Русский язык – один из развитых языков мира.
Класс: 6-й (общеобразовательный).
Тип урока: сообщение новых сведений.
Тема лингвистическая: русский язык – один из развитых языков мира.
Дидактический материал: толковые словари С.И.Ожегова, стихотворение А.Яшина "Русский язык".
Цели:
- Познавательные:
- повторить ранее изученные сведения о русском языке( синонимы, антонимы, омонимы, многозначные слова, омофоны);
- раскрыть понятие развитой язык.
- Практические:
- закрепить умение подбирать синонимы, антонимы;
- уметь объяснять понятие развитой язык, отличать от понятия развитый ребёнок.
- Общепредметные:
- воспитывать интерес к предмету, любовь к родному языку, нравственные качества школьников;
- развивать память, логическое мышление, речь;
- формировать умение самостоятельно пополнять знания при обращении к справочной литературе.
Оформление доски:
Русский язык – один из развитых языков мира.
(Эпиграф выведен через кодоскоп)
Карл V, римский император говаривал, что ишпанским языком с Богом, французским – с друзьями, немецким – с неприятельми, италиянским – с женским полом говорить прилично. Но если бы он российскому языку был искусен, то, конечно, к тому присовокупил бы, что им со всеми оными говорить пристойно, ибо нашёл в нём великолепие ишпанского, живость французского, крепость немецкого, нежность итальянского, сверх того богатство и сильную в изображениях краткость греческого и латинского языка.
М.В.Ломоносов
(Этот эпиграф закрыт в начале урока)
Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, – это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками.
И. Тургенев.
ХОД УРОКА
I. Слово учителя
– Сегодняшний урок я хотела бы начать с притчи. Что такое притча? (Притча – это рассказ нравоучительного, философского характера.)
– Послушайте притчу.
Притча из "Книги о Ксанфе – философе и Эзопе, его рабе, или похождение Эзопа".
(Материал для учителя.)
Однажды Ксанф решил отблагодарить своих
учеников угощением за угощение и говорит Эзопу:
"Эзоп, сегодня к обеду придут мои друзья, так ты
ступай и свари нам самого лучшего, самого
прекрасного, что есть на свете!"
"Ладно, – думает Эзоп, – ужо я научу его не
давать глупых приказаний". Пошёл он в мясную
лавку, купил языков, и когда пришёл домой, то одни
приготовил жареными, другие вареными, третьи
холодными с приправой. Вот пришли гости; Ксанф
говорит: "Эзоп, принеси нам поесть!".
Эзоп подаёт каждому вареный язык под соусом.
– Ого, учитель! – говорят ученики, – даже обед у
тебя философский: ничего не упустишь из виду!
Только мы устроились за столом, а нам уже подают
язык!
Посидели они чуть-чуть, Эзоп опять подаёт каждому
жареный язык под перцем с солью.
– Божественно, учитель, великолепно! – говорят
ученики. – От огня, да ещё от перца с солью у языка
всегда острее вкус: едкость соли с природной
остротой языка, соединяясь, дают вкус приятный и
пряный.
В третий раз Эзоп подаёт каждому холодный язык с
кореньями. Всем стало плохо.
Ксанф говорит: "Эзоп, подай нам похлёбки!"
Подаёт Эзоп отвар, оставшийся от языков. Гости и
смотреть не хотят. А Ксанф говорит:
– Да разве не сказал я тебе: "Купи всего самого
лучшего, самого прекрасного на свете!"
Эзоп отвечает:
– Счастье моё, что ты меня попрекаешь в
присутствии этих учёных господ. Подумай: ты мне
сказал: "Купи самого лучшего, самого
прекрасного на свете". А есть ли что на свете
лучше и прекраснее, чем язык? Разве не языком
держится вся философия вся учёность? Без языка
ничего нельзя сделать – ни дать, ни взять, ни
купить; порядок в государстве, законы,
постановления – всё это существует лишь
благодаря языку. Всей нашей жизни основа – язык;
нет ничего лучше на свете.
Ученики похвалили Эзопа за рассуждения и
разошлись.
