Цели урока:
- обобщить и систематизировать знания учащихся по теме;
- углубить изучение темы “Предлог” по следующим вопросам:
а) возможность лексической и синтаксической самостоятельности ряда непроизводных предлогов в разговорной и художественной речи;
б) функциональная особенность предлогов “ради” и “для”;
в) различение морфологических омоформов; - развивать умение логично и последовательно мыслить;
- способствовать развитию творческих способностей учащихся;
- воспитывать любовь к родному краю.
Ход урока
1) Урок начинаем с чтения записи на доске.
Люди, никогда (не) бывавшие ... Заполярье, обычно пр..увеличивают “ужасы”
полярной природы. Они считают, что ... целого года ни ... минуту (не) ослабевает
мороз. ... (не) пр.. рывной пурги нельзя выбраться ... улицу. Но это
представление (не)верно. ... холод, (не) описуемо пр...красен Север. ... яркого
солнца алмазный свет звезд отражается ... каждом кристаллике снега. ... путнику
несутся северные сияния – сполохи. ... тьме серебряный свет луны заливает (не)
обозримые просторы.
И.Соколов-Микитов
– Можно ли назвать эту запись текстом? (Нет).
– Почему? (Пропущены слова. Слова и предложения не связаны по смыслу и грамматически.)
– Вставим пропущенные слова. (Слова для справок: в, в течение, на, из-за, на, несмотря на, вместо, в, навстречу, наперекор).
– Получился теперь текст?
– Докажите. (Слова и предложения связаны по смыслу и грамматически, объединены одной темой “Север”, текст можно озаглавить “Заполярье”, основная мысль текста – “неописуемо прекрасен Север”.)
– Благодаря какой части речи мы смогли восстановить текст? (Благодаря предлогу.)
– Какой вывод можем сделать? (Предлог, хотя и служебная часть речи, но имеет большое значение, устанавливает отношения между самостоятельными словами, связывает их друг с другом.)
– Мы провели лингвистический эксперимент. Что значит “лингвистический”? Обратитесь к словарю С.И. Ожегова. (“Лингвистический” – относящийся к лингвистике, науке о языке.)
– Где проводятся эксперименты? (В лаборатории.)
– Итак, сегодня мы с вами находимся не в классе, а в лаборатории. Обратимся снова к словарю С. И. Ожегова и выясним лексическое значение слова “лаборатория”. (Лаборатория – помещение для научных и технических опытов, исследований, а также учреждение, где занимаются такими опытами.)
2) Запишите тему урока.
(Открываем запись темы на доске). Мы уже изучили тему “Предлог”, опираясь на полученные знания, попробуйте сформулировать цели нашего урока. (Мы должны повторить изученное о предлоге, углубить знания по данной теме...).
– Действительно, сегодня мы обобщим знания о предлоге, а также попробуем открыть другие секреты этой части речи. Начнем нашу работу с разминки. (Учащиеся сидят по группам, у всех карточки с текстом “Заполярье”.)
Учитель дает задания группам учащихся.
Задание 1 группе: рассказать о разрядах предлогов по значению, определить значение предлогов в предложениях данного текста, дополнить рассказ своими примерами.
Задание 2 группе: рассказать о слитном и раздельном написании предлогов, составить опорный конспект, используя примеры из текста, при необходимости самим придумать примеры.
Задание 3 группе: рассказать о правописании гласной на конце производных предлогов, используя примеры из текста, придумать свои.
(Учащиеся составляют предложения, словосочетания только на одну тему “Север”). Индивидуальное задание: вставить в текст “Заполярье” пропущенные буквы, объяснить орфограммы. (Один ученик работает у доски).
3) Проверяем выполнение заданий.
Представители групп рассказывают теоретическую часть задания, практическую демонстрируют на индивидуальных досках.
1 группа
По значению предлоги делятся на разряды:
- пространственные (указывают на место): в Заполярье, на улицу, навстречу путнику,
- временные (указывают на время): в течение дня, ни на минуту.
