вспомните Пушкина с "2" по математике!
Я считаю, что ученик в процессе обучения прежде всего должен стараться выполнить хорошо тот объём задания, который соответствует его возможностям. И это будет его личный успех! А учитель, в свою очередь, должен обеспечить эту возможность - возможность достижения успеха!
Для выполнения этой задачи я использую дифференцированный подход на всех этапах обучения. Первым является - объяснение нового материала.
Здесь учащимся предлагаются опорные конспекты, составленные мною, позволяющие запомнить и осмыслить крупный блок теоретических знаний. Изучение нового материала, первый этап которого, это слово учителя и краткая запись изучаемой темы на доске.
Затем учащиеся в опорном конспекте выделяют основные моменты разноцветными маркерами. Сильные учащиеся, уже разобравшиеся в новом материале, могут приступить к практическому самостоятельному выполнению упражнений по новой теме. Другим (в зависимости от их особенностей) объяснение темы провожу ещё раз, более доступно, разъясняя каждый не понятый ими момент, задавая наводящие вопросы.
Далее переходим ко второму этапу - закрепление и применение полученных знаний и умений.
Исходя из способностей учащегося я, как уже было сказано выше, составляю задания или использую готовые материалы трёх уровней сложности. Сразу хочу заметить, что каждый творчески мыслящий учитель, может и задание учебника, и уже готовый дидактический материал переделать с учётом особенностей и возможностей школьника.
Итак, рассмотрим каждый уровень в отдельности.
1 уровень сложности, где школьники должны освоить образовательный стандарт по предмету. Задания этого уровня в большинстве своём направлены на проверку орфографических и пунктуацонных умений и навыков. Отсюда понятны цели, которые я ставлю, работая с этой группой учащихся:
- не вызвать отвращения к русскому языку;
- воспитывать у слабоуспевающих учеников веру в свои силы, в возможность преодолеть отставание по русскому языку;
- использовать на уроке такие задания, которые ребёнок мог бы выполнить хорошо, исходя из своих возможностей и индивидуальных способностей, не чувствуя при этом своей неуспешности по сравнению с другими учащимися;
- научить ребёнка выполнять задания по образцу;
- по мере возможности уменьшать, а иногда совсем устранять пробелы в знаниях (как практических, так и теоретических) и умениях;
- корректировать и отрабатывать изученный материал;
- научить школьника анализу своих ошибок, используя опорные конспекты и учебник.
2 уровень сложности, где учащиеся должны освоить более сложный материал базового стандарта. На этом уровне ученики расширяют свои знания по предмету. Отсюда следуют, цели, поставленные мною при работе с этой группой учащихся:
- развивать интерес к русскому языку;
- формировать умение самостоятельно работать над заданием или упражнением, используя опорный конспект и учебную литературу;
- повторять, закреплять и расширять уже имеющиеся базовые навыки и умения;
- использовать ранее полученные знания для успешного изучения нового материала;
- формировать умение анализировать свои ошибки.
3 уровень сложности. Выходя на этот уровень, учащиеся должны владеть лингвистическим анализом, иметь комплексные знания по теории и практике и реализовывать их в предложенных заданиях. Работая с этой группой учащихся, мною преследуются следующие цели:
- формировать умение выполнять задания повышенной трудности;
- развивать умение самостоятельно осваивать новый языковой материал, изучать его углублённо;
- выполнять задания, предназначенные для олимпиад по русскому языку и интеллектуальных марафонов;
- научить работать со словарями и дополнительной литературой по предмету, подбирать материал на нужную тему;
Хочу отметить, что 3-х уровневый подход используется мною не только на уроках, но и на дополнительных занятиях, где ученики могут как самостоятельно, так и с моей помощью выполнять карточки-задания по пройденному материалу, в соответствии со своими индивидуальными особенностями и желаниями повысить уровень знаний по той теме, которая вызвала трудность или интерес. Преимущество такой работы состоит в том, что ученик может получить квалифицированную консультацию по возникшим сложностям, уточнить правильность своих действий по конкретному, интересующему его заданию, а следовательно, отработать свои пробелы в знаниях, используя разнообразный и разноуровневый дидактический материал. На дополнительных занятиях происходит более глубокое осмысление и освоение материала, так как проводится индивидуальная работа с обучающимся в соответствии с его уровнем подготовленности и темпом работы - а это немаловажно.
