Программа и УМК С.И.Львовой.
Цели:
- Образовательные:
- закрепить правописные навыки;
- совершенствовать умение аргументировано ставить необходимые знаки препинания при обособленных обстоятельствах;
- систематизировать изученный материал об обособлении деепричастий и деепричастных оборотов;
- углубить сведения об обособленных обстоятельствах;
- систематизировать сведения о стилистической роли обособленных обстоятельств.
- Развивающие:
- формировать речевую компетенцию;
- развивать навык грамотного выделения знаками препинания обособленных обстоятельств;
- развивать навык определения синонимических конструкций.
- Воспитательные:
- воспитание любви к родному русскому языку, к художественному слову.
Оборудование: карточки для групп, раздаточный материал, наглядный материал для доски: эпиграфы, определение обособленных обстоятельств, выраженных деепричастиями и деепричастными оборотами, репродукции картин с изображением осенних пейзажей.
…Еще Пушкин говорил о знаках
препинания. Они
существуют, чтобы выделить мысль, привести слова
в правильное соотношение и дать фразе легкость
и правильное звучание. Знаки препинания – это
как
нотные знаки. Они твердо держат текст и не дают
ему рассыпаться.
К.Г.Паустовский
План урока:
- Повторение изученного материала об обособлении определений и приложений.
- Мастерская: построение новых знаний об обособлении обстоятельств, их стилистической роли в речи.
- Творческая мастерская: написание сочинения-миниатюры на темы «Осенние дожди», «Золотая осень», «Осенние зарисовки».
ХОД УРОКА
Учитель: Здравствуйте, уважаемые лицеисты. Тема сегодняшнего урока: «Обособленные обстоятельства». Тип урока – мастерская. Я знаю, что вы любите работать в группах, так вот сегодня вы, работая в группах, вспомните, что вы прошли совсем недавно, вы сами сформируете новое определение об обособлении обстоятельств и в качестве закрепления вы получите задание: написать небольшую творческую работу с использованием обособленных обстоятельств. У нас сегодня три группы: лингвисты (золотая карточка), друзья русского языка (серебряная карточка), словесники (синяя карточка). Оценки (баллы) обозначены следующими карточками: пятерка – красная карточка, четверка – голубая карточка, тройка – зеленая карточка. На доске будут вывешиваться карточки, обозначающие ту оценку, которая группа получает за задание.
Задание группам: Расставить знаки препинания и объяснить условия обособления определений и приложений.
1 группа: Море огромное – лениво вздыхающее у берега – уснуло и неподвижно в дали, облитой голубым сиянием луны. Мягкое и серебристое, оно слилось там с синим южным небом и крепко спит, отражая в себе прозрачную ткань перистых облаков, неподвижных и не скрывающих собою золотых узоров звезд.
2 группа: Горы, поросшие деревьями, уродливо изогнутыми норд-остом, резкими взмахами подняли свои вершины в синюю пустыню над ними, суровые контуры их округлились, одетые теплой и ласковой мглой южной ночи.
3 группа: У костра тихо вздыхает Рагим, старый крымский чабан, высокий, седой, сожженный южным солнцем, сухой и мудрый старик… Темное, могуче размахнувшееся море светлеет, местами на нем появляются небрежно брошенные блики луны.
Группам раздаются карточки разных цветов, соответствующие обозначению группы.
Учитель: Уважаемые лицеисты, а теперь я прошу вас сделать вывод о том, какие определения называются обособленными и каковы условия обособления.
Обособленные определения и приложения – это
такие члены предложения, значение которых особо
подчеркивается говорящим с помощью интонации и
выделительных пауз. Они содержат дополнительную
информацию. Могут быть как одиночными, так и
распространенными.
Определения обособляются, выраженные
прилагательными и причастным оборотом, стоящие
после определяемого слова, а также стоящие до
определяемого слова, относящиеся к личным
местоимениям и имеющие значение причины.
Приложения обособляются, если: 1. оно
распространено, 2. относится к личному
местоимению или к имени собственному, 3. имеет
добавочные обстоятельственные, поясняющие,
уточняющие значения. Одиночные приложения
определяют предмет по возрасту, профессии,
национальности, роду занятий и пишутся через
дефис (девочка-подросток, француз-гувернер,
акробат-жонглер). Приложение может обособляться
тире: если перед приложением можно вставить
слова «а именно», перед распространенным
приложением, стоящим в конце предложения, если
подчеркивается самостоятельность или дается
разъяснение, выделяется с двух сторон, если носит
пояснительный характер.
Учащиеся делают выводы.
Учитель: Приступаем к новой теме. Записываем тему урока «Обособленные обстоятельства, выраженные деепричастиями и деепричастными оборотами». И сейчас вы выполните второе задание.
Задание для групп: найти обособленные обстоятельства, определить, чем выражено, объяснить условия обособления.
1 группа:
1. Бешено звенела гитара, дробно стучали каблуки, на столе и в шкафу дребезжала посуда, а среди кухни огнём пылал Цыганок, реял коршуном, размахнув руки, точно крылья, незаметно передвигая ноги; гикнув, приседал на пол и метался золотистым стрижом, освещая все вокруг блеском шёлка, содрогаясь и струясь, словно горел и плавился.
(М.Горький)
2. Я ненавижу человечество,
Я от него бегу спеша. (Наречное значение)
Мое единое отечество –
Моя пустынная душа.
(К.Бальмонт)
Здесь неподалеку был мост, пройдя через который мы оказались на другой стороне города. (Деепричастие имеет в качестве зависимого слова союзное слово «который» в составе придаточного определительного предложения.)
