Цели:
- повторить понятие “синонимы”, продолжить знакомство учащихся с функциями синонимов в речи;
- формировать умение подбирать синонимы к данным словам, выяснять смысловые и стилистические отличия слов – синонимов, определять цель использования синонимов в тексте;
- обогащать словарный запас учащихся, воспитывать внимательное и бережное отношение к родному слову.
Оформление урока
На доске – тема и эпиграфы.
С русским языком можно творить чудеса.
К.Г. ПаустовскийКто не искал мучительно нужное слово, тот никогда не испытал радости открытия самого меткого, самого точного, единственного слова.
В.И. Кодухов
Вступление
– Только тот, кто любит родную речь, кто знает ее хорошо, только тот ощутит радость свободного владения ею. Детство каждого из нас, школьные годы несут все новые и новые потоки слов и выражений родного языка. Мы их узнаем все больше и больше, мы любим свой русский язык, учимся владеть им и боремся против шаблона, невыразительных фраз и пустых слов.
Язык – наш верный друг, когда мы его знаем ; он же наш неприятель, если мы плохо владеем им или мысль наша неясна.
В.И. Кодухов, знаменитый лингвист, подчеркивал: [см. эпиграф]
Не раз на уроках мы отмечали, что язык наш велик и могуч. Сегодня, вновь обращаясь к синонимам и их использованию в речи, мы убедимся, что синонимические богатства русского языка огромны, будем продолжать учиться чуткому, осторожному отношению к словам, умению избегать назойливого повторения одного и того же слова.
Начнем с разминки “Кто быстрее?”
Подберите синонимы к словам (можно работать в парах):
рубеж – ...
дорога – ...
спешить – ...
сказать – ...
смелый – ...
грустный – ...
Обратим внимание на то, что к некоторым словам вы нашли несколько синонимов. Получился синонимический ряд.
А сейчас задание “Кто больше?”
Подберите в течение 1 минуты как можно больше синонимов к слову МАЛЕНЬКИЙ (небольшой, крошечный, крохотный, малюсенький, махонький, малый, невеликий, миниатюрный, микроскопический – на обратной стороне доски)..
– Чем различаются эти синонимы? (Оттенками значения.)
Да, НЕБОЛЬШОЙ – “такой , который не является большим , хотя и несколько больше маленького”. (С.И. Ожегов “Словарь русского языка”)
– А КРОШЕЧНЫЙ, КРОХОТНЫЙ, МАЛЮСЕНЬКИЙ? Общее лексическое значение этих синонимов? (Очень, совсем маленький. )
МИНИАТЮРНЫЙ указывает не только на небольшой размер, но и на изящество чего – либо. (Эту информацию можно попросить найти в толковом словаре кого-нибудь из учеников.)
– Составьте и запишите в тетрадь 1–2 словосочетания с этим словом.
(Миниатюрная статуэтка, вазочка, чашка и т.п.)
– А например, РЕКА, ВЕРАНДА могут сочетаться со словом МИНИАТЮРНЫЙ? Почему?
– Каково лексическое значение слова МИКРОСКОПИЧЕСКИЙ? Сверьтесь со словарем. (С.И. Ожегов: “предельно маленький, еле видимый”.)
Таким образом, мы еще раз убедились, что синонимы отличаются друг от друга оттенками лексического значения.
Следующее задание: используя синонимы, данные в предложениях, составьте синонимический ряд со значением “сильно нагретый, очень теплый”.
- Горячий летний день. Река точно застыла. (Д.Н. Мамин – Сибиряк)
- Летний жаркий день быстро сменился прохладой надвигающейся грозы. (Д.Н. Мамин–Сибиряк)
- Жара знойная; выйти нельзя; в раскрытые окна беспрепятственно льется жгучая струя. (И.С. Тургенев)
- Солнце стояло на небе и заливало землю палящими лучами. (В.К. Арсеньев)
Проведем лингвистический эксперимент.
Дрожит изумрудная капля
В зеленых ладошках ольхи.
– Попробуем заменить слово ИЗУМРУДНАЯ на ЗЕЛЕНАЯ. Что получится?
(Капля и ладошка ольхи сольются, появится речевой повтор и т. д.)
– Найдите в толковом словаре лексическое значение слова ИЗУМРУДНЫЙ. Что дает употребление этого синонима в данном тексте?
Синонимы могут отличаться друг от друга не только оттенками лексического значения, но и употреблением в речи.
Наша речь, как вы помните, делится на книжную, разговорную и нейтральную.
– О каких синонимах сейчас пойдет речь? (Стилистических.)