Приведу примеры разноуровневых карточек для 7 класса. Сразу оговорюсь, что приведенные ниже карточки можно использовать как на уроках закрепления материала, разделив их дозированно на несколько уроков, так и как итоговый контроль по теме, использовав целиком.
Карточка 1
"Н и НН в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных"
1 уровень
ЗАДАНИЕ:
1. Вставьте пропущенные буквы, объяснив свой выбор. При выполнении задания можно использовать опорные конспекты или учебник.
броше:ый камень, моще:ая булыжником площадь, участки купле:ы предпринимателями, недоваре:ый картофель, подмоче:ая репутация, сваре:ый суп, серебря:ый иней, слома:ая хулиганом скамья, оловя:ый солдатик, вытка:ый ковер, ране:ый заяц, организова:ая спонсорами ярмарка, мороже:ое мясо, ране:.ый в руку, девочка ум:а и воспита:а, соле:ые огурцы, губы обветре:ы, варе:ая рыба, выставка организова:а шефами, забракова:ый фирмой товар, свяще:ый долг, фарширова:ая рыба.
2. Составь 3 предложения, используя данные словосочетания.
2 уровень
ЗАДАНИЕ:
1. Вставьте пропущенные буквы, объяснив свой выбор.
рва:ый фартук, войска рассея:ы, жаре:ая хозяйкой рыба, военизирова:ый отряд, пече...ая в золе картошка, полотня:ая блуза, огни потуше:ы, ветре:ый поступок, речь строй:а и собра:а, масле:ый блин, ране:ый осколком, неслыха:ый успех, кова:ый кузнецом сундук, посеребрё:ые инеем деревья, семена рассея:ы по полю, выставка организова:а шефами, обветре:ые руки, плетё:ая из веток корзина, суш:ые ягоды, полы:ый запах, забракова:ый товар, решение серьёз:о и взвеше:о, линова:ая тетрадь, масля:ые краски, иллюстрирова:ый журнал, документы подли:ы, жёва:ый лист, солдаты сдержа:ы,нежда:ый гость, дети невниматель:ы и рассея:ы, организова...ая спонсорами ярмарка, тушё...ый на масле картофель, дерево посаже:о дедом, жела:ый гость, решё:ая задача.
2. Составьте связный текст из 5-6 предложений, используя данные словосочетания.
3 уровень
ЗАДАНИЕ:
1. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки и расставьте недостающие знаки препинания.
Осень в этом году в Подмосковье была совсем (не)жда:ой. Ещё в разгаре были многие полевые работы, как в одну из темных безлу:ых ночей (не)проше:ым гостем явился весьма крепкий морозец и снеж:к. На бегу остановились (не)большие, (стекля:о)прозрачные реч:нки, совершенно (не)замутнё:ые непригодными холодными ветрами. (Кое)где в молоденьком ледя:ом зеркальце в удивле:ом недоумени: прогляд:вали (не)жда:о- (не)гада:о закрепле:ые в воду ещё (свеже)зелё:ые листочки. И природа начала быстро перестраиваться, подчиняясь (не)жела:ой, никем (не) зва:ой ра:ей осени. Быстро погружался в предстоящую зимнюю спячку сад, торопясь сбросить с себя (свеже)замороже:ую листву. На лугах, где так и осталась (не)коше:ой трава, под ногами особенно сочно хрустело. (Из)под белого снежного покрывала на сея:ых полях (кое)где выгляд:вали (зелёно)глянцевые пятнышки, недавно посея:ых озимых. Хоже:ые-перехоже:ые тропинки уходящие в даль леса спрятались, ср:внявшись со (свеже)скоше:ыми полями, и скрылись под снежным п:крывалом.
2. Определите и запишите тему текста:_____________________________________________
3. Выполните морфологический разбор одного из причастий текста. ____________________
4. Продолжите текст 5-7 предложениями, использовав причастия и причастные обороты.
Карточка 2
"Слитно-раздельное написание НЕ с причастиями"
1 уровень
ЗАДАНИЕ:
1. Вставьте пропущенные буквы, объяснив свой выбор. При выполнении задания можно использовать опорные конспекты или учебник.
2. Распределите данные ниже словосочетания на 2 группы.
