Комплексный анализ текста в 5-м классе с интегрированием элементов урока рисования

Разделы: Русский язык


Цели:

  • Повторение и систематизация изученного в 5 классе по темам: «Орфография», «Синтаксис и пунктуация», «Фонетика», «Морфемика», «Лексика», «Типы речи», «Стили речи».
  • Развитие умения учащихся работать с текстом на базе данных тем.
  • Развитие умения составлять текст на лингвистическую тему.
  • Умение систематизировать и обобщать изученный материал. Развитие творческих способностей учащихся.

Оборудование: мультимедийный проектор, диск «Русские художники-передвижники», диск с записью текста, распечатанные тексты у каждого учащегося и их рисунки на тему: « Рассвет». Диск «Типы речи»,  словообразовательные словари.

ХОД УРОКА

1. Организация внимания

2. Слово учителя (чтение учителем наизусть стихотворения Аполлона Николаевича Майкова «Рассвет»):

Вот – полосой зеленоватой
Уж обозначился восток, туда тепло и ароматы
Помчал по степи ветерок;
Бледнеют тверди голубые;
На горизонте – всё черней
Фигуры, словно вырезные,
В степи пасущихся коней.

– Это стихотворение русского поэта А.Н.Майкова. Называется оно «Рассвет». Таким увидел начало дня поэт. Сегодня на уроке мы познакомимся с прозаическим  описанием зарождающегося дня. (Объявляются тема, цели и задачи урока).

3. Комплексный анализ текста

(На экране текст для комплексного анализа).

Ночь прибл..жалась к к..нцу. Перед нами ра..кинулся широкий луг, а в отд..лении бл..стела холодным син..м огнём спокойная река. В воздух..  ещё ст..яли прозрачные лун..ые нити, но небосклон нежно р..зовел.
Крас..та этой б..ръбы света лунной ночи и молодой з..ри была достойна кист..  лучшего художника.

(Выразительное чтение текста учителем, затем – учеником).

А)
– Можно ли эти предложения назвать текстом?
– Докажите, что это текст. (Все предложения связаны по смыслу, грамматически и объединены одной темой).
– Как устанавливается смысловая связь? Грамматическая?
– Как определить тему текста? (Задать вопросы: о ком или о чём говорится в тексте, найти «ключевые» слова).

Б)
– Что увидел автор? Какие образы природы изобразил? (Ночь, луг, реку, лунные нити, небосклон, молодую зарю).
– Что заметил, приметил? (Ночь приближалась к концу).
– В прямом или переносном значении употреблён глагол приближалась?
– Определите лексическое значение этого слова, подобрав к нему синонимы. (Подойти.)
– Определите грамматическое значение глагола. (Прош. вр., З л., ед.ч., ж.р.).
– Значит, ночь ещё не закончилась? Найдите в тексте предложение, которое подтверждает ваш ответ. («...стояли прозрачные лунные нити»).
– Значит, ночь ещё не закончилась. А рассвет уже наступил? (Нет).
– Подумайте, как можно назвать этот момент в изменении природы, когда ночь ещё не прошла, а рассвет ещё не наступил? (Рождение утра).
(Записать тему текста).

– Но что изменилось уже в природе? («.. .небосклон розовел»).
– Как же постепенно рождается день? (Рассвет, утро, день).
– Запишите в тетрадях эти слова. Определите части речи, подберите к ним антонимы. (Рассвет – закат, утро – вечер, день – ночь).

Вывод: В природе всё гармонично.

4. Определение основной мысли текста

– Как определить основную мысль текста? (Для чего, с какой целью написан автором  текст)
– Что же заставило автора взяться за перо? (Красота зарождающегося дня). Найдите предложение, в котором раскрывается эта мысль. (В тетради записывается последнее предложение).
– Что служит автору для создания текста, образов, описания красоты природы? (Слово).
– Что используют художники, чтобы передать красоту природы на своих полотнах? (Краски и кисть).
– Как называют художников, изображающих природу? (Пейзажисты).
– Объясните лексическое значение слова «пейзаж». (Вид).
– Назовите русских художников-пейзажистов. (И Левитан, А Куинджи, И.Шишкин, Ф.Васильев и др.)
 (На экране репродукции картин художников-пейзажистов).
– Вспомните названия картин, которые вам знакомы из уроков рисования.

