Русский язык
-
Подготовка к написанию изложения 2010
Основной целью урока является закрепление навыков анализа художественного текста, обучение отбору и систематизации материала, относящегося к теме, установлению логической последовательности частей текста, выбору языковых средств в соответствии с замыслом автора, идеей текста. Урок совершенствует приемы написания изложения с творческим заданием.
-
Урок литературы в 10-м классе по теме "Поэзия сердца" (любовная лирика Н.А. Некрасова) 2010
Анализ стихотворений из "Панаевского цикла" помогает понять непростые отношения поэта со своей Музой, Авдотьей Панаевой. Каждый этап урока – это отдельная глава романа Н.А. Некрасова с этой незаурядной женщиной, закончившийся так трагично.
-
Интегрированный урок в 6-м классе (география + русский язык) по теме "Имена существительные на географической карте" 2010
На данном уроке закрепляются умения работы с географическими картами: определение географических координат, расстояния, сторон горизонта; повторение сведений об именах существительных, изученных в 5-м классе, развитие навыков грамотного письма, устной и письменной речи учащихся; воспитывается чувство коллективизма, умение работать в команде.
-
Урок развития речи в 6-м класс. "Творческая мастерская "Снег да снег кругом" 2010
Творчество – самый мощный импульс в развитии ребёнка. Потенциальная гениальность живёт в каждом человеке. Задача учителя – развить творческие силы в маленьком человеке. На примере произведений русских поэтов идёт работа над развитием образного мышления учащихся, обогащением их словарного запаса.
-
Урок по русскому языку на тему "Обособленные определения" 2010
Все школьники знают главное правило русского языка - необходимо обособлять причастные обороты. Но для сдачи экзамена по теории русского языка этого правила недостаточно. Необходимо заметить, что обособлению подлежат не только причастные обороты, но и обороты с прилагательными. Следует знать правило обособления определений.
-
Урок развития речи в 5-м классе по русскому языку "Листопад" 2010
Урок разработан по программе 5-го класса, учебник под ред. В.Бабайцевой. Все этапы урока были направлены на выполнение целей с учетом личностного ориентирования и особенностью детей данного возраста. Урок построен с использованием различных форм и методов обучения. Рационально распределено время.
-
Интегрированный урок (литература + русский язык) 2010
Интеграция уроков литературы и русского языка позволяет выстроить работу над текстом и созданием сочинения-рассуждения в единый процесс. На материале отрывка критической статьи Добролюбова "Что такое обломовщина?" учащиеся выделяют проблему, авторскую позицию, комментируют текст. Алгоритм написания сочинения-рассуждения помогает создать собственный текст в соответствии с критериями оценки ЕГЭ.
-
Уроки русского языка по теме "Пунктуация как система правил правописания знаков препинания" (11-й класс) 2010
Уроки русского языка в 11-м классе носят, как правило, обобщающий характер. При этом на обобщение и систематизацию знаний по пунктуации отводится не более 2–3 часов. Такой дефицит времени требует от учителя тщательного отбора учебного материала, методов, приемов и форм работы. На данных уроках в ходе индивидуально-групповой деятельности учащиеся систематизируют знания о принципах русской пунктуации, основных типах знаков препинания, их функции, сочетании знаков.
-
Опасности письма на месте безударных гласных 2010
Основные задачи данной работы: тренировать в чтении и развивать фонетический слух учащихся; познакомить с признаками опасных мест для гласных и начать работу над умением находить эти орфограммы; прививать интерес к чтению, укреплять внимание, наблюдательность, развивать и обогащать речь.
-
Функциональный подход к тексту при подготовке к сочинению 2010
В современной методике преподавания русского языка ведущим является принцип активной коммуникативности, при котором обучение уподобляется речевой деятельности в реальных ситуациях общения. При таком подходе предметом обучения является язык в его функционировании, т.е. речевая деятельность обучаемых.
-
Урок русского языка (6-й класс). Тема: "Биография слова: неологизмы и устаревшие слова" 2010
Важнейшей задачей современного образования становится подготовка ребёнка к исследовательской деятельности, обучение его умениям и навыкам исследовательского поиска, так как самые ценные и прочные знания добываются в ходе собственных творческих изысканий, поэтому целью урока для учащихся 6-го класса является создание условий для развития исследовательских умений. Основным методом на уроке является исследовательский.
-
Урок русского языка в 7-м классе по теме: "Роль причастий в художественном тексте" 2010
Данный урок развития речи целесообразно провести после изучения темы «Причастие» в 7-м классе. Результат работы на уроке – создание учащимися собственного речевого произведения (сочинения-миниатюры) с использованием причастий и причастных оборотов.
-
Модель урока "Улицы нашего города" 2010
Данная работа представляет собой методическую разработку урока развития речи для учащихся 6–8-х классов. Он направлен на формирование интереса к своему родному краю, землякам. Это должно стать стимулом для изучения истории Нижнего Новгорода, а вместе с ней и истории нижегородской науки, так как многие имена выдающихся ученых, творческих деятелей увековечены в названиях улиц.
-
Урок русского языка в 5-м классе по теме: "Подготовка к изложению текста с разными типами речи" 2010
На уроке дети учатся работать с терминами: «изложение», «тема», «название», «идея», составлять типологическую структуру текста и оформлять тезисный план. Также с учениками идет орфографическая, пунктуационная и лексическая работа.
-
Активизация познавательных интересов младших школьников на уроках русского языка 2010
Работая с детьми младшего школьного возраста уже много лет, автор понял, что учебный материал можно давать в игровой, увлекательной и доступной для детей форме. Урок должен не только увеличивать запас систематических знаний учащихся, но и воспитывать в них желание и умение учиться. Эмоциональный фон урока должен помочь детям лучше и глубже усвоить содержание материала.