2 группа:
1. У плетня заросшая крапива
Обрядилась ярким перламутром
И, качаясь, шепчет шаловливо:
«С добрым утром!»
Мир осинам, что, раскинув ветви,
Загляделись в розовую водь.
2. Пулемет стрекотал не умолкая. (Тесно
связано со сказуемым)
Пулемет непрерывно стрекотал, не умолкая. (Уточняющее
значение)
Он ушел так и не дождавшись её. (Перед
деепричастным оборотом стоит усилительная
частица «и», «так и»)
3 группа:
1. «О, как давно! Сквозь эту тьму
Скажи одно: ты та ли, та ли?»
И струны ластились к нему,
Звеня, но, ластясь, трепетали.
(И.Анненский, «Смычок и струны»)
Мы встречались с тобой на закате,
Ты веслом рассекала залив,
Я любил твое белое платье,
Утонченность мечты разлюбив.
(А.Блок, «Мы встречались с тобой на закате»)
2. Мальчики бежали сломя голову. (Обстоятельство
выражено фразеологизмом)
Нельзя читать лежа. (Деепричастие имеет
наречное значение)
Прошу сделать выводы.
На интреактивной демонстрируется таблица:
№ п/п | Обстоятельство, выраженное одиночным деепричастием, не обособляется, если | Обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом, не обособляются, если |
1. | близко по значению глаголу-сказуемому: Шел не останавливаясь. | деепричастие имеет в качестве зависимого слова союзное слово который в составе придаточного определительного предложения: Направо была дверь, пройдя которую можно попасть в коридор. |
2. | стоит в конце предложения: Она будила сына улыбаясь. | перед деепричастным оборотом стоит усилительная частица и: Можно уйти и не дождавшись ответа. |
3. | оно утратило значение глагольности и приобрело наречное значение: Она сидела молча. | выражено фразеологизмом: Они работали спустя рукава. |
4. | обстоятельство выражено деепричастием и другой частью речи, относящимися к глаголу, являющимися однородными: К двери кабинета все подходили обыкновенно перешептываясь и на цыпочках |
Группы получают карточки.
Учитель: Скажите, уважаемые лицеисты, а какую стилистическую роль играют обстоятельства, выраженные деепричастиями или деепричастным оборотом? Эти выводы вы можете сделать на основе имеющихся у вас примеров.
Вывод: Для описания действия писатели
и поэты часто используют деепричастия и
деепричастные обороты, которые обозначают
добавочные действия. Это создает
экспрессивность, усиливает динамику эпизода. Им
отдается предпочтение в художественной речи.
Предложения с деепричастными оборотами кратки,
лаконичны, выразительны.
Обстоятельства, выраженные фразеологическими
оборотами, употребляются в разговорной речи. Они
придают речи живость и выразительность.
Учитель: А теперь я прошу представителя от групп выйти к доске и выполнить синтаксический разбор и морфемный разбор деепричастий. К доске пойдет ….
Отвечающий от группы 1.
Держа кувшин над головой, грузинка узкою тропой сходила к берегу.
Отвечающий от группы 2.
И каждый вечер, за шлагбаумами,
Заламывая котелки,
Среди канав гуляют с дамами
Испытанные остряки.
Отвечающий от группы 3.
И, вздох повторяя погибшей души,
Тоскливо, бесшумно шуршат камыши.
Группам раздаются карточки.
Учитель: Уважаемые лицеисты, а теперь следующее задание. Замените придаточные предложения синонимичными деепричастными оборотами:
1. Ребенок горько заплакал, потому что он
потерял любимую игрушку.
Когда мы приехали на станцию, поезд уже ушел.
2. Ученики хорошо усвоили материал по данному
разделу истории литературы, после того как
дополнительно прочитали несколько критических
статей.
Мой собеседник зажег свечу – я продолжил свой
рассказ.
3. Когда он остался один, он восстановил в памяти
все подробности вчерашнего разговора.
Мы вошли в театр, когда подходило к концу первое
действие спектакля.
Вывод: Такая замена возможна в том случае, если основное и добавочное действие совершает один деятель.
Группам раздаются карточки.
Учитель: Дорогие ребята, часто вы допускаете ошибки в употреблении деепричастий и деепричастных оборотов. И в ЕГЭ есть задание, в котором вам необходимо выбрать правильное продолжение предложения. Сейчас следующее задание. Вам даны предложения, в которых вам необходимо исправить ошибки, а в других примерах продолжить предложение.
- Закончив институт, её пригласили на работу несколько театров. (Когда она закончила институт, её пригласили на работу несколько театров.)
- Слушая музыку, возникают необыкновенные ощущения. (Когда я слушаю музыку, у меня возникают необыкновенные ощущения.)
- Подходя к лесу, мне стало холодно. (Когда мы подошли к лесу, мне стало холодно).
Продолжи предложения:
- Выехав из города….
- Успешно сдав экзамены…
- Вернувшись домой…
Группам раздаются карточки.
Учитель: И последнее задание: написать сочинение-миниатюру на темы «Осенние зарисовки», «Осенние дожди», «Золотая осень», используя обособленные определения и обстоятельства.
Учащимися делаются заготовки для домашней работы: составляются причастные и деепричастные обороты для сочинения-миниатюры.
Тихо падая на землю, слегка покачиваясь от тихого ветерка, чувства, возникающие в такую погоду, пытаясь окончательно разбудить уже проснувшийся мир, небо, затянутое серыми тучами, роняя на землю холодные слезы, завораживая нас тихим шуршанием, тихий, заискивающий дождь, разукрашенный яркими красками лес, успокоенная осенней тишиной река.
Прочитываются сочинения по группам, группам раздаются карточки, подсчитываются баллы, распределяются места.