Цели урока:
- повторить и обобщить изученный материал по разделу «Фразеология»;
- расширить кругозор учащихся, воспитывать любовь к языку;
- формировать навык работы с микротекстом.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Обращение к эпиграфу урока
Итак, не будем бить баклуши.
Вы засучите рукава.
Задания приготовьтесь слушать,
Чтоб не кружилась голова.
III. Слово учителя.
- Что вы видите в нашем эпиграфе? (фразеологизмы).
Сегодня мы будем повторять, наверное, самый богатый на примеры пласт языка – фразеологию. Давайте вспомним, что такое фразеологизмы?
- Что же такое фразеологизмы? (Фразеологизмы – это устойчивые сочетания слов, цельные по своему значению).
Еще М.В.Ломоносов обратил внимание на функционирование в речи фразеологизмов, он называл их «фразесами», «идиотизмами», «российскими пословиями». Ломоносов предложил включить их в словарь. Ученые-лингвисты поняли, что фразеологизмы создают как бы особый ярус, так родился новый раздел языка – фразеология.
-Что такое фразеология? (Фразеология – это раздел науки о языке, изучающий устойчивые сочетания слов.)
Для того чтобы вы смогли украсить свою речь фразеологическими оборотами, необходимо не только знать лексическое значение фразеологизмов, но и его происхождение. Давайте рассмотрим классификацию фразеологизмов по их первоначальному употреблению (работа с таблицей на доске).
IV. Работа с таблицей (учащиеся поясняют некоторые фразеологизмы)
№ п/п | Группы фразеологизмов | Примеры |
1 | Фразеологизмы, происхождение которых связано с историей нашей страны, с обычаями и обрядами наших предков. | На стенку лезть, на (во) всю Ивановскую, коломенская верста, потемкинские деревни, в долгий ящик отложить, Мамаево нашествие; хлеб-соль, бить челом, чин чином. |
2 | Фразеологизмы, возникшие в той или иной профессиональной среде или пришедшие в литературный язык из жаргона. | Лить колокола, бить баклуши, попасть впросак, тянуть канитель, разделать под орех, сбоку припека, мерить на свой аршин, во все тяжкие, пули лить, сходить со сцены, играть первую скрипку, ставить не на ту лошадь, брать на пушку, втирать очки, ставить на карту, путать все карты. |
3 | Выражения, сошедшие со страниц публицистических и художественных произведений русской и зарубежной литературы и ставшие крылатыми. | Лучше меньше да лучше, всерьез и надолго, головокружение от успехов, властитель дум, лицом к лицу, мы пахали, медвежья услуга, взгляд и нечто, блоху подковать, рыцарь на час, герой не моего романа, ворона в павлиньих перьях, свинья в ермолке, премудрый пескарь, пошла писать губерния. Волга впадает в Каспийское море, демьянова уха, быть или не быть, а король-то голый, последний из могикан, сражаться с ветряными мельницами, рыцарь печального образа. |
4 | Фразеологические обороты, пришедшие к нам из старославянского языка. | Соль земли, хлеб насущный, блудный сын, зарывать талант в землю, Фома неверующий, вложить персты в язвы. |
5 | Фразеологизмы библейского происхождения. | Святая святых, божиею милостию, нет пророка в своем отечестве, золотой телец. Манна небесная, валаамова ослица, посыпать пеплом голову, глас вопиющего в пустыне, краеугольный камень. |
6 | Фразеологические обороты античного происхождения (из мифологии, литературы, истории). | Прометеев огонь, муки Тантала, яблоко раздора, ахиллесова пята, ариаднина нить, между Сциллой и Харибдой, дамоклов меч, авгиевы конюшни, разрубить гордиев узел, аттическая соль, эзоповский язык, золотая середина, со щитом или на щите, и ты, Брут, перейти Рубикон. |
7 | Фразеологические единицы, восходящие к другим языкам. | Альма матэр, альтер эго, альфа и омега, не в своей тарелке, таскать каштаны из огня, ставить точки над и, синий чулок, разбить наголову, буря в стакане воды, после нас хоть потоп, потерпеть фиаско, воздушные замки, время – деньги, секрет полишинеля, пиррова победа, варфоломеевская ночь. |
8 | Фразеологизмы, являющиеся по происхождению устойчивыми сочетаниями – терминами науки. | Привести к общему знаменателю, на точке замерзания, белое пятно, звезда первой величины, цепная реакция, катиться по наклонной плоскости, удельный вес. |
Слово учителя.
А теперь давайте поработаем по определению группы фразеологизмов.
