Цели урока:
образовательные: отрабатывать навыки правописания не с именами существительными;
развивающие: формировать умение пользоваться этимологическим словарем; продолжить работу по развитию культуры речи школьников;
воспитательные: воспитывать интерес к традициям УНТ и культурным традициям русского народа.
Оборудование: Учебник по русскому языку для 6 класса под редакцией М.Т.Баранова, карточки с заданиями, бланки для занесения ответов, этимологические словари, мультимедийный проектор, компьютер.
Методы: практический; творческой деятельности; метод контроля.
Учитель: Здравствуйте, ребята, садитесь. Сейчас я прочту стихотворение (стихотворение записано доске), а вы ответьте на вопрос: как это стихотворение связано с темой нашего предыдущего урока?
Витька – вьюн и непоседа.
Весь урок толкал соседа.
“Не мешай”,- сказал Серега.
Витька фыркнул: “Недотрога”.
Ученик: На предыдущем уроке мы познакомились с правописанием не с именами существительными.
Учитель: Какие слова из этого стихотворения помогли вам ответить на вопрос?
Ученик: Непоседа, недотрога.
Учитель: Объясните причину слитного написания не в этих словах.
Ученик: Эти слова пишутся с не слитно, потому что без не не употребляются.
Учитель: Правильно. А теперь давайте вспомним другие случаи написания не с именами существительными.
Ученики:
Не с существительными пишется слитно, если существительное с не может быть заменено синонимом без не или близким по значению выражением.
Неправда (ложь), необразованность (отсутствие образованности).
Не с существительными пишется раздельно, если является словом отрицанием (отрицательной частицей). В предложении с отрицательной частицей часто есть противопоставление с союзом а.
Не правда, а ложь. Не друг, а враг.
Учитель: Проверим домашнее задание. Надо было к предложенным словам с не подобрать синонимы и составить с каждым существительным с не по два предложения: в одном не пишется слитно, в другом – раздельно.
(Для домашнего задания были предложены слова: невнимательность, неточность, непогода).
Учитель: Теперь поработаем над упражнением 242. Два ученика – у доски (один выписывает пословицы, где не с именами существительными пишется слитно, а другой выписывает пословицы, где не с именами существительными пишется раздельно), остальные – по вариантам в тетрадях.
1. Не работа сушит, а забота. 2. Не место красит человека, а человек место. 3. Друзья в несчастье познаются. 4. В осеннее ненастье семь погод на дворе. 5. Не печь кормит, а руки.
Далее – взаимопроверка по вариантам.
Учитель: А сейчас посмотрите на доску, где записаны два слова – “невежа” и “невежда”. Обратимся к этимологическому словарю за разъяснением их значений (на каждом столе – этимологический словарь).
Ученики ищут толкование этих слов по словарю.
Невежа. Образовано в древнерусском языке посредством добавления приставки не к слову вежа – “знаток”. Буквально – “грубый, невоспитанный человек”.
Невежда. Это слово, имеющее значение “малосведущий человек”, было заимствовано из старославянского, где образовано, как и слово невежа.
Учитель: А теперь прослушайте стихотворение С.Я.Маршака и ответьте на вопрос: о каком из этих слов идет речь?
Знал одного ребенка я.
Гулял он с важной нянею.
Она давала тонкое
Ребенку
Воспитание.
Был вежлив
Этот мальчик
И, право, очень мил:
Отняв у младших
Мячик,
Он их благодарил,
“Спасибо!” - говорил.
Учитель: Кто же этот ребенок – невежа или невежда?
Ученик: Этот ребенок – невежа.
Учитель: И.А.Крылов – мастер крылатых выражений, о невежах в одной из своих басен говорил: “Невежи судят точно так: в чем толку не поймут, то все у них пустяк”.
А теперь вы, ребята, попробуйте сочинить пословицы, в которых бы встречались слова на изучаемое правило.
Ученики: Работа не наслаждение, а труд. Несчастье слезы выпускает. Недруг учит быть мудрее.
Учитель: Сейчас запишем предложение и выполним его синтаксический и пунктуационный разборы. ( Один – у доски, остальные в тетрадях).
Невнимание на уроке – причина многих бед.
Далее каждому ученику раздаются карточки с пословицами, где нужно раскрыть скобки, выбирая правильное написание не с существительными, и выполнить задание по схеме ЕГЭ на материале шестого класса (заранее подготовлены для каждого ученика мини-бланки, куда ребята вносят верные ответы). Проверка первой части осуществляется с помощью проектора, который проецирует на доску верное написание слов в пословицах, вторая часть задания проверяется учителем.
1.Конь (не)пахарь, (не)кузнец, (не)плотник, а первый на селе работник. (Не)место красит человека, а человек – место. Ученье – свет, а (не)ученье – тьма. Один в поле (не)воин.
2. Задание ЕГЭ.
1) В каком словосочетании не пишется раздельно?
- какая (не) ряха
- случилось (не)счастье
- мой (не)приятель
- (не)веселье, а грусть
2) В каком предложении не пишется слитно?
- Звучала (не)правда, а ложь.
- (Не)вежа тот, кто позволяет себе грубить.
- Он мне (не)друг, а враг.
- Это был (не) сон, а явь.
3)В каком предложении не пишется раздельно?
- (Не)знакомца предупредили.
- Мы ценим (не)преданность, а труд.
- Дурное слово друга делает (не)другом.
- (Не)честность всегда вредит.
Резервный материал.
Цифровой диктант. Диктуются слова или предложения, а учащиеся записывают только цифры. Если не пишется с существительным слитно - цифра 1, если раздельно – цифра 2.
Небылица; не друг, а враг; невольник, невежда, не котел варит, а стряпуха, неточность, невидимка, несерьезность, не здоровье, а болезнь. ( 1 2 1 1 2 1 1 1 2)
Домашнее задание: составить текст на школьную тему, в котором встречались бы слова на изученное правило (два слова, где не пишется слитно, и два – где не пишется раздельно).