Цель: обобщить и закрепить знания учащихся о написании букв, делении слов на слоги, составлении и записи предложений.
Задачи:
- Формировать творческую активность учащихся.
- Отрабатывать навык написания букв, слов, предложений.
- Развивать и обогащать речь учащихся.
- Развивать логическое мышление, внимание, память.
- Развивать интерес к изучению русского языка.
- Способствовать развитию эмоциональной сферы.
Оборудование:
- Плакат со сказочными героями.
- Сундук с сюрпризом и замками.
- Письмо Деда Мороза.
- Символы и атрибуты различных праздников.
- Карточки с элементами букв.
- Карточки с наборами букв.
- Карточки со словами (названия деревьев).
- Маски со словами пословицы.
- Телеграмма с ошибками.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Проблемная ситуация – введение игрового момента и задач урока.
Учитель: Ребята, завтра у Вас Новогодняя ёлка. Вы все с нетерпением ожидаете этот волшебный праздник. Но не только вы ждёте – к вам на ёлку спешат многие сказочные герои. (На доске рисунок ёлки, украшенной новогодними игрушками и обязательно семь любых сказочных героев с разноцветными ключами, с обратной стороны которых расположены задания).
Раздаётся стук в дверь. Входит охранник со словами: «Вам посылка». Вручает сундучок, к которому прикреплено письмо.
Учитель: Что же это? Какое-то письмо.
Кто-нибудь из учеником читает послание:
«Ребята, спешу к Вам на праздник, посылаю каждому из Вас новогодний символ. Пройдите семь моих испытаний, откройте семь замков и каждый получит сюрприз.
С уважением Дед Мороз.»
Учитель: Интересно, какой же символ, какой сюрприз в сундучке? Ну что, попробуем пройти все испытания?
III. Основной этап урока – обобщение знаний
Учитель: Сказочные герои несут ключи – разгадки. Ключ какого цвета нам понадобится первым?
(Дети снимают сказочного героя по- очереди, читают задания, выполняют и открывают замки.)
1 Словарная работа, толковый словарь В.В.Даля.
Задание 1. Прочитай слова. Какие из них были в письме Деда Мороза? (Дети читают слова «жужжанием», затем по одному)
Сказка
Атрибут
Символ
Традиция
Секрет
Подарок
Сюрприз
– Что означают эти слова? Смысл какого слова Вам не знаком?
Учитель знакомит со словарём Даля, объясняет, как с ним работать.
– Выберете 2 самых трудных для вас слова, запишите их в тетрадь разделите их на слоги, поставьте ударение. (атрибут, традиция). Для лучшей работы над смыслом слов можно использовать иллюстрации символов, атрибутов каких-либо праздников.
2. Графический синтез
Задание 2. Придумай письменные буквы.
Учитель показывает 3-4 элемента. Дети придумывают букву и записывают в тетрадь.
3. Отработка техники написания букв
Задание 3. Запомни буквы и напиши по памяти.
Учитель проводит игру на внимание: показывает группы письменных букв, дети запоминают несколько секунд, затем записывают.
4. Родственные слова, чередование согласного в корне
Задание 4. Найди слово среди букв, запиши его в тетрадь:
Альбснежинкарол
Волдснеговиктдв
Фдеоснежокмит
Найди и обозначь общую часть этих слов, подчеркни чередующийся согласный.
5. Работа над структурой слова
Задание 5. Ветер в лесу перепутал все листочки на деревьях. Отгадай названия деревьев, запиши в тетрадь. Подчеркни гласные в словах, раздели на слоги.
Учитель показывает карточки с буквами:
лье
соиан
ссона
пхита
дкер
– Какие из этих деревьев не являются хвойными.
Какие деревья называют хвойными?
– Какие деревья растут на Кубани?
6. Работа над предложением
Игра «Живое предложение»
– Знаешь ли ты пословицы? Какие? Собери пословицу из слов.
Детям одевают на голову маски со словами, они располагаются в хаотичном порядке. Ребята переставляют местами живые слова, чтобы получилась пословица: «Испокон века книга растит человека».
– Растёте ли вы с книгами? Какие книги Вы читаете? Какую книгу вы бы посоветовали прочитать своему товарищу?
– Запиши пословицу в тетрадь.
7. Орфография
Задание 7. Помоги мышатам отправить телеграмму своим друзьям. (Дети исправляют ошибки в тексте, затем записывают в тетрадь.)
«собирайтес! Спешым на праздник Нас ждут подарки ичюдеса»
IV. Итог
Учитель: Мы прошли все семь испытаний и по праву заслужили сюрприз из сундучка (в сундучке открытка-трансформер для каждого ученика: новогодняя ёлочка )
Учитель комментирует работу на уроке и раздаёт ёлочки для конструирования.
V. Творческое задание (по желанию ученика)
– Какого бы сказочного героя вы поместили на Новогоднюю ёлочку и с каким заданием или какой игрой?