слитно с НЕ | раздельно с НЕ |
Нескошенные луга | Ничем не прикрытая голова |
(не) скошенные луга, ничем (не) прикрытая голова, (не) просохшая после дождя земля, (не) расчищенные дорожки парка, движение (не) прекращено, (не) убранные поля, ропот (не) умолкает, никем (не) увиденная опечатка, молоко (не) прокипячено, луг (не) скошен, еще (не) решенный вопрос, (не) выполненная, а только начатая работа, (не) накрытый бабушкой стол, стены (не) побелены, (не) напечатанный на машинке текст, (не) раскрытое преступление, (не) приятель (не) обнаружен, (не) приготовленные к зиме лыжи, (не) нарисованная картина, (не) глубокая, а широкая речонка, еще (не) остывшей от зноя, (не) опубликованное произведение, (не) утихающий весь день шум дождя, вовсе (не) потревоженные утки, никем (не) замеченная ошибка, задание (не) проработано, (не) завершенная в срок работа, полы (не) выкрашены, (не) замерзающий на зиму залив, (не) понятая, а списанная у товарища задача.
2 уровень
ЗАДАНИЕ:
1. Вставьте пропущенные буквы, объяснив свой выбор.
2. Обозначьте в словосочетаниях 5 действительных и 5 страдательных причастий.
по (не) завис:щим причинам, крайне (не) воспитанный ребёнок, трава (не) скоше:а, (не) убра:ое поле, книга (не) прочита:а девочкой, никогда (не) знавшие страха, (не) останавливающийся ни (перед) какой пр:градой, (не) пр:кращающийся ливень, отнюдь (не) исследова:ая тер:итория, далеко (не) реш::ый вопрос, статья (не) написа:а, (не) доумевающий по поводу поведения одноклас:ника, (н:)кем (не) встреч:нный, (не) реш::ная задача по хими:, (не) подоспевшие вовремя на помощ:,(не) исправле:ая работа по математике, (не) заселё:ые на окраине дома, (не) написа:ое сочинение по литературе, почти (не) освеще:ая тропинка, дорожки (не) расчище:ы дворником, абсолютно (не) увере:ый в себе, вовсе (не) изведа:ый остров, (не) взволнова:ое, а успоко:вшееся море, ещё (не) раста:вший снег, (не) ожида:ый случай, совершенно (не) рассекрече:ые материалы.
3. Напишите 7-10 примеров на правописание причастий с НЕ. Это должны быть одни те же слова, только в одних случаях с НЕ пишутся слитно, в других - раздельно. Составьте словосочетания.
слитно с НЕ | раздельно с НЕ |
Непожаренный гусь | Не пожаренный поваром гусь, отнюдь не прожаренный гусь |
Совершенно неисследованная местность | Не исследованная геологами местность |
Ненаписанная книга | Не написанная, а напечатанная книга |
3 уровень
ЗАДАНИЕ:
1. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки и расставьте недостающие знаки препинания. Объясните свой выбор.
Ране:ый открыл глаза и застонал от (не) стерпимой боли в прострел:..ом плече. Чувствуя, что больше (не) заснёт, он повернулся на своей (не) краше:ой кровати, и мрачные мысли, эти (не) зва:ые спутницы бе:со:ых ночей, стали дли:ой вереницей проносит:ся в его голове (не) освеж:..ой сном. Он вспоминал патриотический угар (не) вызва:ый здравым пониманием событий, а ис:кус:твен:о созда:.ый продажными писаками буржуазных газет восп:вавших н:кому, кроме угнетателей, (не) нужную бойню, и свой юношеский пыл, с которым он ждал (не) испыта:ых боевых ощущений. В его горячечном мозгу пронеслись картины исхода: печально чернели (не) засе::ые поля запуще:о выглядели (не) вспаха:ые жителями и вытопта:ые войсками нивы.
(Не) удачные распоряжения сверху (не) оказа:ая вовремя под:ержка боевым частям позор измен гореч: поражений все эти (не) от:емлимые спутники первой мировой войны были причиной гибели мил:ио:ых солдатских масс.* Ране:ый с горечью подумал, что его глаза открылись слишком поздно: он теперь (не) способный жить и борот:ся человек, а (н:) на что (не) годный калека.
2. Определите стиль и тип речи данного текста.
Стиль текста_____________________________________________________________________
Тип речи__________________________________________________________________________
3. Приведите примеры языковых средств, использованных в этом отрывке.__________________________________________________________________________
4. Составьте схему предложения, отмеченного звёздочкой
_____________________________________
5. Подберите синоним к слову ГОРЯЧЕЧНОМ (мозгу)__________________________________
6. Придумайте задание любого уровня по теме "НЕ с причастиями".