Вывод: Своё мироощущение и красоту природы художники передают через краски, а писатели при помощи слова.

5. Рассмотрим рисунки  на тему «Рассвет», которые вы нарисовали дома

– Кому из вас удалось передать через  краски зарождающийся рассвет? Какие тона красок преобладают на ваших рисунках?

Вывод. Многим из вас удалось передать через краски зарождающееся утро.

6. Обратимся к типам речи

– Назовите типы речи и их характерные признаки. (Внимание детей на экран).
– Определите тип  данного текста. (Описание)
– Найдите элементы описания. (Общий вид, детали, вывод).
– Какие художественные выразительные средства помогают автору создать образ зарождающегося дня? (Эпитеты, метафоры).
(В тетради выписываются 2-3 примера эпитетов и метафор).
– Найдите оксюморон. (Холодным огнём).
– Приведите пример оксюморона.
– Для чего служат тропы? (Для выразительности и точности передачи речи.)

Общий вывод.

При  работе с текстом необходимо:

1) внимательно причитать текст
2) понять его смысл
3) определить тему
4) основную мысль
5) озаглавить текст

7. Расскажите о стилях речи

– Определите стиль данного текста. Обоснуйте свой ответ. (Художественный стиль. Для художественного стиля характерна лексика – художественные выразительные средства).

8.  Переходим к следующему этапу работы

1. Самостоятельная работа. Вставьте пропущенные орфограммы. Графически выделите условия выбора. (Взаимопроверка).
2. Синтаксический разбор первого предложения. (Один ученик работает у доски).
3. Выпишите словосочетание прилаг. +сущ., разберите.
4. Подчеркните грамматическую основу во втором и третьем предложениях.
5. Устно обоснуйте пунктуацию.
6. Используя лексику первого предложения, составьте и запишите предложение с прямой речью по схеме: «П», – а.
7. Какой схеме соответствует четвёртое предложение? (Схемы на доске)
8. Обоснуйте ответ, написав сочинение-рассуждение на лингвистическую тему. (5 мин.)

(Внимание учащихся на экран).

Рассуждение:

1) Тезис (то, что утверждаем и что нужно доказать).
2) Доказательство.
3) Вывод.

9. Проверка сочинений

10. Общий вывод

11. Что изучает наука фонетика?

1. Произвести фонетический разбор слова ещё. (Один учащийся у доски).
2. Когда буквы е, ё, ю, я обозначают два звука? (Запишите по два примера).
3. Найдите в тексте слово, в котором количество букв и звуков совпадает и  не совпадает.

Общий вывод. Не совпадает количество букв и звуков, когда в слове

– удвоенные согласные
– непроизносимые согласные
– Ъ и Ь знаки
– сочетание букв СЧ, ЧН, ТСЯ, ТЬСЯ
– гласные Е, Ё, Ю, Я

12. Что изучает орфография?

1. Выпишите из текста 4 слова с проверяемой гласной в корне слова, прокомментируйте выбор орфограммы.
2. Найдите в тексте слово с орфограммой «Мягкий знак на конце существительных после шипящих».
3. Составьте таблицу, запишите по два примера. (Один ученик работает у доски).
4. Формулируйте правило об употреблении Ь на конце существительных после шипящих. (Устно).
5. Найдите в тексте слово с орфограммой «О-Е после шипящих в корне слова». (Таких слов в тексте нет).
6. Вспомните правило, запишите под схемами по два примера:

                              Е                     О                      О
Ж
Ш
Ч
Щ

7. Запишите исключения из правила.

Вывод. Назовите все орфограммы – гласные в корне слова.

13. Что изучает наука  морфемика?

1. Что такое морфема?
2. Назовите  морфемы.
3. Произведите морфемный разбор слов, прокомментируйте.
               1 вариант: приближалась,  лунные
               2 вариант: прозрачные, художник
4. Найдите в тексте слово, состоящее:
               1 вариант:  из приставки, корня, двух суффиксов, окончания и возвратного суффикса (соответствующая схема на доске);
               2 вариант:  из корня, приставки, окончания (соответствующая схема на доске).

14. Итоги урока

15. Домашнее задание. Написать сочинение-рассуждение на тему «Моё любимое время суток».