-
Сложные союзные предложения. Повторение 2010
План урока включает задания для индивидуальной и коллективной работы. Такое построение урока позволяет проверить теоретические знания детей, их практические умения определять тип сложного союзного предложения, виды придаточных предложений в составе сложноподчинённых, навыки конструирования союзных сложных предложений по заданным схемам.
-
Методическая разработка урока русского языка по теме "Что такое текст?" 2010
Представлена методическая разработка урока в 5-м классе по программе В.В. Бабайцевой. Урок развития речи направлен на формирование у учащихся представления о тексте, об основных средствах связи предложений в тексте; на развитие способности к воображению путём соприкосновения со словом, живописью, музыкой.
-
Урок: "Имя прилагательное" 2010
Имена прилагательные являются постоянными спутниками существительных, без них речь не может быть точной и меткой. Использование прилагательных придает речи особую выразительность, яркость, образность. И в старших классах должна быть продолжена работа над прилагательными. Учащиеся в 10-м классе повторяют свои знания о прилагательных.
-
Урок: "Сказуемое. Простое глагольное сказуемое" 2010
Основной целью урока является закрепить знания о простом глагольном сказуемом; использование их в речи на примере художественных текстов как одно из синтаксических средств выразительности речи.
-
Бинарный урок в 5-м классе "Простое и сложное предложение. Грамматический разбор" (Ф.И. Тютчев. "Еще в полях белеет снег… 2010
Данный урок - один из серии бинарных уроков о родном крае и временах года. На нем решаются важные грамматические задачи: разбор предложения по членам, через выделение грамматических основ, определение его сложности; закрепляются навыки постановки знаков препинания в сложном и простом предложении с однородными членами, в том числе и с обобщающим словом при них.
-
Урок русского языка в 9-м классе "Словари – наши друзья и помощники" 2010
Урок русского языка в 9-м классе дает расширенное представление об истории возникновения и развития словарного дела в России, а также практическое применение различных словарей. Урок рассчитан на 2 учебных часа, проходит в форме проектной деятельности творческих групп учащихся. В качестве контроля учащимся предлагается ответить письменно на вопросы по карточке.
-
Брейн-ринг по русскому языку для 4-го класса 2010
Игра разработана как внеклассное занятие по русскому языку. Она позволяет развивать навыки взаимодействия в команде или группе, познавательный интерес к родному языку, активность в познании нового, целеустремлённость. Вопросы подобраны как простые, проверяющие репродуктивный уровень знаний, так и более сложные, требующие смекалки, логического мышления и творческого подхода.
-
"В чем секрет текста?" 2010
Цель урока: дать представление о русском языке как системе единиц, имеющей определенную структуру; совершенствовать умение комплексного анализа текста, применяя полученные знания по различным разделам русского языка, а также познакомить выпускников начальной школы и их родителей с требованиями учителя-предметника среднего звена.
-
Урок русского языка в 5-м классе: "Правописание букв Ы и И после Ц" 2010
Задача учеников на данном уроке – определить способ выбора гласной Ы-И после Ц в корне, суффиксе и окончании. На уроке используются репродуктивные и продуктивные методы. Разнообразные формы работы (фронтальная, индивидуальная, индивидуализированная и групповая) делают урок результативным и деятельностным.
-
Урок развития речи по русскому языку. Подготовка к сочинению по картине осенней тематики: В.Д. Поленов. "Золотая осень" 2010
Подготовка к сочинению – описанию картины В.Д. Поленова "Золотая осень" в форме проекта. Урок обобщает знания особенностей текста описания, расширяет знания о художниках, развивает умения и навыки создания текста – описания произведения живописи с изображением природы; воспитывает чувство восхищения вечно прекрасной природой, уважения к художнику, создающему произведение живописи.
-
Урок русского языка в 10-м классе по теме: "Русская лексика с точки зрения происхождения. Заимствованные слова в русском языке" 2010
К уроку учащиеся готовят небольшие сообщения: 1. Давние заимствования из скандинавских и финских языков. 2. Тюркские заимствования. 3. Немецкие слова, пополнившие русскую лексику. 4. Французские по происхождению слова русского языка. 5. Заимствования из английского языка.
-
Три склонения имен существительных 2010
С целью активизации познавательной активности учащихся, урок начинается с постановки проблемы. Опытным путем юные исследователи раскрывают новые тайны родного языка: определяют количество групп склонений имен существительных в русском языке, анализируют, решают орфографические задачи, учатся применять полученные знания на практике.
-
Урок русского языка во 2-м классе. Тема: "Имена собственные. Заглавная буква в географических названиях" 2010
Основной целью урока является формирование навыка правописания заглавной буквы в именах собственных, научиться выделять в речи имена собственные, обозначающие географические названия, и писать их с заглавной буквы; поупражняться в написании географических названий своего края.
-
Интеграционное учебное занятие "Защита оригинального проекта с продолжением "О дождях и в шутку и всерьез" 2010
Урок направлен на развитие творческих способностей детей, дивергентного и креативного мышления, памяти, воображения. Создает условия для восприятия художественного слова и воспитания эстетического вкуса. Целью урока является продолжить накопление материала для создания индивидуальных портфолио учащихся.
-
Подготовка к ЕГЭ по русскому языку 2010
На наш взгляд, подготовка учащихся к выполнению части С требует времени, неторопливого осмысления. Именно поэтому готовиться начинаем в 10-м классе. Разумеется, нужен целый цикл уроков, посвященных изучению критериев проверки и оценки выполнения задания с развернутым ответом. На этом можно построить программу всего курса изучения русского языка в 10-м классе.