Тайны фразеологического значения (интегрированный урок: русский язык + ИЗО + литература)

Разделы: Русский язык

Класс: 5

Ключевые слова: заимствованные слова, разделы лингвистики, «Трамвай»


(Слайд 1)

Цель урока: пробуждать стремление узнать значение слов, вводить их в речь и не употреблять слова, значения которых не знаешь.

Задачи урока:

  • повторить основные сведения о фразеологии;
  • научить ребят отбирать, подбирать слова и произносить со смыслом;
  • развивать умения анализа текста;
  • отрабатывать навыки работы с фразеологическими словарями;
  • прививать любовь к родному языку и литературе.

Оборудование урока:

  • Фразеологические словари.
  • Выдержки из художественных произведений.
  • Предметные картинки.
  • Раздаточный материал.
  • Рисунки, выполненные ребятами.
  • Кроссворд « Лексика и фразеология».

ХОД УРОКА

I. Слово учителя

– Перед вами слова выдающегося российского лингвиста Н.М. Шанского. « Для тех, кто интересуется историей, культурой своего народа, фразеология – одна из самых увлекательных и занимательных сфер языка».

(Слайд 2)

II. Проверка домашнего задания.

1.Что собой представляет фразеология?
2. Какие разделы лингвистики вы уже изучили?
3. Что изучает фразеология? (Слайд 3)
4. Из какого языка заимствовано это слово?

III. Работа по теме урока

– Ребята! Сегодня мы продолжим работу по составлению вашего первого фразеологического словаря. Фразеологизмы придают речи образность и выразительность. А происходит это потому, что они обладают переносным значением.

Задание 1. Выберите из слов, данных в скобках, те, которые мы обычно используем в составе фразеологизмов.

На доске – запись:

– (Заяц, кот, козёл) наплакал.
– (Медвежья, собачья, волчья) услуга.
Как мёртвому (банки, горчичники, припарка).

Запись в словариках:

Кот наплакал
Медвежья услуга
Как мёртвому припарка.

Задание 2.

– К нашему уроку девочки рисовали портрет мальчика, а мальчики – портрет девочки. Эти портреты помогут нам лучше познакомиться с фразеологизмами.

Ребята по колонкам подбирают фразеологизмы со словами:

1 к.– ухо, брови, нос.
2 к.– шея, рот, язык, волосы
3 к.– лоб, голова, ум.

Задание 3.

– Ребята! У нас осталось одно слово – глаза. (Слайд 4) Перед вами текст, который вы сейчас прочитаете, взят из детского журнала «Трамвай» (Приложение 2) «Глазария или правила пользования выражениями о глазах». Из 1 части  текста выписать фразеологизмы:  глаза разгорелись, глаза разбегаются, глаза на лоб лезут, не раскидывайте глаз.

Физминутка. (Приложение 3)

Задание 4.

Игра « Собери фразеологизм» (Слайд 5)

Задание 5.

– Ребята! В этом задании необходимо исправить неточности в фразах.  (Запись на доске)

– Вы заблудились в трёх елях.
– У него на неделе семь четвергов.
– Он привык из кильки делать слона.

Задание 6.

Каждый фразеологизм имеет сою историю. К сегодняшнему уроку ребята подготовили несколько интересных сообщений. (Приложение 4)

Задание 7.

Выполняя домашнее задание, упражнение 718, вы обыграли фразеологизмы.

1 к. – заметать следы.
2 к. – голова идёт кругом.
3к. – разбиваться в лепёшку. (Рисунки ребят расположены на доске)

– А теперь попробуйте определить значение какого фразеологизма отражено на этом рисунке.  (Слайд 6)
– Курам на смех.
– Отгадайте, какие фразеологизмы изображены на этих шуточных рисунках. (Слайд 7)
– Запишите эти фразеологизмы, подчеркните слова, которые в них употреблены в переносном значении.
– А какое значение этих слов ( прямое или переносное) изобразил художник? (1. Сесть в калошу. 2. Стоять на часах. 3. Попасть в переплёт)

Учитель. На первом уроке по изучению темы «Фразеология» мы решили создать личный словарик, в который вы будете записывать фразеологизмы, чтобы использовать их в своей речи. Но всё богатство русской фразеологии представлено в словарях и справочниках, представлено в словарях и справочниках, а также в русском народном творчестве.

1. А.И.Молоткова. «Фразеологический словарь русского языка» содержит 4 тысячи фразеологизмов. (Слайд 8)
2. Е.А.Быстрова «Краткий фразеологический словарь русского языка»

Это справочное пособие по русской фразеологии. В нём описываются не отдельные слова, а более сложные образования, называемые фразеологическими оборотами.
Как и все словари, этот словарь имеет

  • Введение.
  • Указания, как пользоваться словарём.
  • Словарь, где все фразеологизмы расположены в алфавитном порядке.

Перед вами построение словарной статьи от корки до корки. После словаря расположено приложение из 7 разделов. (Слайд 9)

3. Е.А Быстрова. «Учебный фразеологический словарь русского языка».

Этот словарь является особым справочником. Он учебный. В нём представлен необходимый для понимания текстов и речевого общения минимум фразеологических
оборотов. Построение этого словаря такой, как и предыдущий.

  • Введение.
  • Указания, как пользоваться словарём.
  • Словарь.

Перед вами построение словарной статьи семи пядей во лбу. После словаря расположено приложение из 5 разделов. (Cлайд 10)

Задание 8. Использование фразеологизмов в УНТ. Они часто используются в пословицах, поговорках, загадках и сказках.

Игра «Найди фразеологизм» (Слайд 11)

Задание 9. Ребята! Фразеологизмы используются не только в УНТ, но и в литературных  произведениях.

Чтение басни И.А.Крылова «Лебедь, Щука и Рак».

Выделить фразеологизмы.

(«А воз и ныне там…» = на месте;   «… как Лебедь, Рак да Щука» = в разные стороны)

 III. Закрепление

1. Работа по таблице (Слайд 12)

Задание: Привести примеры к каждому пункту плана.

2. А теперь ёщё одно задание – лингвистический кроссворд по теме: «Лексика и фразеология» в 5 классе. (Слайд 13, Приложение 5).

IV. Домашнее задание: повторить  45-51. Выполнить упражнение 719.