Самооценка учащихся на уроках русского языка как фактор повышения качества знаний, умений, навыков

Разделы: Русский язык


Введение ЕГЭ поставило учителей русского языка в трудное положение. С одной стороны, большинство моих коллег приветствует ЕГЭ, поскольку впервые за долгое время все школьники оказались напрямую заинтересованы в результатах своего учебного труда. Психологический климат в школе резко изменился к лучшему: учителя и ученики стали единомышленниками. Добросовестным учителям работать стало легче, так как их труд востребован.

Но, с другой стороны, противники ЕГЭ утверждают, что он "уничтожил наше образование на корню". В газете "Московский комсомолец" за 3 ноября 2009 года, в статье Марины Лемуткиной "100 баллов за ЕГЭ - это "через-чюр", преподаватель МГУ рассказывает о результатах установочного диктанта, проведенного для выявления уровня знаний первокурсников журфака: "82%, включая 15 стобалльников ЕГЭ, сделали в среднем по 24-25 ошибок... Понять многие слова просто невозможно. Фактически это и не слова, а их условное воспроизведение... Это скорее наскальные знаки, чем письмо..."

Далее преподаватель пытается разобраться в причинах "национальной катастрофы": "По словам первокурсников, последние три года в школе они не читали книг и не писали диктантов с сочинениями - все время лишь тренировались вставлять пропущенные буквы и ставить галочки. В итоге они не умеют не только писать, но и читать: просьба прочесть коротенький отрывок из книги ставит их в тупик".

С особой тревогой и болью говорится об отсутствии коммуникативных умений у вчерашних школьников: “... люди, которые не могут ни писать, ни говорить, идут на все специальности: медиков, физиков-ядерщиков. И это еще не самое страшное. Дети не понимают смысла написанного друг другом. А это значит, что мы идем к потере адекватной коммуникации, без которой не может существовать общество”.

После подобных высказываний просто теряешь дар речи. Действительно, страшно. Однако нелогично причину низкого уровня качества знаний школьников видеть в ЕГЭ. Тест - это всего лишь форма контроля. Кстати, там есть задания, проверяющие наличие коммуникативных умений.

Задача учителя - учить так, чтобы не было стыдно за результаты своего труда, то есть выполнять программу, но помнить, что на выходе ученик должен успешно сдать ЕГЭ. Любой урок можно и нужно строить так, чтобы дети получали новые знания, повторяли пройденное, совершенствовали коммуникативные умения и постепенно готовились к экзамену.

Урок русского языка в 8-м классе по теме "Знаки препинания в предложениях с прямой речью" содержит задания, формирующие умения выразительно читать, определять тему текста, проблему, главную мысль, умение подбирать аргументы, сопоставлять содержание двух текстов; есть задание, развивающее речь (подобрать слова автора, которые бы эмоционально соответствовали содержанию предложения). В качестве домашнего задания ученикам предлагается создать собственный текст-рассуждение. Кроме того, урок позволяет повторить уже изученные пунктуационные правила.

Но ключевой идеей этого урока является самооценка учащихся. Многие учителя применяют данный прием, однако мало кто доводит его использование до логического конца.

Начиная с 5-го класса нужно приучать детей оценивать себя на каждом этапе работы на уроке, в том числе и за выполнение домашнего задания (обязательное условие - коллективная проверка заданий вслух). Таким образом, в тетради за 1 урок ученик может поставить себе несколько оценок. Важно, чтобы в 5-6-х классах (а лучше и в последующих) учитель систематически проверял тетради и рядом с оценкой ученика ставил свою.

Если после самопроверки, выполненной школьником, учитель находит в тетради массу ошибок и ставит "2" ("3") рядом с оценкой "4" ("5") ученика, то это серьезный повод поговорить об отсутствии внимания, нежелании работать, формальном присутствии на уроке (ведь все задания проверяются коллективно вслух).

С другой стороны, если ученик ставит себе "2" ("3"), а учитель уже не находит ошибок и ставит "5" ("4"), это повод похвалить ребенка, отметить его серьезную, ответственную работу и занести хорошую оценку в журнал. Главное не то, что ошибки были допущены, а то, что они исправлены.

Прием самооценки позволяет довольно быстро научить детей вчитываться, всматриваться в то, что они пишут, вслушиваться в то, о чем говорят на уроке учитель и другие дети, понимать сказанное. К 8-му, а то и к 7-му классу ошибок в классных и домашних работах практически не бывает, оценки учителя и ученика, как правило, совпадают, что вызывает появление гордых улыбок на лицах детей. А редкие случаи получения плохой оценки за работу в тетради воспринимаются довольно болезненно.

