Конспект урока русского языка. Повторение изученного по теме «Глагол» (7-й класс)

Разделы: Русский язык

Класс: 7


Тип урока: повторно-обобщающий.

Цель урока: повторить и обобщить изученный материал по теме “Глагол”

Задачи урока:

– продолжить развитие у учащихся орфографических и речевых навыков, умения определять морфологические признаки глагола, роль глагола в тексте, совершенствовать умения выполнять различные виды разборов;
– развивать память (зрительную, слуховую), внимание и образное мышление детей;
– совершенствовать работу с кластерами, другими опорными схемами для систематизации знаний, умений и навыков по теме урока;
– воспитывать любовь к родному языку и красоте родной природы.

Оборудование: мультимедийное сопровождение (презентация урока), раздаточный материал (карточки с заданиями, кроссворды), карты-признаки глагола (для морфологического разбора), иллюстрации к произведениям М.М. Пришвина, иллюстрация Глагола, лист ватмана для создания кластера.

Ход урока

1. Организационный момент. Приветствие. Слово учителя:

– Ребята, тема нашего урока – “Повторение изученного о глаголе” (слайд 1). Давайте начнем его необычно. Как вы думаете, чем мы будем заниматься сегодня на уроке? Назовем примеры слов, обозначающих действия учеников и учителя. Слова какой части речи прозвучали сейчас? Итак,

Глагол – весенняя часть речи,
Она заставит действовать нас всех:
Читать, писать, спрягать – и обеспечит
В конце урока непременно нам успех! (слайд 2)

Сформулируем цели урока (учащиеся формулируют цели, учитель дополняет).

И все это мне бы хотелось немного связать с литературой, разобрать на ярких примерах необыкновенного мастера пейзажа – М.М. Пришвина (слайд 3). Он восторгался природой, любил летние теплые вечера, поля с поющими жаворонками, зимние вьюги, ценил жизнь и то, что нас окружает, с уважением относился к человеку. Попытаемся и мы увидеть необыкновенное в обыкновенном.

2. Повторение и обобщение знаний. Тренировочные упражнения.

А) Упражнения на развитие речи, выяснения роли глагола в языке. Глагол – необыкновенная часть речи. Как вы думаете, почему? (ответы учащихся) По частоте употребления глагол занимает второе место после существительных. Среди 9000 наиболее употребляемых слов глаголов около 2500. Известно, что (слайд 4)

Глагол является основой языка.
Найти верный глагол для фразы –
значит дать движение фразе.

А.Н. Толстой

Глагол – самая живая часть речи…
Назначение глагола –
выражать само действие.

А. Югов

Попробуем и мы доказать эту мысль. Вставим в текст глаголы движения, затем сравним с авторским вариантом (тексты распечатаны для каждого ученика).

Стилистический эксперимент (слайд 5).

Из-под камня ___________ родник. Он превращается в ручеек, который весело __________ на восток. Ручей радуется, звенит, журчит и потом ____________ вниз. Несколько таких ручейков _______________ в один большой ручей, и он спокойно ___________ по равнине.

Вариант Пришвина: бежит, течет, скатывается, сливаются, льется.

В чем необычность употребления глаголов “звенит, радуется (ручеек)”?

Они употреблены в переносном значении, в литературе этот прием называется олицетворением.

Б) Продолжим разговор о природе, о лесе. Задание на повторение: “Составь предложение”.

– из предложения “Случилось однажды: пропала собака” выписать наречие;

– из предложения “На днях сижу я под своей липой” выписать личное местоимение;

– из предложения “Первый человек проходил эту приболотицу с топором в руке” взять сказуемое;

– из предложения “Вскоре мы вошли в лес” взять обстоятельство места и употребить его с предлогом ПО;

– из предложения “Весь день моросил дождь” взять обстоятельство времени, выраженное неделимым словосочетанием;

– из предложения “К счастью, он вернулся домой с войны” выписать словосочетание со связью примыкание;

– из предложения “Жара спала под вечер” взять обстоятельство времени, выраженное существительным с предлогом”;

– соединить однородные сказуемые союзом И.

Получится предложение: “Однажды я проходил по лесу весь день и вернулся домой под вечер” (Пришвин “Лисичкин хлеб”). Слайд 6. Какое это предложение по количеству грамматических основ? Перестроим его в сложноподчиненное. Составим схемы, при наличии времени выполним синтаксический разбор (один человек работает на закрытой доске).