Задание: найдите и исправьте ошибки в примерах из школьных сочинений.
- Миша встал, умылся, приволок портфель и стал собираться в школу.
- – Ну ты даешь! Какой ты неустрашимый! – крикнул брат.
Сравним 2 текста о медвежатах.
- У медведицы в зоопарке появились четыре медвежонка. Веселые малыши хорошо растут. Тренер – дрессировщик уделяет много времени воспитанию и обучению шалунов.
- В середине зимы у медведицы в берлоге рождаются медвежата. Лежа на боку, мать осторожно держит темно – бурых детенышей около своей груди, кутая их в косматой шерсти. Она закрывает их от холода лапами и головой, согревая своим дыханием. Медвежата питаются молоком матери. (По С. Покровскому)
Беседа по первому тексту.
– О ком идет речь в этом тексте? (О четырех медвежатах.)
– Как они называются в последующих предложениях? (Веселые малыши, шалуны.)
– Можно ли данные слова считать синонимами к слову МЕДВЕЖАТА? (Нет, это скорее синонимы к словам ДЕТИ, РЕБЯТА и словам БАЛОВНИКИ, ОЗОРНИКИ.)
– Что же позволяет называть их синонимами? (Смысл, содержание текста.)
– Как называются синонимы, сближающиеся в условиях контекста? (Текстовые, контекстуальные.)
– Как бы звучал текст, если бы в нем было только точное название животных? (Школьники устно переделывают текст.)
– Что можно сказать, сравнивая эти тексты? (Первый легкий, гибкий, его приятно слушать, второй – тяжелый, сухой , его трудно воспринимать.)\
– От чего это зависит? (Это связанно с наличием или отсутствием синонимов.)
– Следовательно, для чего они используются? (Помогают избежать повторов, соединяют предложения текста. Ярко характеризуют медвежат, раскрывая их повадки.)
Беседа по второму тексту.
– Прочитаем второй текст. Уместно ли синонимы ВЕСЕЛЫЕ МАЛЫШИ, ШАЛУНЫ использовать здесь? (Нет, неуместно. В первом тексте речь идет о зоопарке. Там берегут и лелеют медвежат. Это и отражают синонимы. Во втором – медвежата в трескучий мороз родились в берлоге. Им не до веселья и шалостей.)
– Какие же синонимы соединяют предложения в данном случае? (МЕДВЕДИЦА – МАТЬ; МЕДВЕЖАТА – ТЕМНО-БУРЫЕ ДЕТЕНЫШИ)
– От чего зависит употребление в тексте тех или иных синонимов? (От темы, содержания текста, его основного замысла.)
Индивидуальное сообщение “Три основных правила выбора синонимов”
(Из книги В.И. Кодухова “ Рассказы о синонимах" / М., Просвещение, 1984.)
Первое правило гласит: выбирай такое слово, которое точнее характеризует явление или действие, предмет или лицо, подчеркивая в нем нужную тебе сторону. Например , слово ОШИБКА означает : НЕПРАВИЛЬНЫЙ ПОСТУПОК или ДЕЙСТВИЕ. Однако ошибки бывают разные – ОШИБКА может быть незначительной (тогда лучше сказать ПОГРЕШНОСТЬ), крайне досадной (тогда говорят ЛЯПСУС ), случайной (это ОПЛОШНОСТЬ ), неумышленной (ПРОМАХ ).
Второе правило указывает: выбирай такое слово, которое больше всего подходит к стилю твоей речи, твоего рассказа твоего выступления.
Третье правило напоминает: слова не только называют предметы, события, но и оценивают их, выражая положительное или отрицательное отношение к ним. Отрицательным смыслом наполнено, например, слово ТРУС, шуткой и иронией – ВОЯКА, одобрением и восхищением – ОРЕЛ (о человеке отважном и смелом).
Не забывай: слово может окрылить, но слово может и ранить.
Найдите в загадке синонимы.
Простое слово ПРОМЕЖУТОК:
В театре несколько минуток,
Пока начнется новый акт,
Мы называем все ...;
На время что-то прекратив,
Мы объявляем ...;
В борьбе, в труде устали слишком –
Дают уставшим ...;
После урока непременно
Нужна ребятам... .
Подведем итог.
– Чему мы научились на уроке?
Сегодня мы убедились, насколько огромны синонимические богатства русского языка и как необходимо правильное обращение со словами – синонимами.
Помните: слова – одежда ваших мыслей. И пусть же слова ваши всегда будут красивыми и ясными.
Домашнее задание. Составьте предложения или придумайте рассказ (стихотворение), используя синонимический ряд на ваш выбор.