Что касается самостоятельных и проверочных работ, то дети, приученные контролировать себя, конечно, выполняют их лучше. И что интересно, таким ребятам бывает достаточно намекнуть (не подсказать) на способ решения орфографической или пунктуационной задачи, как они тут же видят свою ошибку.

Этот прием позволяет избавиться от двух проблем: как включить в работу всех детей в классе и как построить урок, чтобы оценку получал каждый на каждом занятии? (По разным причинам не всегда в конце урока учитель осуществляет итоговый контроль)

Кроме того, родители имеют возможность, сопоставив оценки ученика и учителя, сделать выводы о том, как их ребенок работает на уроках.

В заключение необходимо заметить, что если начинать эту работу не с 5 класса, то обязательно найдутся ребята, которые либо не будут сами себя оценивать, либо не будут обращать внимания на оценку учителя.

Качественно подготовить детей к ЕГЭ, тренируя их только "ставить галочки", невозможно. Работе с версиями ЕГЭ всегда предшествует серьезная многолетняя работа по формированию учебных умений и навыков. Дети, которые "не читали книг и не писали диктантов и сочинений", экзамен по русскому языку, в какой бы форме он ни проводился, никогда не сдадут успешно.

Урок русского языка в 8 классе

Тема: знаки препинания в предложениях с прямой речью.

Цель:

1) обобщить знания о предложениях с прямой речью, о правилах постановки в них знаков препинания;

2) закрепить умения:

  • выразительно читать предложения с прямой речью;

  • определять место слов автора и прямой речи в предложении;

  • правильно ставить знаки препинания и обосновывать их выбор;

  • составлять схемы предложений с прямой речью;

  • строить устное высказывание на лингвистическую тему;

3) воспитывать интерес и уважение к родному языку, потребность стать грамотным человеком.

Повторение: однородные члены предложения, вводные слова, обращение, обособленные определения и обстоятельства, тире между подлежащим и сказуемым; сложное предложение; стиль и тип текста, тема и главная мысль.

Ход урока

1. Фронтальный опрос.

  • - Что такое прямая речь?

  • - Из каких частей состоят предложения с прямой речью?

  • - Какую функцию выполняют слова автора?

  • Прокомментируйте схемы, записанные на доске:
    "П,"- а.
    А:"П?"
    "П,-а,- п".
    "П,-а.- П?"
    "П!-а.- П!"

2. Проверка домашнего задания.

На доске вперемешку записаны схемы предложений и пронумерованы.Ученик выразительно читает предложение в тетради, уточняет, где прямая речь и слова автора, а затем называет номер соответствующей схемы. Оценку за домашнее задание каждый ставит себе в тетрадь самостоятельно.

3. Вводный контроль. Схематический диктант с объяснением и самопроверкой (карточка № 1).

Предложения для диктанта напечатаны на карточке без знаков препинания. Карточки размножены и лежат на партах. Учитель читает предложения вслух. Ученики после каждого предложения пишут его схему прямо на карточке, расставляют знаки препинания.

Проверка осуществляется последовательно от предложения к предложению через кодоскоп, проектор, либо учитель постепенно записывает схемы предложений на доске. В конце работы - самооценка (оценка ставится на карточке).

Дополнительное задание: подчеркнуть в словах автора глаголы "говорения" или слова, сопровождающие речь, обозначающие процесс речи, мышления.

Карточка № 1. (Отдельные высказывания взяты из книги: Зубков В.Н. Афоризмы и мысли выдающихся людей.-"Астрель",М.,2007)

1. Первый великий учитель русской литературы Михаил Ломоносов говорил смутно пишут о том что смутно себе представляют. (Фед.)

2. Защити меня Боже от фальшивых друзей сказал однажды Александр Македонский. От явных моих врагов я и сам сумею себя защитить.

3. Чайковский утверждал что для творчества необходимо не только вдохновение но и труд.

4. Кого Бог хочет наказать, того сначала лишает разума сокрушался древнегреческий писатель Еврипид.

5. Друзья важные дела в жизни нужно делать вовремя а не откладывать на потом.

6. Достойная смерть писал древнеримский историк Тацит лучше постыдной жизни.

7. Я знаю только то, что ничего не знаю часто повторял древнегреческий философ Сократ. Другие даже и этого не знают.

4. Пунктуационный анализ предложений.

Предложения записаны на доске без знаков препинания и закрыты. Ученики воспринимают предложения на слух, записывают, самостоятельно расставляя знаки препинания; затем два человека у доски выполняют пунктуационный разбор, составляют схемы предложений. В конце работы - самооценка.

"Вы, безусловно, аристократ,"- гневно сказал один из рабочих писателю Дюма на митинге, выразив тем самым свое презрение к знатности и богатству. "Дорогой мой, руки, написавшие за 20 лет 400 романов и 35 драм,- это руки рабочего,- ответил Дюма.- Не происхождение возвышает человека, а дело, которым он занимается".

