Итоговая работа по русскому языку за курс 5-го класса

Разделы: Русский язык


Цель: проверить степень обученности учащихся

Оборудование: распечатанные по количеству учеников тесты и тексты для анализа.

Часть 1. Прослушайте текст и напишите сжатое изложение. Объем сжатого изложения - не более 100 слов.

Текст для сжатого изложения.

Первый снег.

Однажды ночью я проснулся от странного ощущения. Мне показалось, что я оглох во сне. Я лежал с закрытыми глазами, долго прислушивался и, наконец, понял, что я не оглох, а попросту за стенами дома наступила необыкновенная тишина. Такую тишину называют "мертвой". Умер дождь, умер ветер, умер шумливый, беспокойный сад. Было только слышно, как посапывает во сне кот.

Я открыл глаза. Белый и ровный свет наполнял комнату. Я встал и подошел к окну - за стеклами все было снежно и безмолвно. В туманном небе на головокружительной высоте стояла одинокая луна, и вокруг нее переливался желтоватый круг.

Когда же выпал первый снег? Я подошел к ходикам. Было так светло, что ясно чернели стрелки. Они показывали два часа.

Я уснул в полночь. Значит, за два часа так необыкновенно изменилась земля, за два коротких часа поля, леса и сады заворожила стужа. Через окно я увидел, как большая серая птица села на ветку клена в саду. Ветка закачалась, с нее посыпался снег. Птица медленно поднялась и улетела, а снег все сыпался, как стеклянный дождь, падающий с елки. Потом снова все стихло.

Проснулся Рувим. Он долго смотрел в окно, вздохнул и сказал:

-Первый снег очень к лицу земле.

Земля была нарядная, похожая на застенчивую невесту.

К. Паустовский

Часть 2. Прочитайте текст и выполните задания А, В, С.

Тихий снег.

(1) Говорят о тишине: "Тише воды, ниже травы". (2) Но что может быть тише падающего снега! (3) Вчера весь день падал снег, и как будто это он, наверное, с небес принес тишину.

(4) Этот целомудренный снег в целомудренном мартовском свете младенческой пухлотой своей создавал такую обнимающую все живое и мертвое тишину.(5) И всякий звук только усиливал ее: петух заорал, ворона звала, дятел барабанил, сойка пела всеми голосами, но тишина от этого росла.

(6) Какая тишина, какая благодать, как будто чувствуешь сам благодетельный рост своего понимания жизни, прикосновение к такой высоте, где не бывает ветров, не проходит тишина.

М. М. Пришвин

А1. Какое из высказываний, приведенных ниже, содержит ответ на вопрос: "Почему всякий звук только усиливает тишину?"

1) потому что звук резкий.

2) потому что звуки производят птицы, а не люди.

3) потому что такая тишина обнимает и живое, и мертвое, нарушить ее нельзя.

4) потому что снег поглощает любой звук.

А2. Какая мысль отражена в тексте?

1) Любите природу, наслаждайтесь ею.

2) Необходимо защищать птиц и растения от деятельности человека.

3) Нужно сохранить для потомков возможность так же наслаждаться тишиной в лесу.

4) Природа вечна, никто не в силах нарушить порядок ее жизни.

А3. Почему автор утверждает, что "ничего не может быть тише падающего снега"?

1) Он просто плохо знаком с природой, не слышал ничего тише.

2) Снег падает с неба, поэтому снегопад -самое тихое явление в природе.

3) Автор -городской житель, на природе ему все кажется самым тихим.

4) Автор преувеличивает, чтобы передать свое восхищение природой.

А4. Укажите, в каком значении в тексте употребляется слово "целомудренный"?

1) мудрый

2) свежий, только что появившийся

3) белоснежный

4) легкий

А5. Ниже даны пары предложений из этого текста. В какой из этих пар содержание второго противопоставлено содержанию первого?

1) Но что может быть тише падающего снега! - Вчера весь день падал снег, и как будто это он, наверное, с небес принес тишину.

2) Этот целомудренный снег в целомудренном мартовском свете младенческой пухлотой своей создавал такую обнимающую все живое и мертвое тишину. - И всякий звук только усиливал ее.

3) Говорят о тишине: "Тише воды, ниже травы". - Вчера весь день падал снег, и как будто это он, наверное, с небес принес тишину.

4) Говорят о тишине: "Тише воды, ниже травы". - Но что может быть тише падающего снега!

А6. Выберите верное продолжение ответа на вопрос: "Почем в такой тишине автор чувствует "благодетельный рост своего понимания жизни"?

В такой тишине автор чувствует благодетельный рост своего понимания жизни, потому что

1) на природе яснее осознаешь, в чем смысл жизни.