Фольклор | Мифология древнего мира | История |
За тридевять земель (1), при царе Горохе (1), кануть в Лету (2), провалиться в тартарары(2), казанская сирота (3), по щучьему веленью (1), Троянский конь (2), вавилонское столпотворение (2), у разбитого корыта (1), искать жар-птицу (1), метать громы и молнии (2).
Слово учителя.
Теперь самостоятельно распределите фразеологизмы по нескольким группам.
Земледелие | Охота, рыбная ловля | Ремесла | Военное дело | Медицина | Искусство |
Подготовить почву, не стоит овчинка выделки, через час по чайной ложке, выкурить трубку мира, надеть маску, закинуть удочку, тянуть канитель, поднимать целину, на ловца и зверь и бежит, доводить до белого каления, в здоровом теле здоровый дух, снять стружку, ни пуха ни пера, сложить головы, убить бобра, бить баклуши, держать порох сухим, на два фронта, сойти со сцены, понюхать пороху, переменить декорации.
V. Слово учителя.
Фразеология изучается вместе с разделом «Лексика», а значит, фразеологизмам свойственны такие явления как синонимия и антонимия.
- Что такое синонимы? (Синонимы – слова одной и той же части речи, обозначающие оттенки одного значения.)
- Что такое антонимы? (Антонимы - слова одной и той же части речи, обозначающие противоположные по значению слова.)
Поработаем с карточками. Попробуйте подобрать синонимы и антонимы к фразеологизмам. (по вариантам)
Вариант 1
Найдите фразеологические синонимы
Витать в облаках | Связывать по рукам и ногам |
Вставлять палки в колеса | Из другого теста |
Небо и земля | Семи пядей во лбу |
В тот же миг | Сию минуту |
Ума палата | Строить воздушные замки |
Найдите фразеологические антонимы
Душа в душу | Как звезд на небе |
С гулькин нос | Последняя спица в колесе |
Играть первую скрипку | Как кошка с собакой |
Рукой подать | За тридевять земель |
Восходящая звезда | Угасшее светило |
Вариант 2
Найдите фразеологические синонимы
Набрать в рот воды | Пожимать плечами |
Встал не с той ноги | Всего ничего |
Теряться в догадках | Играть в молчанку |
Кот наплакал | Не в духе |
Как сквозь землю провалился | Днем с огнем не найдешь |
Найдите фразеологические антонимы
Как из-под земли вырос | Засучив рукава |
Бить баклуши | Сидеть сложа руки |
Как кошка с собакой | Чуть свет |
На ночь глядя | Как сквозь землю провалился |
Не покладая рук | Не разлей вода |
VI. Перейдем к нашей основной работе – работе с текстом.
Вавилонское столпотворение
(1) По библейскому преданию, в древности все люди на земле говорили на одном языке. (2) И так продолжалось до тех пор, пока жители Вавилона не задумали построить (сотворить) высокую башню (столп), чтобы добраться до неба. (3) Сперва строительство башни шло успешно, потому что вавилоняне хорошо понимали друг друга и усердно работали.
(4) Однако богу неугодно было это строительство. (5) Еще бы: ведь люди дерзнули покорить себе небо. (6) И тогда бог поступил очень хитро: «он смешал языки», а в результате строители перестали понимать друг друга - и «творение столпа» прекратилось.
(7) В современном русском языке это выражение употребляют, когда речь идет о неразберихе, беспорядке, толчее, суматохе, бестолковщине, о большом скоплении людей, у которых не получается то, что они задумали сделать4.
Задания по тексту
- С каким мифом перекликается данный миф? Проведите параллель между ними.
- В каком предложении первого абзаца есть вводное слово. Напишите его номер.
- Какое предложение связано с предыдущим противительным союзом. Напишите его номер.
- Какое предложение связано с предыдущим союзом, указательным словом, контекстуальным синонимом. Напишите его номер.
- В каком предложении в качестве средства связи использовано союзное слово. Напишите номер этого предложения.
- Назовите СПП с придаточным причины.
- Среди предложений 5-7 найдите предложение, одной частью которого является неопределенно-личное предложение. Напишите его номер.
- Назовите предложения из текста, в которых хотя бы одна из частей является безличным предложением.
- В предложениях 2-3 найдите слова, образованные приставочным способом. Запишите их.
- Назовите номера предложений, в которых наблюдается последовательное подчинение.
- Назовите предложения, где употребляется ряд однородных членов.
- Из первого абзаца выпишите все словосочетания, образованные способом согласования.
- Из второго абзаца выпишите словосочетания со связью примыкание.
- Сделайте синтаксический разбор последнего предложения.
VII. Пришло время закрепить наши знания.
Для этого мы проведем тестовую работу, в которой будут использованы задания ЕГЭ. Работа проводится по вариантам.