Вопросы классу.

  • Можно ли назвать эти два предложения текстом? Почему?

  • Какая проблема поднимается в данном небольшом тексте?

  • В каких словах заключена главная мысль?

  • Если вы согласны с Дюма, какие аргументы могли бы привести в поддержку его позиции?

5. Самостоятельная работа с творческим заданием (предложения записаны на доске).

Задание: придумать и вставить в данные предложения слова автора так, чтобы в 1-м и во 2-м примерах слова автора разрывали прямую речь, в 3-м стояли в конце, а в 4-м - в начале предложения. (Задание и предложения взяты из книги: Богданова Г.А. Уроки русского языка в 8 классе.- "Просвещение", М., 1998 )

Уточнение: слова автора должны эмоционально соответствовать смыслу прямой речи и содержать некоторую информацию об авторе. ( Проверка осуществляется в устной форме)

1. Копаясь в старых бумагах, я нашел интереснейшие письма. 2. Где начинается наша река? Надо обязательно добраться до ее истоков. 3. Тише! Слышите, как заливается соловей? 4. Ну, барин, беда: буран! (П.)

Примерные ответы учеников:

1. "Копаясь в старых бумагах,- радостно сообщил друзьям молодой историк,- я нашел интереснейшие письма". 2. "Где начинается наша река?- задумчиво произнес отец.- Надо обязательно добраться до ее истоков". 3. "Тише! Слышите, как заливается соловей?"- восторженно и удивленно воскликнул наш друг Сашка. 4. Ямщик испуганно прокричал: "Ну, барин, беда: буран!"

6. Работа с текстом. (Текст взят из книги: Францман Е.К. Сборник диктантов по русскому языку.- "Просвещение",М.,1995)

Рассказ читает учитель, ученики воспринимают содержание на слух.

Паганини

Я только что начал писать новую главу романа, как вдруг свет погас и в комнате стало темно. К счастью, мой сосед был электромонтер. Куском обыкновенной проволоки он вернул мне свет. И не только свет! Из телевизора полились чудесные звуки музыки. Монтер вернул мне Паганини!

Я спросил его:

- Между прочим, вы знаете, кто такой Паганини?

- Знаю,- ответил он, - композитор. А почему вы об этом спросили?

- Потому что теперь и простой монтер должен знать и любить искусство! Разве в этих звуках вы не слышите проблеск гения исполнителя?

- Это, извините, должен сказать кто-то другой, но не я.

"Ну этот еще не на высоте",- подумал я. И вслух спросил:

- Может быть, вы скажете, какой это инструмент?

- Скрипка.

- Отлично. А знаете, кто так прекрасно играет?

- Знаю... Я.

В это время диктор объявил: "Вы слушали концерт художественной самодеятельности"...

Монтер пожал мне на прощание руку и сказал:

- Не забудьте послушать завтра.

- Почему?

- Будут передавать Паганини. Сегодня был Моцарт.

(По В. Пицигою.)

Беседа по содержанию.

  • Что объединяет данный рассказ и небольшой текст о писателе Дюма?

  • Как вы поняли основную мысль этого рассказа?

  • Назовите стиль речи и тип текста.

  • Что придает сюжету динамику, эмоциональность, способствует легкости восприятия содержания? (Предложения с прямой речью и диалог)

7. Итоговый контроль (карточка № 2; обе карточки печатаются на одном листе бумаги индивидуально для каждого ученика).

Задание: расставить знаки препинания в предложениях на карточке, записать схемы (работа проверяется учителем).

Карточка № 2.

1. Я только что начал писать новую главу романа но вдруг свет погас и в комнате стало темно.

2. К счастью мой сосед был электромонтером и быстро вернул мне свет чтобы я мог дослушать телевизионный концерт классической музыки.

3. Я спросил его между прочим вы знаете кто такой Паганини?

4. Знаю ответил он композитор. А почему вы об этом спросили?

5. Может быть вы скажете продолжал я какой это инструмент?

6. Обязательно послушайте концерт завтра: будут передавать Паганини сказал на прощание монтер. Сегодня был Моцарт.

8. Домашнее задание: написать сочинение-миниатюру на тему "Моя будущая профессия", включив в него предложения с прямой речью.

9. Итоги урока.

Все ученики в верхней части листа с карточками, который сдают учителю на проверку, записывают оценки, полученные ими на уроке: за домашнее задание, пунктуационный разбор предложений в тетради, за самостоятельную работу с творческим заданием; на этом же листе есть самооценка за вводный контроль. После того как учитель проверит и оценит итоговое задание, перепроверит правильность выполнения задания на карточке №1, интересно будет сравнить, насколько самооценка учеников совпадает с оценкой учителя. Кроме того, два ученика получают оценки за работу у доски.