Цель: подготовиться к сочинению-описанию памятника родного города, посвященного Великой Отечественной войне.
Задачи:
образовательные:
развивающие:
- развивать умения воспринимать и описывать архитектурные памятники;
- способствовать развитию устной и письменной речи, творческих способностей учащихся;
- развивать умение создавать презентации, буклеты на заданную тему;
- закреплять умение актуализировать свои теоретические знания;
- совершенствовать умение составлять план.
воспитательные:
- воспитывать интерес к истории родного города, края;
- формировать уважительное отношение к историческому прошлому своего города, памятникам культуры;
- воспитывать настоящего гражданина, патриота своей страны.
Оборудование: мультимедийное оборудование, музыкальное сопровождение, фотографии памятников города.
Ход урока
Организационный момент.
Вступительное слово учителя:
Человек не может жить только настоящим, только одним мгновением. Он стремится в будущее и бережно хранит воспоминания о минувшем. Каждый помнит родных, друзей, свой дом, школу, радостные и горестные дни. Каждый человек - частица своего народа. И поэтому у нас есть общая, народная память.
Тема, целеполагание.
Какие ассоциации у вас возникают при слове "память"?(фотографии, старые вещи, музеи, события, история семьи, история страны, памятники).
А как вы понимаете выражение "память огненных лет"? (воспоминания о годах, опаленных войной, о тех страшных годах, которые оставили незаживающие раны в каждой семье).
Итак, тема нашего урока: "Память огненных лет".
Какие цели будут стоять сегодня перед нами?
Сегодня на уроке при подготовке к сочинению мы должны отобрать материал, который пригодится нам при написании сочинения, познакомиться с видами памятников и их особенностями, вспомнить структуру текста-описания и особенности публицистического стиля речи.
Работа по теме урока.
Словарная работа.
Представление презентации "Виды памятников" (Приложение 1)
Тест-закрепление по видам памятников (даны фотографии памятников Северодвинска; соотнести фото с понятиями "стела", "бюст", "мемориал", "барельеф")
Задания 1 и 2 на рабочем листе (Приложение 2)
Исторический аспект.
Во время ВОВ наш город не участвовал в боевых действиях, на его улицах не рвались снаряды, но он наряду со многими другими городами внес свой вклад в дело Великой Победы.
Представление презентации "Молотовск в годы ВОВ" (Приложение 3)
Окончилась Великая Отечественная война. Она унесла десятки миллионов жизней. Сотни городов были разрушены, тысячи деревень превращены в пепел. Но, вставая из руин, восстанавливая разрушенное, страна возрождала красоту и память. Тема памяти, тема исторических истоков и прошлого отразилась в памятниках, скромных стелах и величественных мемориалах. Подвиг северодвинцев тоже нашел свое отражение в памятниках города.
Какие памятники нашего города, посвященные ВОВ, вы знаете? (Работа с интерактивной картой: мемориал "Скорбящая Мать-Родина", памятный знак 13-й лыжной отдельной бригаде 2-й ударной армии Волховского фронта, памятный знак жертвам блокады, умершим в Молотовске в годы войны, памятник "Ратному и трудовому подвигу северодвинцев", памятник Герою Советского Союза Александру Торцеву)
Работа над структурой текста-описания памятника и языковыми особенностями публицистического стиля речи, составление плана сочинения.
На осенних каникулах в Москве мы с вами побывали у памятника Неизвестному солдату в Александровском саду. На дом вам было предложено познакомиться с текстом-описанием этого памятника. (Приложение 4) Вы должны были разделить текст на логические части и озаглавить их. (Чтение текста по частям, озаглавливание) Скажите, какие сведения содержатся в этом тексте? (история создания памятника, его авторы, описание памятника в целом и его деталей) Что представляет собой памятник в целом? (монументальный архитектурный ансамбль)
Итак, в текстах о памятниках обычно содержится:
- краткая характеристика события, в честь которого он установлен;
- описание памятника;
- краткие сведения об авторе памятника и о том, где и когда он установлен;
- описание мыслей и чувств, которые он вызывает.
Давайте на основе структуры текста-описания памятника составим план нашего будущего сочинения. Сколько основных частей будет в плане? О чем будем писать во вступлении? В основной части? В заключении?
Задание 3 на рабочем листе (Приложение 2)
Вступление. Историческая справка.
Основная часть. Описание памятника или памятного знака.
а) Название памятника и его автор.
б) Где и когда установлен памятник.
в) Общая характеристика памятника.
г) Описание деталей, частей памятника, их роль в раскрытии замысла скульптора.
д) Окружение памятника.
3. Заключение. Какие мысли и чувства вызывает памятник?
В каком стиле будете писать сочинение? (в публицистическом)
Задание 4 на рабочем листе (Приложение 2)
Найдите в тексте (Приложение 4) примеры языковых особенностей публицистического стиля. (обращение, побудительное, восклицательное предложение, слова в переносном значении (яркая страница), слова и выражения общественно-политической лексики (неисчерпаема тема, увековечили память, преданность, героизм), эмоциональные, оценочные слова (ожесточенные бои, волнующие слова, безграничная преданность, беспредельные стойкость и героизм).
Без сомнения, невозможно описать памятники, посвященные той войне, сухо и бесстрастно. Постарайтесь использовать в своем сочинении оценочные, эмоциональные слова, которые будут выражать ваше отношение к описываемому.
Подведение итогов урока.
Если бы мы почтили минутой молчания память каждого советского человека, погибшего в годы Великой Отечественной войны, нам пришлось бы молчать 38 лет. Памятники нашего города так же, как и многие другие по всей России, молчаливо чтят память героев тех огненных лет. Но они вовсе не безмолвны, и не только стоят на площадях, они живут в нашем сознании, утверждают истину или зовут на ее поиск. И очень символично, что к 65-летию Великой Победы в нашем городе у памятника "Ратному и трудовому подвигу северодвинцев" загорится Вечный огонь, огонь нашей памяти, памяти огненных лет.
Домашнее задание: написать сочинение-описание памятника.
Рефлексия.
Оцените, пожалуйста, с помощью жетончиков (зеленого и оранжевого цвета) вашу готовность к сочинению-описанию памятника.