Урок-игра "Написание букв, слов, предложений"

Разделы: Русский язык, Начальная школа


Цель: обобщить и закрепить знания учащихся о написании  букв, делении слов на слоги, составлении и записи предложений.

Задачи:

  • Формировать творческую активность учащихся.
  • Отрабатывать навык написания букв, слов, предложений.
  • Развивать и обогащать речь учащихся.
  • Развивать логическое мышление, внимание, память.
  • Развивать интерес к изучению русского языка.
  • Способствовать развитию эмоциональной сферы.

Оборудование:

  • Плакат со сказочными героями.
  • Сундук с сюрпризом и замками.
  • Письмо Деда Мороза.
  • Символы и атрибуты различных праздников.
  • Карточки с элементами букв.
  • Карточки с наборами букв.
  • Карточки со словами (названия деревьев).
  • Маски  со словами  пословицы.
  • Телеграмма с ошибками.

ХОД УРОКА

I.  Организационный  момент

II.  Проблемная ситуация – введение игрового момента и задач урока.

Учитель: Ребята, завтра у Вас Новогодняя  ёлка. Вы все с нетерпением ожидаете этот волшебный праздник. Но не только вы ждёте – к вам на ёлку спешат многие сказочные герои. (На доске рисунок ёлки, украшенной новогодними игрушками и обязательно  семь любых сказочных героев с разноцветными ключами, с обратной стороны которых расположены задания).

Раздаётся стук в дверь. Входит охранник со словами: «Вам посылка». Вручает сундучок, к  которому  прикреплено письмо.

Учитель: Что же это? Какое-то письмо.

Кто-нибудь из учеником читает послание:

«Ребята, спешу к Вам на праздник, посылаю каждому из Вас новогодний символ. Пройдите семь моих испытаний, откройте семь замков и каждый получит сюрприз.

С уважением Дед Мороз.»

Учитель:  Интересно, какой же   символ, какой сюрприз в сундучке? Ну что, попробуем пройти все испытания?

III. Основной этап урока – обобщение знаний

Учитель: Сказочные герои несут ключи – разгадки. Ключ какого цвета нам понадобится первым?

(Дети снимают сказочного героя по- очереди, читают задания, выполняют и открывают замки.)

1 Словарная работа, толковый словарь В.В.Даля.

Задание 1. Прочитай слова. Какие из них были в письме Деда Мороза? (Дети читают слова «жужжанием», затем по одному)

Сказка
Атрибут
Символ
Традиция
Секрет
Подарок
Сюрприз

– Что означают эти слова? Смысл какого слова Вам не знаком?

Учитель знакомит со словарём Даля, объясняет, как с ним работать.

– Выберете  2 самых трудных для вас слова, запишите их в тетрадь  разделите  их на слоги, поставьте  ударение. (атрибут, традиция). Для лучшей работы над смыслом слов можно использовать иллюстрации символов, атрибутов каких-либо праздников.

2. Графический синтез

Задание 2. Придумай письменные буквы.

Учитель показывает 3-4 элемента. Дети придумывают букву и записывают в тетрадь.

3. Отработка техники написания букв

Задание 3. Запомни буквы и напиши по памяти.

Учитель проводит игру на внимание: показывает группы письменных букв, дети запоминают несколько секунд, затем записывают.

4. Родственные слова, чередование согласного в корне

Задание 4. Найди слово среди букв, запиши его в тетрадь:

Альбснежинкарол
Волдснеговиктдв
Фдеоснежокмит

Найди и обозначь общую часть этих слов, подчеркни чередующийся  согласный.

5. Работа над структурой слова

Задание 5. Ветер в лесу перепутал все листочки на деревьях. Отгадай названия деревьев, запиши в тетрадь. Подчеркни гласные в словах, раздели на слоги.

Учитель показывает карточки с буквами:

лье
соиан
ссона
пхита
дкер

– Какие из этих деревьев не являются хвойными. Какие деревья называют хвойными?
– Какие деревья растут на Кубани?

6. Работа над предложением

Игра «Живое предложение»

– Знаешь ли ты пословицы? Какие? Собери пословицу из слов.

Детям одевают на голову маски со  словами, они располагаются в хаотичном порядке. Ребята переставляют местами живые слова, чтобы получилась пословица: «Испокон века книга растит человека».

– Растёте ли вы с книгами? Какие книги Вы читаете? Какую книгу вы бы посоветовали прочитать своему товарищу?

– Запиши пословицу в тетрадь.

7. Орфография

Задание 7. Помоги мышатам отправить телеграмму своим друзьям. (Дети исправляют ошибки в тексте, затем записывают в тетрадь.)

«собирайтес! Спешым на праздник  Нас ждут подарки ичюдеса»

IV. Итог

Учитель: Мы прошли все семь испытаний и по праву  заслужили сюрприз из сундучка (в сундучке открытка-трансформер для каждого ученика: новогодняя ёлочка )

Учитель комментирует работу на уроке и раздаёт ёлочки для конструирования.

V. Творческое задание (по желанию ученика)

– Какого бы сказочного героя  вы поместили на Новогоднюю ёлочку и с каким заданием или какой игрой?