- причинные (указывают на причину): из-за пурги.
- целевые (указывают на цель): ради Родины.
- образа действия (указывают на образ действия): наперекор тьме.
- дополнительные (указывают на предмет, на который направлено действие): вместо солнца.
2 группа:
Слитно вследствие |
Раздельно в течение |
3 группа:
-е- в течение |
-и- в течении |
Предлоги необходимо отличать от существительных в предложном падеже. Предлог входит в вопрос, его можно заменить другим предлогом.
Примеры:
- В течение целой зимы ни на минуту не ослабевает мороз.
- Река Кола в течении своем образует широкое устье.
4) Проведение лингвистических экспериментов. (Проводят ученики-лаборанты).
а) Синтаксический эксперимент.
– На какие группы делятся предлоги по происхождению? (Производные и непроизводные).
– Приведите примеры.
– Является ли предлог членом предложения? (Нет, это служебная часть речи, предлоги лишь входят в состав членов предложения).
– В академической “Грамматике русского языка” читаем: “Предлоги как служебные слова не имеют самостоятельного лексического значения и поэтому отдельно от других слов в языке не употребляются”. Но это традиционная точка зрения на предлог. Есть и другая: “В процессе речевой практики заметно возрастает как лексическая, так и синтаксическая самостоятельность целого ряда непроизводных предлогов”. (Ю.Т. Долин.) Таким образом, наша цель – выяснить, может ли предлог выполнять синтаксическую функцию. (Высказывания ученых записаны на доске).
– Прочтите стихотворение (записано на доске):
Я, юный сын морских факторий,
Хочу, чтоб вечно шторм звучал,
Чтоб для отважных было море,
А если без, тогда причал.
Н.Рубцов.
– Найдите непроизводные предлоги. (Для, без). В чем разница употребления двух предлогов? (Один предлог употреблен перед именем прилагательным, а второй без именной формы, то есть без имени существительного в данном случае).
– Поставьте к нему вопрос. (А если как? Без). В предложении предлог “без” является обстоятельством.
– Подтвердите это наблюдение. Выполните задания. Учащимся предлагаются карточки.
Задание 1 группе: определите, выполняет ли синтаксическую функцию предлог в данном предложении.
Остряки на Севере часто шутят:
– Вы как предпочитаете Заполярье: с северным сиянием или без?
– Без.
Задание 2 группе: проанализируйте примеры и сделайте вывод: в каких стилях речи встречаются речевые обороты с самостоятельным употреблением предлогов.
– Кто за?
– Кто воздержался?
– Вам чай как: с сахаром или без?
– Без.
Нас эта песенка будила, открыв глаза,
Она по проволоке ходила и даже – “за”.И раздается этот взрыв (бывает поздний),
Всю жизнь отныне разделив на до и после.
Е.Евтушенко
Задание 3 группе: составьте 2 предложения с непроизводными предлогами так, чтобы в первом предложении предлог не являлся членом предложения, а во втором – выполнял функцию члена предложения.
Проверка выполнения заданий (с помощью проектора):
1 группа: в первом предложении предлог является обстоятельством, во втором – словом – предложением.
2 группа: чаще всего речевые обороты с самостоятельным употреблением предлогов встречаются в разговорной речи и в языке художественной литературы.
3 группа: Борис Шергин исходил родной Север от края и до края. Он знал его от и до.
Лаборант (выводы записываем):
– Ознакомившись с результатами ваших исследований, делаем вывод: в разговорной и художественной речи предлог может выходить за рамки служебной части речи и получать синтаксическую и лексическую самостоятельность.
б) Грамматический эксперимент.
Лаборант:
– Проведем опыт. Цель – научиться отличать производные предлоги от наречий. Для этого нужно вспомнить особенности производных предлогов.
– Образованы от других частей речи.
– Как отличать производные предлоги от других частей речи?
– Нельзя поставить к ним вопрос; не являются членами предложения; можно заменить другими предлогами; показывают зависимость одного слова от другого.