2) в городе ему некогда было об этом задуматься.

3) автор может думать только в тишине.

4) люди любят пофилософствовать в одиночестве.

А7. Укажите, какие средства художественной выразительности автор использует в словосочетании "младенческой пухлотой своей"

1) инверсия, метафора.

2) инверсия, окказионализм.

3) инверсия, гипербола.

4) инверсия, олицетворение.

В1. Замените слово ЗАОРАЛ из предложения (5) стилистически нейтральным словом. Напишите этот синоним.

В2. Из предложений 2-4 выпишите слово с чередующейся гласной в корне.

В3. Из предложения 4 выпишите слово, правописание приставки в котором определяется правилом "На конце приставки пишется З, если после нее следует буква, обозначающая звонкий согласный".

В4. Из предложения 6 выпишите слово с орфограммой "Непроизносимая согласная в корне".

В5. В приведенном ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру или цифры, обозначающую(-ие) запятую(-ые) при вводном слове.

Вчера весь день падал снег,(1) и как будто это он, (2) наверное, (3) с небес принес тишину.

В6. В приведенном ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру или цифры, обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями сложносочиненного предложения.

Вчера весь день падал снег, (1) и как будто это он,(2) наверное,(3) с небес принес тишину.

В7. В приведенном ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру или цифры, обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями сложноподчиненного предложения.

Какая тишина,(1) какая благодать,(2) как будто чувствуешь сам благодетельный рост своего понимания жизни,(3) прикосновение к такой высоте, (4) где не бывает ветров,(5) не проходит тишина.

В8. Замените словосочетание МЛАДЕНЧЕСКОЙ ПУХЛОТОЙ (предложение 4) , построенное на основе связи СОГЛАСОВАНИЕ, синонимичным словосочетанием, построенным на основе связи УПРАВЛЕНИЕ. Напишите получившееся словосочетание.

В9. Выпишите грамматическую основу предложения 4.

В10. Среди предложений 2-5 найдите предложение с однородными членами. Напишите номер этого предложения.

В11. В предложении 3 найдите наречие и выпишите его.

В12. Укажите число грамматических основ в предложении 5.

В13. Среди предложений 4-6 найдите сложное бессоюзное. Напишите его номер.

В14. Среди предложений найдите 1-6 предложение с прямой речью. Напишите его номер.

С1. Напишите сочинение-рассуждение на тему: "Почему автора текста в зимнем лесу больше всего поразила именно тишина, а не красота?" Приведите в сочинении два аргумента-доказательства из прочитанного текста. Пересказанный текст оценивается нулем баллов. Объем сочинения не менее 50 слов. Пишите сочинение аккуратно, разборчивым почерком.

ИЛИ

С2. Напишите сочинение-рассуждение, в котором объясните смысл фразы: "Какая тишина, какая благодать, как будто чувствуешь сам благодетельный рост своего понимания жизни, прикосновение к такой высоте, где не бывает ветров, не проходит тишина".

Приведите в сочинении два аргумента-доказательства из прочитанного текста, подтверждающие ваши рассуждения. Пересказанный текст оценивается нулем баллов. Объем сочинения не менее 50 слов. Пишите сочинение аккуратно, разборчивым почерком.

Зимой в лесу.

(1) Запоздалая сова чиркнула крылом по снегу и полетела туда, где посуше и потемнее. (2) С верхушек елок все ниже к сугробам спускается утренний свет.(3) Кружится морозная пудра перед глазами. (4) Облаков нет. (5) Серебряная пудра рождается где-то прямо над головой.(6) Лебяжьим пухом повисает она на суках и колючках, оседает, конечно, на шапке, воротнике, присыпает заячьи петли под елками.(7) Вы идете напрямик по сугробам.(8) Снег засыпается в валенки. (9) От удара палкой по сухой елке испуганная сойка роняет желудь, и тишина, как только умолкает звук, становится еще торжественнее.

В. Песков

А1. Какое из высказываний, приведенных ниже, содержит ответ на вопрос: "Какие чувства испытывает автор, гуляя по зимнему лесу?"

1) Автору холодно и мокро, снег набился в валенки и за воротник.

2) Автор хочет поскорее уйти.

3) Автор распугивает птиц и лесных животных, получает от этого удовольствие.

4) Автор наслаждается атмосферой и тишиной зимнего леса.

А2. Какая мысль отражена в тексте?

1) Природа-это мастерская, а человек в ней - работник.

2) Необходимо беречь редкие, исчезающие виды птиц.

3) Кормовая база соек-желуди.

4) Зимний лес прекрасен.