На следующий день они вновь пришли к Ксанфу. А тот
говорит:
– Мои учёные друзья, сегодня я угощу вас
настоящим обедом: вот послушайте, как я
распоряжусь! – И, кликнув Эзопа, он ему говорит:
" Так как всё, что говорят, ты выворачиваешь
наизнанку, то вот тебе мой приказ ступай на рынок
и купи там самого дрянного, самого негодного на
свете!"
Эзоп это выслушал и бровью не повёл. Он опять
пошёл в мясную лавку, опять накупил языков от
всех заколотых свиней и опять состряпал из них
обед. Тем временем явился Ксанф с учениками,
устроились они за столом, выпили по первой чаше, и
Ксанф сказал: "Эзоп, принеси нам поесть!"
Эзоп вновь стал подавать блюда из языков, Ксанф
разозлился:
– Ты опять за старое, злодей? Да как ты смел это
покупать? Разве я не сказал тебе: "Ступай на
рынок и купи самого дрянного, самого негодного на
свете!
Эзоп отвечает:
– Что же на свете хуже языка? Язык нам несёт
раздоры, заговоры, обманы, побоища, зависть,
распри, войну… разве может быть что-то ещё хуже,
ещё презреннее, чем язык?
II. Беседа по притчи
– Что о языке говорит Эзоп? (Язык – это самое прекрасное, что есть на свете, т.к. языком держится вся философия и учёность, язык – основа нашей жизни, без языка ничего нельзя сделать. Но в то же время, язык – самое дрянное, т. к. несёт раздоры, обманы, зависть, распри, войну.)
– В каком значении употребляется слово "язык" в притче? (Язык – орган в полости рта, являющийся органом вкуса, и язык – речь, способность говорить.)
III. Повторение за 5 класс
– Как называются такие слова? (Омонимы)
– А как называются слова дрянное и прекрасное, встречающиеся в тексте? (Антонимы)
– Какие группы слов мы с вами ещё изучали в 5 классе в разделе лексика? (Омофоны, многозначные слова, синонимы)
– Давайте вспомним, что называется омофонами, синонимами, многозначными словами? (Ответ детей)
IV. Объяснение нового материала
– Сегодня на уроке мы будем говорить о языке. Запишите в тетради тему нашего урока.
Русский язык – один из развитых языков мира.
1. – Что именно говорится в теме урока о русском языке? (Что русский язык является развитым языком.)
– Перед вами лежат толковые словари, посмотрите значение слова РАЗВИТОЙ. (Словарь С.И. Ожегова. Развитой – 1). Достигший высокой степени развития. 2). Духовно зрелый, просвещённый, культурный.)
– В каком из двух этих значений слово язык употребляется в названии темы? (В первом. Развитой – достигший высокой степени развития.)
– А в каком значении слово язык употребляется в словосочетании развитый ребёнок? (Во втором. Развитый ребёнок – это ребёнок духовно зрелый, просвещённый, культурный.)
(Обратить внимание на ударение: развитОй язык, но рАзвитый ребёнок.)
– Составьте предложения с этими словосочетаниями.
2. – Прочитайте эпиграф к сегодняшнему уроку.
Читают слова М.В.Ломоносова о русском языке.
– Почему на русском языке "прилично" говорить и с Богом, и с врагом, и с другом , и с женщиной? (Русский язык может быть нежным, ласковым, а может быть грозным. Одну мысль можно выразить кратко, а можно распространить синонимами, сравнениями. Одну и ту же фразу мы можем произнести с разной интонацией. Русский язык богат разнообразием звуков, лексическими единицами, синтаксическими конструкциями.)
V. Закрепление
– Давайте обратимся с вами к стихотворению А.Яшина "Русский язык" и постараемся найти подтверждение того, что русский язык – развитой язык.
(Стихотворение спроецировано через кодоскоп.)
Я люблю свой родной язык.
Он понятен для всех,
Он певуч,
Он, как русский народ, многолик,
Как держава наша, могуч.
Хочешь – песни, гимны пиши,
Хочешь – выскажи боль души,
Будто хлеб ржаной, он пахуч,
Будто плоть земли, живуч.
