Цели:
- образовательная: овладение умениями и навыками в производстве правильной речи в устной или письменной формах;
- развивающая: развитие образного или логического мышления и речи, чувства языка, языковой памяти, речевого слуха;
- воспитательные: воспитание любви к родному языку, привитие интереса к его познанию; воспитание эстетического отношения к слову, чувства ответственности по отношению к слову; развитие творческих способностей, самостоятельности мышления.
Оборудование: выставка книг по теме урока, иллюстрации, эпиграф записан на доске, аудиозапись песни Б.Ш.Окуджавы “Пожелание”.
Ход урока
1. Приветствие.
2. Чтение эпиграфа.
Здравствуйте!
Поклонившись, мы друг другу сказали,
Хоть были совсем незнакомы.
Здравствуйте!
Что особого тем друг другу сказали?
Просто “Здравствуйте!”, больше ведь мы ничего не сказали.
Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире?
Отчего же на капельку счастья прибавилось в мире?
Отчего на капельку радостней сделалась жизнь?
В. Солоухин
Вы сказали встречному: “Здравствуйте!” Много это или мало?
С одной стороны, как будто немного: ведь новых сведений передано не было.
Но, с другой стороны, каждый знает, как неприятно поражает нас и даже ранит
отсутствие ожидаемого приветствия.
А поговорим мы сегодня о речевом этикете. Цель нашего урока: развитие образного мышления и речи, речевого слуха, языковой памяти, а также мы должны собрать материал и составить план для домашнего сочинения.
Почему же такое важное место занимают в нашей жизни формы речевого этикета, учтивости.
– Найдем в словаре толкование слова “Этикет”.
Этикет (фр. – ярлык, этикетка) – совокупность правил поведения, касающихся внешнего проявления к людям (обхождение с окружающими, формы обращения и приветствий, поведение в общественных местах, манеры и одежда).
Одно из самых больших достояний человечества и самых больших удовольствий человека – возможность общаться с себе подобными.
Детский поэт Агния Львовна Барто так описала возможность контакта при помощи одного лишь “Здравствуйте”:
Я была в стране Суоми…
Вспоминаю часто:
Снежный лес,
И низкий домик,
И девчонка – Аста.
Она была глазаста,
Ходила в белой блузке
И только слово “Здрасте”
Могла сказать по-русски.
Всего одно словечко,
А как нас выручало!
Потрескивала печка,
Девчонка не молчала,
Пирог со свежей рыбой
Разрезали на части
И на мое “Спасибо”,
Смеясь, сказала: “Здрасте!”
Я улыбнулась Асте,
Она мне снова: – Здрасте…
Всего одно словечко,
А как нас выручало!
Мы вышли на крылечко,
Девчонка не молчала.
И на прощанье снова
Как пожеланье счастья
Звучало это слово
Здрасте…
Наверное, одним из первых волшебных слов, с которыми вы, ребята, познакомились совсем еще малышами, было “Здравствуйте”. Почему мы говорим так, встречаясь со знакомыми, друзьями, входя в чей-то дом, школу, учреждение, купе железнодорожного вагона?
Когда-то в глубокой древности люди верили, что слово может иметь магическую силу, и если, например, пожелать кому-то здоровья, то это непременно сбудется. А если сказать “Доброе утро”, “Добрый вечер”, то они обязательно будут добрыми.
Как слово “Здравствуйте” появилось в нашем языке?
– Сравните два отрывка (О. Сидельникова, “Хозяин” и В. Крапивин, “Сандалик, или путь к девятому бастиону”). Какая разница здесь в употреблении приветствий?
1) – Елена Васильевна, – негромко окликнул Сережа, – сегодня я к вам. Здравствуйте.
Елена Васильевна подняла голову, отстранила платок от молодого задумчивого лица.
– Здравствуй, Сережа …
2) Сандалик … встал передо мной встрепанный и виноватый.
– Здрасте… Извините, пожалуйста. Ой…
– Ох, и мчался ты, – сказал я радостно.
– Вспомните известного вам Хоттабыча из книги Л. Лагина “Старик Хоттабыч” и его приветствие мальчику Вольке. Уместно ли оно в наши дни?
– Апчхи! – оглушительно чихнул неизвестный старичок и пал ниц.
– Приветствую тебя, о прекрасный и мудрый отрок!
– Какие вежливые приветствия вы знаете еще и в каких случаях они наиболее уместны?
Здравствуй (“ты”), Здравствуйте (“вы”)
Добрый день! Добрый вечер! Доброе утро! (“С добрым утром!”) Привет! Салют!
Кстати, древние римляне при встрече произносили слово “Сальве”, что означало “Здравствуй! Будь здоров!”. Ведь на латинском языке слово “салюс”, от которого произошли сальве, салют, значит “здоровье”, “спасенье”, “привет”.
– Вы изучаете иностранные языки, а как же вы поздороваетесь на английском, французском, немецком и т.д. ?
Чао! Салам Алейкум! Бонжур! Гутен Таг! Камарджоба! И т.д.
– Представляю ваше удивление, если б начало было таким: Ели вы сегодня? Или таким: Здоров ли ваш скот?
А ведь это тоже приветствия. Именно такими фразами обменивались друг с другом жители Древнего Китая, Монголии, Египта.