А3. Почему автор утверждает, что "тишина, как только умолкает звук, становится еще торжественнее"?

1) зимний лес специально украсил себя, чтобы понравиться человеку.

2) белый цвет снега осмысливается автором как цвет праздничный, торжественный.

3) природа знает, что человек не вечный, а она будет всегда, и радуется этому.

4) у большинства деревьев белые платья, как у невест, а свадьба-это торжество.

А4. Укажите, в каком значении в тексте употребляется слово "чиркнула"(предложение 1) ?

1) зажгла спичку

2) провела

3) задела

4) напылила

А5. Ниже даны пары предложений из этого текста. В какой из этих пар содержание второго выражает следствие из того, о чем говорится в первом?

1) Кружится морозная пудра перед глазами. - Облаков нет.

2) Запоздалая сова чиркнула крылом по снегу и полетела туда, где посуше и потемнее. - С верхушек елок все ниже к сугробам спускается утренний свет.

3) Вы идете напрямик по сугробам. - Снег засыпается в валенки.

4) Облаков нет. - Серебряная пудра рождается где-то прямо над головой

А6. Выберите верное продолжение ответа на вопрос: "Почему звуки только подчеркивают торжественность тишины"?

Как только умолкает звук, тишина становится торжественнее, потому что

1) звуки издают живые существа, а их в лесу мало, больше растений, которые не могут шуметь.

2) зимний, холодный лес-это не праздник живой природы (он наступает весной) , а праздник природы как бы неживой, неподвижной.

3) звук всего один в лесу, а тишины много.

4) на авторе шапка, он плохо слышит другие звуки, вот и думает так.

А7. Укажите, какие средства художественной выразительности автор использует в словосочетании "Лебяжьим пухом повисает она"

1) инверсия, гипербола.

2) инверсия, сравнение.

3) инверсия, олицетворение.

4) инверсия

В1. Замените слово ЕЛОК из предложения (5) синонимом книжного стиля. Напишите этот синоним.

В2. Из предложений 7-8 выпишите слово с проверяемой гласной в корне.

В3. Из предложения 6 выпишите слово, правописание приставки в котором определяется правилом "В значении "неполное действие" пишется приставка ПРИ".

В4. Из предложений 7-9 выпишите слово с орфограммой "Правописание гласный О-Ё после шипящих в корне".

В5. В приведенном ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру или цифры, обозначающую(-ие) запятую(-ые) при вводном слове.

Лебяжьим пухом повисает она на суках и колючках,(1) оседает, (2) конечно,(3) на шапке, (4) воротнике, (5) присыпает заячьи петли под елками.

В6. В приведенном ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру или цифры, обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями сложносочиненного предложения.

(9) От удара палкой по сухой елке испуганная сойка роняет желудь,(1) и тишина, (2) как только умолкает звук, (3) становится еще торжественнее.

В7. В приведенном ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру или цифры, обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями сложноподчиненного предложения.

(9) От удара палкой по сухой елке испуганная сойка роняет желудь,(1) и тишина,(2) как только умолкает звук,(3) становится еще торжественнее.

В8. Замените словосочетание ЗАЯЧЬИ ПЕТЛИ (предложение 6) , построенное на основе связи СОГЛАСОВАНИЕ, синонимичным словосочетанием, построенным на основе связи УПРАВЛЕНИЕ. Напишите получившееся словосочетание.

В9. Выпишите грамматическую основу предложения 3.

В10. Среди предложений 1-4 найдите предложение с однородными членами. Напишите номер этого предложения.

В11. В предложении 9 найдите наречие и выпишите его.

В12. Укажите число грамматических основ в предложении 9.

В13. Среди предложений 1-6 найдите сложноподчиненное. Напишите его номер.

В14. Среди предложений найдите 1-4 предложение, в котором нет подлежащего, есть только сказуемое. Напишите его номер.

С1. Напишите сочинение-рассуждение на тему: "Почему автора текста в зимнем лесу больше всего поразила именно тишина, а не красота?" Приведите в сочинении два аргумента-доказательства из прочитанного текста. Пересказанный текст оценивается нулем баллов. Объем сочинения не менее 50 слов. Пишите сочинение аккуратно, разборчивым почерком.

ИЛИ

С2. Напишите сочинение-рассуждение, в котором объясните смысл фразы: "От удара палкой по сухой елке испуганная сойка роняет желудь, и тишина, как только умолкает звук, становится еще торжественнее".

Приведите в сочинении два аргумента-доказательства из прочитанного текста, подтверждающие ваши рассуждения. Пересказанный текст оценивается нулем баллов. Объем сочинения не менее 50 слов. Пишите сочинение аккуратно, разборчивым почерком.