Тема урока: «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения (часть С1 ЕГЭ)».
Цели урока: создать условия для:
- повторения и систематизации знаний учащихся;
- развития умения анализировать материал, делать выводы, логически и последовательно излагать свои мысли, выражая своё отношение к проблеме, поднятой автором.
Оборудование:
- Индивидуальный раздаточный материал
- Мультимедийный проектор.
- Презентация.
Компоненты учебной деятельности:
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
I. Организационный момент | Учитель приветствует учащихся. | Занимают места за партами. |
II. Актуализация знаний | 1. Анализ числа П..тнадцатое
окт..бря. 2. Работа с текстом (1)С чего начать разговор о России? (2)Мне, русскому, это непросто: большое видится на расстоянии. (З)Россия велика. (4)На ее территории можно разместить тридцать Франций или почти два Китая. (5)Вспоминаю, школьный учитель говорил: солнцу и тому нужно десять часов, чтобы от Берингова пролива дойти до Москвы. (б)Может, разговор начать с того, какая Россия разная? (7) Это и безлесная, насквозь промерзшая тундра на Крайнем Севере, и дремучая тайга в Сибири; это и горы Урала и Забайкалья, и ширь, пшеничных полей Дона и Кубани; это и города-миллионеры, и крохотные деревеньки, никогда не слышавшие паровозного гудка. (По Б. Короткову ) А) – Найдите слова с проверяемыми безударными в корне слова. Б) – Прочитайте. В) Анализ текста. Блиц-опрос. (Приложение 1. Слайд 1) 1. Сколько микротем в данном тексте? 1)1 2)2 3)3 4)4 2. К какому стилю речи относится текст? (Приложение 1. Слайд 2) 1) к публицистическому 3. Каков тип речи? (Приложение 1. Слайд 3) 1) описание 4. С помощью каких языковых средств связаны 3 и 4 предложения? (Приложение 1. Слайд 4) 1) лексический повтор 5. В каком ряду перечислены только те средства выразительности, которые используются в этом тексте? (Приложение 1. Слайд 5) 1) вопросительные предложения, ряды однородных
членов, |
– Называют орфограмму.
Начать, разговор, большое, расстоянии, разместить, вспоминаю, говорил, часов, полей, города, деревеньки, паровозного.
3) 3
1) к публицистическому
2) рассуждение
3) личное местоимение
1) вопросительные предложения, ряды однородных
членов, |
III. Изучение нового материала | 1. Сообщение темы (Приложение
1. Слайд 6) Подготовка к написанию сочинения-рассуждения |
Записывают тему в тетрадь. |
2. Этап целеполагания – Как вы
думаете, о чем пойдет речь на уроке? |
Формулируют задачи урока. | |
3. Повторение сведений о
рассуждении – Что такое рассуждение? (Приложение 1. Слайд 7)
– Как строится рассуждение? (Приложение 1. Слайд 8)
– Какие виды рассуждения вам знакомы? (Приложение 1. Слайд 9)
– Каковы языковые особенности рассуждения? (Приложение 1. Слайд 10) |
Рассуждение – это смысловой тип речи,
в котором последовательно излагается ряд мыслей
на какую-либо тему, приводятся суждения,
разъяснения, доказательства.
– Преобладает абстрактная лексика. Используются вводные слова, производные предлоги, составные союзы. Преобладают сложноподчиненные и простые осложненные предложения. |
|
4. Знакомство с композицией
сочинения–рассуждения при написании части С. (Приложение 1. Слайд 11) 1.
Вступление. |
||
5. Обучение написанию сочинения-
рассуждения с использованием клише
– О чём этот текст? |
«Касаясь трех великих океанов, она лежит, раскинув города, покрыта сеткою меридианов, непобедима, широка, горда». Так написал поэт о России, подчеркивая бескрайность ее просторов, величие и красоту. Именно об этом размышляет В. Коротков в своей статье. (Д.Антипова) |
|
– Что значит «задача автора»? |
– Основная мысль текста. |
|
– Что такое проблема?
– Сформулировать проблему текста. |
Проблема — это сложная, зачастую
конфликтная жизненная ситуация, которую автор
ставит в центр своего произведения. Это тот
главный вопрос, ответ на который он пытается
найти. Ответ может быть неоднозначным, так как
основной элемент проблемы — противоречие. Весь
текст – исследование этого вопроса (проблемы).
Способы исследования зависят от авторской
позиции, выбранного типа речи и стиля. Чтобы
определить проблему, необходимо понять
содержание текста и авторскую позицию. – В центре внимания автора следующая проблема: легко ли говорить о России? |
|
– Как сформулировать авторскую позицию?
– Сформулируйте авторскую позицию. Моя точка зрения (Приложение 1. Слайды 17, 18) – Что значит « моя точка зрения»? – Что такое аргументация? – Какие произведения можно использовать для раскрытия данной проблемы?
– Выразите своё отношение к проблеме,
поднятой В. Короткова. Заключение (Приложение 1. Слайд 19) – Необходимо ли заключение? |
Если проблема текста — это вопрос, то
позиция автора – это ответ на вопрос,
поставленный в тексте. Таким образом, формулируя
проблему в виде вопроса, пишущий уже должен точно
знать, как автор на него отвечает. Существует
ошибочное мнение, что для выражения позиции
автора достаточно привести подходящую цитату из
текста. Возразить на это можно следующее:
во-первых, далеко не всегда можно подобрать
цитату, точно и полно выражающую основную мысль
текста, во-вторых, именно ваша формулировка
должна продемонстрировать умение анализировать
текст. – По мнению В.Короткова, сделать это нелегко: «большое видится на расстоянии». Автор оказался в своеобразном тупике: его мучает один вопрос: «С чего же начать разговор о России?» Хочется рассказать ему и о величии Родины, и о ее красоте, и о неповторимости. Ничего не хочет он упустить. Так с чего же начать? (Т. Девяткова) –
Определение собственного мнения по проблеме,
аргументация своей позиции. – Домашнее задание. – Вывод из всего сказанного. |
|
V. Домашнее задание | Выразите своё отношение к проблеме,
поднятой В. Короткова. – Объясните, почему вы согласны или не согласны с автором прочитанного текста. Свой ответ аргументируйте, опираясь на жизненный или читательский опыт. |