– В сказках А.С.Пушкина мы читаем: “Здравствуй, князь ты мой прекрасный…”
Сегодня мы говорим в основном о словах приветствия, а какие слова вежливости вы еще знаете?
– Спасибо, пожалуйста, извините и прочее…
– Кто знает, как они появились в русском языке?
Слово Спасибо возникло в результате слияния в одно слово устойчивого словосочетания Спаси Бог.
Слово Пожалуйста было образовано от Пожалуй (с помощью суффикса, восходящего к частице – ста;
– Сравните устаревшие спасибоста, здоровоста.
Задание на доске. Вставьте буквы:
Извините, здравствуй, пожалуйста, здоровье, спасибо, (до) свидания, прощайте, поговорить, привет, дорогой, этикет, вежливость, пообщаться, салют, комплимент.
Индивидуальные задания по карточкам.
- Подумайте, что вы скажете при знакомстве с вашим новым
соседом-ровесником.
Придумайте диалог и запишите его. - Телефонный разговор.
- Решите речевые ситуации:
а) можно ли вместо “здравствуй” говорить “привет”?
б) часто встречаете на улице незнакомого человека. Нужно ли с ним здороваться?
в) в школьном коридоре разговаривают учителя. Среди них Сережа увидел своего классного руководителя и, проходя мимо, вежливо сказал: “Здравствуйте, Игорь Семенович”.
– Как вы думаете, допущена ли здесь ошибка или все правильно?
Есть на свете волшебные слова: “спасибо”, “пожалуйста”.
Скажешь их – и люди станут к тебе добрее и внимательнее. Но, к сожалению, не все ребята знают эти слова. Вот и происходят с ними неприятности, как у мальчика Павлика из рассказа Валентины Осеевой “Волшебное слово”. Краткий пересказ содержания рассказа.
Вспомним домашнее задание: поговорки и пословицы о вежливости, приличии.
В чужом доме не будь приметлив, а будь приветлив.
Поклониться – вперед пригодится.
Учись вежеству!
Невежа и Бога гневит.
С поклону голова не заболит.
Подводим итоги и составляем план.
План домашнего сочинения
- Что такое речевой этикет?
- Волшебные слова.
- Приветствие у разных народов.
- Почему нужно быть вежливым.
Викторина “Речевой этикет”
- Традиционное приветствие при встрече. (Здравствуйте)
- Форма вежливого обращения при просьбе. (Пожалуйста)
- Приветствие при встрече или прощании. (Салют)
- Наклонение головы, верхней части туловища в знак приветствия, уважения, благодарности. (Поклон)
- Установленный порядок поведения. (Этикет)
- Этикетное слово, употребляемое для выражения просьбы о прощении. (Извините)
- Возглас, который при разговоре по телефону означает “слушаю”. (Алло)
- Просторечное слово, употребляемое в ситуации прощания. (Пока)
- Устаревшая форма вежливого обращения к женщине. (Сударыня)
- Личное местоимение, которое используется при обращении к нескольким лицам, а также как форма вежливого обращения. (Вы)
- Этикетное слово, употребляющееся для выражения благодарности. (Спасибо)
- Слово, употребляющееся в качестве приветствия при встрече или расставании. (Привет)
- Краткая речь с пожеланием здоровья. (Здравица)
- Наименование лица по отцу, прибавляемое обычно к имени собственному при обращении к одному человеку. (Отчество)
- Лестное для кого-либо значение, любезный отзыв. (Комплимент)
- Личное местоимение, которое употребляется при обращении к близкому человеку. (Ты)
- Речевая ситуация, состоящая в том, чтобы познакомиться с собеседником. (Знакомство)
- Слово или группа слов, называющее лицо, предмет, к кому (чему) обращаются с речью. (Обращение)
- Личное название человека, даваемое ему при рождении. (Имя)
- Традиционное обращение к близкому человеку. (Дорогой)
Подведение итогов, награждение за кроссворд, комментирование отметок.
– Конечно, мы с вами, ребята, сегодня затронули маленькую часть речевого этикета (Приветствие). Надеюсь, что вы захватите с урока капельку тепла, капельку счастья, станете добрее, вежливее.
Помните, ребята, что самые первые приветственные слова задают тон всему разговору, поэтому произносить их нужно с соответствующей интонацией – вежливо, уважительно или с дружеским расположением. Ведь слово и поныне не утратило своего волшебства.
Я люблю, когда при встрече
Мы знакомым и родным:
“С добрым утром!”
“Добрый вечер!”
“Доброй ночи!” – говорим.
Если к чаю иль к обеду
В дом войдем –
Не любо, что ль,
Поклонясь, сказать соседям:
“Чай да сахар!”
“Хлеб да соль”.
А. Яшин
Дорогие дети, всем спасибо за урок. Сейчас мы споем с вами песню Б.Ш.Окуджавы “Пожелание”.
Данный урок развития связной речи можно провести в 5–7-х классах.
Литература:
- Бушелева Б.В.. Поговорим о воспитании. Петрозаводск, 1991, с. 5–9.
- Дубровская А.И.. Детям о писателях. Минск, 2002, с. 85.
- Нестандартные уроки русского языка. Ростов, 2001, с. 202.
- Формановская Н.И. . Вы сказали: “Здравствуйте!” . Москва, 1987, с. 5–39.
- Шанский Н.М. . Лингвистические детективы. Москва, 2002, с. 135–137.