Лексико-семантические группы имен прилагательных

Разделы: Русский язык


Цель: продолжить знакомство учащихся с различными лексико – семантическими группами прилагательных для обогащения словарного запаса детей, в частности прилагательных оценочного характера.

Ход урока.

Краткий опрос и проверка домашнего задания.

Вопросы:

  1. Что вы знаете об имени прилагательном? ( обозначает признак предмета; отвечает на вопросы какой? чей?; изменяется по падежам, родам числам.)
  2. Какие признаки предмета может обозначать имя прилагательное? ( цвет – белый, форму – прямоугольный, материал – деревянный, физические свойства – сильный и т. д. )

Проверка домашнего задания: дети зачитываю загадки, в которых нужно узнать предмет по качествам и свойствам.

Новый материал урока заключён непосредственно в упражнениях, в процессе выполнения которых усваиваются данные сведения.

Работа с текстом (дополнительный новый материал о прилагательном)

Текст воспроизведён на доске через проектор.

Я всегда любил наблюдать тихое падение снега. Чтобы насладиться этой картиной, я вышел в поле, и чудное зрелище представилось глазам моим: всё безграничное пространство вокруг меня представляло вид снежного покрова, будто небеса разверзлись, рассыпались снежным пухом и наполнили весь воздух движением и поразительной тишиной. (С.Аксаков)

Анализ текста:

  1. Определить стиль речи текста. (Художественный. Писатель с помощью прилагательных рисует образную картину природы, которую мы легко можем представить по этому описанию.)
  2. Как автор передаёт контрастность картины? (Воздух наполнен движениями и поразительной тишиной.)

Задание к тексту: выписать из текста все прилагательные вместе с определяемыми словами и обозначить смысловую и грамматическую связи. (тихое падение, чудное зрелище, безграничное пространство, снежного покрова, снежным пухом, поразительной тишиной)

Автор восхищается увиденным. Вот это состояние восторга, удивления передаётся при помощи имён прилагательных. Прилагательные помогают передать впечатления человека от предмета ( а не только цвет, форму и т.д.).

Прилагательные обозначают признак предмета со стороны восприятия зрением, слухом.

К именам существительным (снег и дождь) подобрать определения.

Снег (белый, мягкий, мокрый, пушистый, серебристый, голубой, колючий, обильный)

Дождь (звонкий, сильный, монотонный, тёплый, кратковременный, мелкий)

Задание:

  1. Какие прилагательные могут быть употреблены с данными существительными, например, в сообщении по радио в сводке погоды? (снег - мокрый, обильный; дождь – кратковременный, сильный)
  2. Какие прилагательные уместны в художественном описании? ( снег – пушистый, серебристый; дождь – монотонный, тёплый)
  3. Составить и записать с данными словами словосочетания, где прилагательное обозначает признак предмета со стороны восприятия его зрением и слухом.

Восприятие зрением (снег голубой, пушистый; дождь мелкий, сильный)

Восприятие слухом (дождь монотонный, звонкий)

Индивидуальная работа.

Два ученика работают у доски по карточкам.

Карточка №1

Подобрать синонимы к прилагательному жестокий мальчик (безжалостный, беспощадный, злой, лютый и т.д.), очаровательная девочка (прелестная, милая, ласковая и т.д.). Какие прилагательные указывают на положительные черты характера, а какие на отрицательные?

Карточка №2

Подобрать к существительным глаза, лицо, девочка прилагательные. Определить, какие из них отражают внешний вид человека; какие – внутреннее состояние, черты характера.

Глаза (карие, задумчивые); лицо (круглое, доброе); девочка (аккуратная, высокая)

- В это время класс записывает словосочетания: острый нож, острый язык; каменное лицо, каменная стена; холодный взгляд, холодный напиток; железные гвозди, железное здоровье. Указать прямое и переносное значения имён прилагательных.

- Следующее задание, которое дети могут выполнить самостоятельно, направлено на осмысление своего внутреннего мира. Дать определение самому себе, при помощи имён прилагательных указать положительные и отрицательные стороны характера. Я какой? какая? (я какой?- добрый, смелый, способный, замкнутый и т.д.).

Творческая работа

Прослушать текст. Установить, неуместное повторение какого прилагательного портит текст.

Утро в воскресение выдалось хорошее. Неожиданно выпал снег. А друзья мои все хорошие лыжники. Как же было не воспользоваться таким хорошим случаем и не проложить первую лыжню в ближайший лес.

Задание: Записать под диктовку каждое предложение, предварительно заменив в нём слово хороший синонимом ( синонимы записаны на доске изумительный, великолепный, отличный, исключительный). Прочитать исправленный текст.

Подведение итогов урока

Что нового о прилагательном вы узнали на этом уроке?

  • Имена прилагательные помогают передать впечатления человека от увиденного предмета (восторг, восхищение, удивление)
  • Имена прилагательные обозначают признак предмета со стороны восприятия его зрением, слухом.
  • При описании предмета с помощью имён прилагательных можно давать оценку предмету (положительную и отрицательную).

Домашнее задание:

используя прилагательные, дать характеристику членам своей семьи.