– Выразительно прочитайте стихотворение. Объясните орфограммы. Выпишите слова-ключи, которые доказывают, что русский язык является одним из развитых языков. (Певуч, многолик, могуч, живуч.)
– Язык певуч. Докажите правильность этой мысли. (В русском языке много звуков от самых твёрдых до самых нежных и мягких. Русский язык отличается мелодичностью, звучностью.)
– Что значит многолик? (В русском языке одно понятие можно выразить разными словами, которые являются синонимами. Ни в каком другом языке нет омонимов. В русском языке есть слова, чтобы выразить любую мысль, поделиться радостью, рассказать о несчастье. Это говорит о лексическом богатстве. В русском языке есть 10 самостоятельных частей речи, которые различаются грамматическими признаками. Русский язык отличается богатством синтаксических конструкций.)
Задание по рядам:
1-й ряд подбирает синонимы к слову богатство
(языка). Обилие, изобилие.
2-й ряд приводит примеры многозначных слов,
пользуясь толковым словарём учебника.
3-й ряд подбирает антонимы к слову большой. Небольшой,
маленький, крохотный и т.д.
Затем с этими словами 1 вариант составляет предложения с однородными членами.
- 2 вариант составляет предложения с обращениями.
- 3 вариант – предложения с прямой речью.
- 4 вариант – сложносочинённые предложения.
- 5 вариант – сложноподчинённые предложения.
- 6 вариант – предложения с обобщающими словами.
– Почему А. Яшин в стихотворении говорит, что язык многолик, как русский народ? (Потому что русский народ многонациональный.)
– Как называется этот художественный приём? (Сравнение.)
– Почему язык могуч? (Словом можно убедить человека, поднять на защиту Родины, словом можно убить человека, а можно спасти.)
– Прочитайте четверостишье В.Шефнера.
(Стихотворение заранее записано на обратной стороне доски.)
Словом можно убить, словом можно спасти,
Словом можно полки за собой повести,
Словом можно предать, и продать, и купить,
Слово можно в разящий свинец перелить.
– Что значит выражение: слово можно в разящий свинец перелить? (Свинцовые пули убивают или тяжело ранят. Словом тоже можно убить, как пулей.)
– Прочитайте это стихотворение ещё раз и запишите по памяти.
– Что значит выражение язык живуч? (Язык
появился давно. Поколения сменяют друг друга, а
язык сохраняется. Если слово исчезает, то в языке
находится замена ему. Русский язык пополняется
за счёт образования новых слов различными
способами. Есть в русском языке историзмы и
архаизмы, которые находятся в пассивном запасе
языка.)
– Объясните лексическое значение слова
держава. Подберите к нему синонимы. (Родина,
Отечество, страна, Отчизна.)
– Как вы понимаете словосочетание боль души? (Беспокоиться, сострадать, переживать.)
VI. Итоги урока
– Ребята, сегодня на уроке мы с вами сказали о языке очень много. Давайте подведём итоги, почему же русский язык – развитой язык. (Русский язык богат звуками, интонацией, лексикой, синтаксическими конструкциями. Слова в русском языке вступают в различные отношения: синонимии, антонимии, омонимии. С помощью языка можно передать различные мысли, чувства, запахи и т.д. У русского языка богатая история.)
– Вот поэтому мы должны беречь наш родной язык, соблюдать языковые нормы и передать потомкам красивый, звучный, богатый язык, которым мы владеем. К этому призывал нас И.Тургенев, посмотрите на 2 эпиграф к нашему уроку.
Чтение эпиграфа.
VII. Домашнее задание
Упражнение 3. Выучить наизусть 2 высказывания о языке из упражнения или найденные самостоятельно.
Использованная литература:
- Францман Г.К. Сборник диктантов по русскому языку. 5-9 классы. -М.: Просвещение, 1995.-240 с.
- Ломоносов М.В. Российская грамматика//Ломоносов М.В. Полное собрание сочинений/АН СССР. – М.; Л., 1950–1983. Т.7: Труды по филологии 1739–1758 гг. – М.; Л.: Издательство АН СССР,1952. – с.389-578.
- А.Яшин. Избранные стихотворения. М.: Художественная литература, 1961 г.