Вариант 1
1. Укажите предложение с фразеологизмом.
а) Не уследила я за ним, барыня, а он кота в лужу посадил.
б)Сел поросенок в лужу и довольно улыбается.
в) С такой подготовкой как бы нам не сесть в лужу.
г) В луже сидеть — любимое занятие свиней.
2. Укажите предложение с фразеологизмом.
а) Заткнул за пояс топор и отправился в лес.
б) Топором не размахивай.
в) Хоть я и не мастер, но любого инженера заткну за пояс.
г) Заткни дыру хоть поясом, хоть шарфом.
3. Укажите предложение с фразеологизмом.
а) Мишка сел на шею папе и смог увидеть арену.
б) Комар сел мне на шею.
в) Только дай слабину — мигом на шею сядут!
г) Отец сидел в седле, а сын — почти на шее коня.
4. Какое значение имеет фразеологизм «обрасти мхом»?
а) сильно разбогатеть;
б) нравственно опуститься, одичать;
в) терпеливо ждать;
г) возмужать, повзрослеть.
5. Укажите неверное утверждение
а) фразеологизмы - свободные сочетания слов;
б) существуют фразеологизмы-синонимы;
в) фразеологизмы придают речи живость и образность;
г) в предложении фразеологизмы являются одним членом предложения;
Вариант 2
1. Укажите предложение с фразеологизмом.
а) Сидел кот в мешке и мяукал.
б) Кот из мешка голову высунул и опять спрятался.
в) Кот в мешке, мешок за плечами, дорога впереди долгая.
г) Эти ваши предложения — кот в мешке.
2. Укажите предложение с фразеологизмом.
а) Не только дом разрушен — двора не осталось.
б) До постоялого двора осталось три версты.
в) После войны остался Семён один — ни кола ни двора.
г) Двор был окружён забором из кольев, называемым здесь частоколом.
3. Укажите предложение с фразеологизмом.
а) А сейчас он то ли жив, то ли мёртв.
б) Кто из них жив, кто мёртв — неведомо.
в) Жив он теперь или мёртв — подать его сюда!
г) Так он и стоял, ни жив ни мёртв, до заката.
4. Закончите фразеологизм: «нить ».
а) Тантала;
б) Гордия;
в) Ариадны;
г) царя Соломона.
5. В каком предложении не используется фразеологизм?
а) Он, как мне кажется, одаренный физик, есть в нем божья искра.
б) Говорит он, может, и красиво, а у него на лбу большими буквами написано: я лгун.
в) Наша команда участвовала в соревнованиях по футболу и сумела в гостях победить соперника.
г) Он слушал только себя, верил только себе и жил только для себя, поэтому с ним никому не удавалось найти общий язык.
(Ответы: 1в. 1-в, 2-в, 3-в, 4-б, 5-а; 2в. 1-г, 2-в, 3-г, 4-в, 5-в)
VIII. Рефлексия.
-Давайте скажем, что мы сегодня вспомнили о фразеологизмах?
-Что необходимо учитывать при употреблении фразеологизмов?
-С какой целью фразеологизмы используются в художественной литературе?
-Какова их роль в речи?
IX. Домашнее задание: работа с текстом «Бездельничанье».
Бездельничанье
Бездельничанье вовсе не состоит в том, что человек сидит без дела, «сложа руки» в буквальном смысле. Нет, бездельник вечно занят: пустословит по телефону (иногда часами), ходит в гости, сидит у телевизора и смотрит все подряд, долго спит, придумывает себе разные дела. Вообще бездельник всегда очень занят...
- Докажите, что это текст.
- Чему учит данный текст?
- Как соотносятся с данным текстом следующие высказывания:
Ничего не делая, люди учатся делать дурное (античный афоризм).
Больше всего устаешь от безделья (карельская пословица).
Есть люди, вся заслуга которых та, что они ничего не делают (В.Ключевский).
Лучше ничего не делать, чем делать ничего (Л.Толстой).
Если хочешь, чтобы у тебя было мало времени, то ничего не делай (А.Чехов). - Выпишите из текста однокоренные слова. Продолжите этот ряд слов самостоятельно.
- Объясните лексическое значение слова бездельничанье.
- Подберите синонимы и антонимы к слову бездельничанье.
- Объясните значение выражения в буквальном смысле.
- Как вы думаете, почему выражение «сложа руки» заключено в кавычки?
- Выпишите из текста слова, в которых происходит оглушение согласных звуков.
- Произведите лексический разбор слова пустословить.
- Объясните постановку знаков препинания в данном тексте. Какую роль играют скобки и многоточие?
- Произведите синтаксический разбор второго предложения.