Цели:
- Повторение и систематизация изученного в 5 классе по темам: «Орфография», «Синтаксис и пунктуация», «Фонетика», «Морфемика», «Лексика», «Типы речи», «Стили речи».
- Развитие умения учащихся работать с текстом на базе данных тем.
- Развитие умения составлять текст на лингвистическую тему.
- Умение систематизировать и обобщать изученный материал. Развитие творческих способностей учащихся.
Оборудование: мультимедийный проектор, диск «Русские художники-передвижники», диск с записью текста, распечатанные тексты у каждого учащегося и их рисунки на тему: « Рассвет». Диск «Типы речи», словообразовательные словари.
ХОД УРОКА
1. Организация внимания
2. Слово учителя (чтение учителем наизусть стихотворения Аполлона Николаевича Майкова «Рассвет»):
Вот – полосой зеленоватой
Уж обозначился восток, туда тепло и ароматы
Помчал по степи ветерок;
Бледнеют тверди голубые;
На горизонте – всё черней
Фигуры, словно вырезные,
В степи пасущихся коней.
– Это стихотворение русского поэта А.Н.Майкова. Называется оно «Рассвет». Таким увидел начало дня поэт. Сегодня на уроке мы познакомимся с прозаическим описанием зарождающегося дня. (Объявляются тема, цели и задачи урока).
3. Комплексный анализ текста
(На экране текст для комплексного анализа).
Ночь прибл..жалась к к..нцу. Перед нами
ра..кинулся широкий луг, а в отд..лении бл..стела
холодным син..м огнём спокойная река. В
воздух.. ещё ст..яли прозрачные лун..ые нити, но
небосклон нежно р..зовел.
Крас..та этой б..ръбы света лунной ночи и молодой
з..ри была достойна кист.. лучшего художника.
(Выразительное чтение текста учителем, затем – учеником).
А)
– Можно ли эти предложения назвать текстом?
– Докажите, что это текст. (Все предложения
связаны по смыслу, грамматически и объединены
одной темой).
– Как устанавливается смысловая связь?
Грамматическая?
– Как определить тему текста? (Задать вопросы:
о ком или о чём говорится в тексте, найти
«ключевые» слова).
Б)
– Что увидел автор? Какие образы природы
изобразил? (Ночь, луг, реку, лунные нити,
небосклон, молодую зарю).
– Что заметил, приметил? (Ночь приближалась к
концу).
– В прямом или переносном значении употреблён
глагол приближалась?
– Определите лексическое значение этого слова,
подобрав к нему синонимы. (Подойти.)
– Определите грамматическое значение глагола. (Прош.
вр., З л., ед.ч., ж.р.).
– Значит, ночь ещё не закончилась? Найдите в
тексте предложение, которое подтверждает ваш
ответ. («...стояли прозрачные лунные нити»).
– Значит, ночь ещё не закончилась. А рассвет уже
наступил? (Нет).
– Подумайте, как можно назвать этот момент в
изменении природы, когда ночь ещё не прошла, а
рассвет ещё не наступил? (Рождение утра).
(Записать тему текста).
– Но что изменилось уже в природе? («..
.небосклон розовел»).
– Как же постепенно рождается день? (Рассвет,
утро, день).
– Запишите в тетрадях эти слова. Определите
части речи, подберите к ним антонимы. (Рассвет
– закат, утро – вечер, день – ночь).
Вывод: В природе всё гармонично.
4. Определение основной мысли текста
– Как определить основную мысль текста? (Для
чего, с какой целью написан автором текст)
– Что же заставило автора взяться за перо? (Красота
зарождающегося дня). Найдите предложение, в
котором раскрывается эта мысль. (В тетради
записывается последнее предложение).
– Что служит автору для создания текста, образов,
описания красоты природы? (Слово).
– Что используют художники, чтобы передать
красоту природы на своих полотнах? (Краски и
кисть).
– Как называют художников, изображающих природу?
(Пейзажисты).
– Объясните лексическое значение слова
«пейзаж». (Вид).
– Назовите русских художников-пейзажистов. (И
Левитан, А Куинджи, И.Шишкин, Ф.Васильев и др.)
(На экране репродукции картин
художников-пейзажистов).
– Вспомните названия картин, которые вам знакомы
из уроков рисования.
