Цели:
- закрепить знания об особенностях публицистического стиля речи;
- формировать у учащихся умения использовать в заметке средства публицистического воздействия на читателя;
- воспитывать в учащихся чувство ответственности за чистоту и красоту нашего города.
Ход урока
1. Опрос
1). Слово учителя
Представьте себе, что вы всем классом готовите стенгазету на тему "Человек и природа в городе."Вам нужно написать заметку и рассказать в ней о том, как живётся деревьям на городских улицах, в парках и скверах, цветам и травам на газонах, птицам и животным на улицах, в зоопарках и наших квартирах. Поэтому сегодня на уроке каждый из вас должен задаться целью как можно больше узнать и услышать, а самое главное - собрать тот материал, который поможет написать правильно домашнее сочинение.
2). Комментированное письмо (объяснить постановку знаков препинания, выделить грамматические основы)
В сквере детки резвятся на игровой площадке, катаются с горки, лазают по лесенкам, мамы обсуждают планы на будущее, дедушки и бабушки возят малышей в колясках. И всё это происходит на фоне свалки из пустых бутылок, обёрток от сухариков и орешков, жестяных банок, битком набитых урн, не вмещающих весь мусор. Знакомая картина, не правда ли?
-В каком стиле написан этот текст? Докажите.
-В чём отличие публицистического стиля от других стилей речи?
-Что мы почувствовали, услышав этот текст?
-Вспомните, какие вы ещё знаете стили речи?
3). Буквенно-цифровой диктант (определить стиль речи)
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
н | п | р | д | х | п |
1. Волга - самая крупная река в Европе. Берёт начало на Валдийской возвышенности, впадает в Каспийское море. Протяжённость реки 3690 км. Крупные притоки - Ока и Кама. (научный).
2. Что может быть ближе и дороже нам, чем родной язык? Слово родной -волшебное слово. Оно согревает своим теплом всё, к чему прикладывается: родная страна, родной дом, родная мать, родной язык. (публицистический).
3. Это ребятишки по чужим садам озоруют, - объяснила Ольге молочница.
-Такой народ пошёл...хулиганы. Ночью просыпаюсь, а на двору кто-то шныряет. (разговорный).
4. Уважаемые товарищи! С 1 по 29 августа аптека №1 закрыта на ремонт. Ближайшая аптека находится по адресу...(деловой).
5. Вдруг в стоячем воздухе что-то прорвалось. Сильно рванул ветер и с шумом, со свистом закружился по степи. Тотчас же трава и бурьян подняли ропот, на дороге спиралью закружилась пыль. (художественный).
6. Человеку важно знать свои корни - отдельному человеку, семье, народу -тогда и воздух, которым мы дышим, будет целебен и нужен, дороже будет земля, взрастившая нас. Давайте же помнить об этих корнях! (публицистический).
4). Работа с текстом раздаточного материала "Города-сада здесь не будет. Никогда." (Приложение 1)
- Какой это стиль речи? Оцените речевую ситуацию.
- Докажите, что это публицистический стиль речи, исходя из языковых особенностей текста.
- Какова основная мысль текста?
- В каком жанре написан текст?
- Как обычно строится заметка?
- А что привлекает в данной заметке? Почему её хочется прочитать?
(NB-Когда дома будете продумывать заглавие, сделайте его таким, чтобы захотелось прочитать!)
- Найдите части композиции в заметке.
- Какой это тип речи? Почему?
5). Готовясь к уроку, вы, ребята, собирали свой материал: кто ходил в библиотеку и искал в газетах информацию, кто отправлялся в творческие командировки, кто сочинял стихи.
1. Приведите свои примеры из газет об отношении человека к природе в городе. Что вам особенно запало в душу, задело за живое? (3-4 человека комментируют заметки).
2. Рядом с нами располагается наш удивительный парк "Швейцария".Мы настолько к нему привыкли, что не думаем о том, как он важен для всех нас. Наши девочки получили задание сходить в парк и посмотреть, в каком состоянии он находится. Кроме того, они собрали информацию о его истории. (2 человека выступают).
3. Парк - это не только лёгкие Приокского района, но и место жизни животных из зоопарка "Мишутка". Выступление на тему "Как живётся зверям в зоопарке".
4. У многих дома живут домашние питомцы. А как приходится этим животным в городе? Есть ещё один аспект этой проблемы - бездомные животные. (1-2 выступления).
6). Мы говорили о "прозе" жизни, о тех проблемах, с которыми мы сталкиваемся повседневно. Поэтому закончить хочется стихами. (свои стихи по теме урока читает Аня Филиппова).
Выводы.
Мы рассмотрели различные аспекты нашей темы. Надеюсь, у вас теперь есть достаточно материала для написания домашнего сочинения. Опираясь на рабочие материалы, не старайтесь писать обо всём, выберите то, что важно и интересно вам.
II. Задание на дом: написать черновик сочинения, продумать иллюстративный материал. (Приложение 2)