Задание: прочитайте предложения (записаны на доске), определите, к какой части речи относятся выделенные слова.
- Он прошел мимо.
- Он прошел мимо нас.
- Вокруг все стихло.
- Вокруг него столпились люди.
– В 1-м предложении – наречие, во 2-м – предлог, в 3-м – наречие, в 4-м – предлог.
Вывод: данные слова – морфологические омоформы.
Задания группам (карточки):
1 группа: найти морфологические омоформы, определить части речи.
Впереди виднелась протоптанная оленями лесная тропинка.
Впереди стада оленей шел красавец – вожак.
2–3 группы: составить и записать 2 предложения с данными словами так, чтобы в 1-м предложении это слово было предлогом, а во 2-м – наречием.
I группа – вблизи
II группа – вокруг
Проверка заданий.
I группа рассказывает у доски.
II и III группа – взаимопроверка.
Лаборант:
– Производные предлоги следует отличать от других частей речи: существительных, деепричастий, наречий. Предлоги не имеют лексической и синтаксической самостоятельности.
в) Межъязыковой эксперимент.
Лаборант:
– Цель опыта: сравнить функциональное свойство предлога в русском языке и других языках. Это его функциональное свойство нашло отражение в самом термине предлог (т.е. стоящий перед словом). Но в некоторых языках в противоположность предлогу функционируют послелоги (т.е. стоящие после слова). Послелоги характерны для финского языка.
Запись на доске:
Kissa on po dan alla – кошка под столом.
– Как вы думаете, есть послелоги в русском языке? Чтобы ответить на вопрос, проанализируем примеры. Найдите предлоги:
- Не ради шутки он (Ломоносов) долгие годы исследовал природу северного сияния.
- Истины ради трудился великий ученый.
Лаборант:
– В русском языке есть послелоги. И это не только слово ради, все чаще по аналогии с этим предлогом в постпозиции встречается синонимический ему предлог для. Например: не корысти ради, а пользы для.
Учитель: Посмотрим, есть ли послелоги в других языках, попытаемся научиться употреблять послелоги в речи.
Задание для II группы: перевести на немецкий язык 2-е предложение. Истины ради трудился великий ученый.
Задание для III группы: это же предложение перевести на английский язык.
Задание для I группы: составить предложения с послелогами для, ради, используя слова быстроты ради, экономии для.
Проверка заданий.
II группа: Der grose gelehrte arbeitete fur die wahrheit.
– Есть послелоги в немецком языке? (Нет)
III группа: Не great scientist worhee for the sakeof the treith.
– И в английском языке нет послелогов.
I группа читает свои предложения.
Лаборант:
– Наличие послелогов в языке нашем говорит о многообразии и богатстве русского языка.
– Мы сегодня провели 3 эксперимента. Что нового вы узнали о предлоге в ходе лингвистических опытов?
– Предлог в разговорной и художественной речи может иметь лексическую и синтаксическую самостоятельность.
– Производные предлоги следует отличать от других частей речи: существительных, деепричастий, наречий.
– В русском языке наряду с предлогами функционируют послелоги, которые придают особую выразительность и эмоциональность речи.
Рефлексия: оценка работы групп, отдельных учеников.
Домашнее задание.
Задание для I и II групп: продолжить проведение лингвистического эксперимента, подобрать текст и выяснить частоту употребления предлогов в речи. Для этого посчитать количество всех слов, разделить на 100 и умножить на количество предлогов.
Задание для III группы: написать миниатюру на лингвистическую тему “Этот знакомый незнакомец – предлог”.
Список литературы:
- Машталер О.Е. Лингвистическая лаборатория на уроке // Русский язык в школе. – 1999. – № 6.
- Долин Ю.Т. “Загадочный” предлог в русском языке // Русский язык в школе. – 1998. – № 3.
- Долин Ю.Т. Об одном функциональном свойстве первообразных предлогов в русской речи // Русский язык в школе. – 1999. – № 2.