Вывод: Своё мироощущение и красоту природы художники передают через краски, а писатели при помощи слова.
5. Рассмотрим рисунки на тему «Рассвет», которые вы нарисовали дома
– Кому из вас удалось передать через краски зарождающийся рассвет? Какие тона красок преобладают на ваших рисунках?
Вывод. Многим из вас удалось передать через краски зарождающееся утро.
6. Обратимся к типам речи
– Назовите типы речи и их характерные признаки.
(Внимание детей на экран).
– Определите тип данного текста. (Описание)
– Найдите элементы описания. (Общий вид,
детали, вывод).
– Какие художественные выразительные средства
помогают автору создать образ зарождающегося
дня? (Эпитеты, метафоры).
(В тетради выписываются 2-3 примера эпитетов и
метафор).
– Найдите оксюморон. (Холодным огнём).
– Приведите пример оксюморона.
– Для чего служат тропы? (Для выразительности и
точности передачи речи.)
Общий вывод.
При работе с текстом необходимо:
1) внимательно причитать текст
2) понять его смысл
3) определить тему
4) основную мысль
5) озаглавить текст
7. Расскажите о стилях речи
– Определите стиль данного текста. Обоснуйте свой ответ. (Художественный стиль. Для художественного стиля характерна лексика – художественные выразительные средства).
8. Переходим к следующему этапу работы
1. Самостоятельная работа. Вставьте пропущенные
орфограммы. Графически выделите условия выбора. (Взаимопроверка).
2. Синтаксический разбор первого предложения. (Один
ученик работает у доски).
3. Выпишите словосочетание прилаг. +сущ., разберите.
4. Подчеркните грамматическую основу во втором и
третьем предложениях.
5. Устно обоснуйте пунктуацию.
6. Используя лексику первого предложения,
составьте и запишите предложение с прямой речью
по схеме: «П», – а.
7. Какой схеме соответствует четвёртое
предложение? (Схемы на доске)
8. Обоснуйте ответ, написав сочинение-рассуждение
на лингвистическую тему. (5 мин.)
(Внимание учащихся на экран).
Рассуждение:
1) Тезис (то, что утверждаем и что нужно
доказать).
2) Доказательство.
3) Вывод.
9. Проверка сочинений
10. Общий вывод
11. Что изучает наука фонетика?
1. Произвести фонетический разбор слова ещё.
(Один учащийся у доски).
2. Когда буквы е, ё, ю, я обозначают два
звука? (Запишите по два примера).
3. Найдите в тексте слово, в котором количество
букв и звуков совпадает и не совпадает.
Общий вывод. Не совпадает количество букв и звуков, когда в слове
– удвоенные согласные
– непроизносимые согласные
– Ъ и Ь знаки
– сочетание букв СЧ, ЧН, ТСЯ, ТЬСЯ
– гласные Е, Ё, Ю, Я
12. Что изучает орфография?
1. Выпишите из текста 4 слова с проверяемой
гласной в корне слова, прокомментируйте выбор
орфограммы.
2. Найдите в тексте слово с орфограммой «Мягкий
знак на конце существительных после шипящих».
3. Составьте таблицу, запишите по два примера. (Один
ученик работает у доски).
4. Формулируйте правило об употреблении Ь
на конце существительных после шипящих. (Устно).
5. Найдите в тексте слово с орфограммой «О-Е
после шипящих в корне слова». (Таких слов в
тексте нет).
6. Вспомните правило, запишите под схемами по два
примера:
Е О О
Ж
Ш
Ч
Щ
7. Запишите исключения из правила.
Вывод. Назовите все орфограммы – гласные в корне слова.
13. Что изучает наука морфемика?
1. Что такое морфема?
2. Назовите морфемы.
3. Произведите морфемный разбор слов,
прокомментируйте.
1
вариант: приближалась, лунные
2
вариант: прозрачные, художник
4. Найдите в тексте слово, состоящее:
1
вариант: из приставки, корня, двух
суффиксов, окончания и возвратного суффикса
(соответствующая схема на доске);
2
вариант: из корня, приставки, окончания
(соответствующая схема на доске).
14. Итоги урока
15. Домашнее задание. Написать сочинение-рассуждение на тему «Моё любимое время суток».