В) А что он увидел и услышал в лесу? Придумайте свое продолжение рассказа на тему “Лесной разговор” (слайд 7). Воспользуйтесь материалами домашнего задания. Проверка домашнего задания, составление и чтение сочинений-миниатюр.

Г) Морфологический разбор глаголов из составленных предложений.

За несколько минут до этого задания один ученик работает на закрытой доске, отбирает те признаки, которые относятся к глаголу. В итоге должен получиться план морфологического разбора глагола.

1. Общее значение

предмет

признак предмета

действие предмета

2. Морфологические признаки

Начальная форма

И.п., ед.ч.

И.п., ед.ч., м.р.

Неопределенная форма глагола

Постоянные

Собственные, нарицательные
одушевленные, неодушевленные
род
склонение
Качественные, относительные, притяжательные Переходность
вид
спряжение

Непостоянные

Падеж
число
Степени сравнения
краткая и полная форма
падеж
число
род
Наклонение
время
число
лицо
род

3. Синтаксическая роль

Чаще всего

Подлежащее, дополнение

Определение

Сказуемое

(Выбранные признаки глагола ученик прикрепляет к магнитной доске)

Д) Выписать глаголы, определить наклонение. Слайд 8. Проверка осуществляется методом взаимоконтроля.

– Вот еще маленький ползок по земле, и Травка бросилась бы на шею человека.

– А сам думал: “Ну ползи, только ползи!”

– Маленький хитрый человек знал, что от одного его малейшего прикосновения собака с визгом радости бросится на него и утопит.

– “Ну, ну!– сказал Антипыч.– Иди ко мне, умница!”

– С визгом радости узнала она хозяина и кинулась к человеку.

Из какого произведения Пришвина эти строки? С каким событием они связаны? Как в литературе в композиции художественного произведения называют этот фрагмент?

Е) Письмо по памяти. Слайд 9. Что общего у этих глаголов? (несов. вида, употр. в начальной форме)

Чуять
Таять
Видеть
Тревожить
Дышать
Прикасаться
Стелить
Пробовать
Бежать
Плакать

Определить процент усвоения информации, памяти учащихся.

Дополнительные задания: – определить спряжение каждого глагола;

– поставить исходный глагол в нужную форму:

“таять” – в изъяв. накл. прош. вр. м. род;
“тревожить” – в повел. накл. мн. ч. с частицей Не;
“прикасаться” – в изъяв. накл. наст. вр. 2 л. мн. ч.;
“видеть” – в изъяв. накл. наст. вр. 2 л. мн. ч.;
“дышать” – употр. в форме безличного гл. с постфиксом СЯ;
– обозначить в глаголах изученные орфограммы (слайд 10)
Проверка осуществляется методом самоконтроля.

Ж) Работа в группах. Кроссворд на тему “Глагол”.

 

По горизонтали:

2. Глаголы с постфиксом СЯ (СЬ)
3. Непостоянный признак глагола
5. Роль глагола в предложении
8. Изобразительное средство, в составе которого чаще всего встречается глагол
9. То, что обозначает глагол

По вертикали:

1. Наклонение, при котором глагол обозначает желаемое или возможное действие
4. Постоянный признак глагола
5. Часть слова, при помощи которой образуется глагол в повелительном наклонении
6. Глаголы, которые обозначают действия, происходящие сами по себе, без действующего лица или предмета
7. Глаголы, которые сочетаются или могут сочетаться с сущ., мест., числит. в Вин. падеже без предлога

Слайд 10

3. Итог урока.

Выводы формулируют учащиеся, используя самостоятельно составленный кластер, где отражены особенности глагола как части речи.

Слово учителя: Наш урок хочется закончить словами К.Г. Паустовского, современника М.М. Пришвина: “С русским языком можно творить чудеса. Нет ничего такого в нашей жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом. Звучание музыки, шум садов, тяжелое громыхание грозы, детский шепот и шорох морского гравия”. Таким словом можно назвать глагол, о котором мы во время изучения данной темы узнали много нового и интересного.

4. Домашнее задание: упражнение 508, сочинить сказку о глаголе по данному началу “Жил-был Глагол” (по желанию учащихся).

Презентация