Цель урока: Изучение функционирования аллюзий и реминисценций в современном газетном и журнальном тексте.
Задачи:
- Определить особенности функционирования языка газет и журналов.
- Определить функциональные особенности аллюзий и реминисценций в процессе порождения смыслов в рамках газетного и журнального текстов и составить классификацию источников происхождения аллюзий и реминисценций, используя материал современных газет и журналов.
- Использовать аллюзии и реминисценции в заголовках и текстах школьной электронной газеты.
Оборудование: выставка книг по лингвистике, используемых на уроках русского языка; презентация к уроку; электронный вариант школьной газеты; рабочее портфолио с раздаточным материалом для учащихся.
Ход урока
Орг. момент Показ слайдов с изображением разных газет: “Российская газета”, “Московский комсомолец”, “Русский Newsweek”, “Литературная газета” и других изданий.
Слово учителя: Каждый день мы встречаемся с массой изданий, глаза разбегаются. Что выбрать? Какой газете отдать предпочтение? А что читаете вы? Какие газеты и журналы вам интересны? Почему? Как разобраться в этой массе изданий? И первое , на что мы обращаем внимание –это заголовок. Заголовок – лицо всей газеты и журнала, он влияет на популярность издания и имеет свою специфику. Он живет на газетной и журнальной странице, следовательно, отражает характерные особенности издания. Ведь они в краткой спрессованной форме отражают сущность происходящих событий. Главным и бесценным источником для заголовков служит сама жизнь. Нужно выбирать самое яркое, убедительное и интересно преподносить. Для этого-то и нужно очень хорошо разбираться в современном русском языке(могут использоваться все известные лексические и синтаксические средства выразительности). В заголовке могут использоваться пословицы, поговорки, фразеологизмы, названия известных песен, кинофильмов, пьес, цитаты из произведений, разговорные элементы, фонетические и морфологические средства выразительности. Таким образом, изучение структуры газетного и журнального стилей тесно связано с изучением лингвистики. Без лингвистического анализа текста сложно ориентироваться в текстовом пространстве современной прессы. Поэтому сегодня на уроке мы будем говорить об аллюзии и реминисценции как приемах цитатного письма в современной прессе. Итак, тема сегодняшнего урока: “Приемы цитатного письма: аллюзии и реминисценции в современной прессе.”
Цель урока: Изучение функционирования аллюзий и реминисценций в современном газетном и журнальном тексте.
В ходе урока мы будем решать следующие задачи:
1.Определить особенности функционирования языка газет и журналов.
2. Определить функциональные особенности аллюзий и реминисценций в процессе порождения смыслов в рамках газетного и журнального текстов и составить классификацию источников происхождения аллюзий и реминисценций, используя материал современных газет и журналов.
3. Использовать аллюзии и реминисценции в заголовках и текстах школьной электронной газеты.
Итак, переходим к основным этапам урока.
Этап 1. К вопросу изучения языка газет и журналов, в ходе которого мы должны повторить теоретические сведения и выявить современные процессы в речеупотреблении:
Слово учителя: А знаете ли вы, что в этимологическом словаре А.Г. Преображенского есть немало словарных статей, содержащих по нескольку гипотетических этимологий.
Например: Газета, газетный, газетчик, разносчик, продавец газет.
Заимств. Из фр. Gazette (Gazettа фр. из ит.) Вначале первая газета появилась в Венеции в 1563. Слово это означало мелкую монету (вероятно, от gaza- сокровище), за которую покупалась газета или точнее - право читать ее, ибо газеты были писаны и предлагались для прочтения за известную плату; затем и самую газету. Такое объяснение предложил лингвист Ман. Диц и Шиллер считают, что Gazettа уменьш. от gaza-сорока; первые газеты имели эмблемой сороку, как птицу болтливую. Слово “ газета” ставит современных исследователей перед дилеммой: придерживаться точки зрения Мана или согласиться с Дицем. Третьей этимологии нет
Вопрос учителя: Какой точки зрения будем придерживаться мы?
Давайте рассуждать!
Вопрос учителя: Какие общие принципы построения газетной и журнальной речи вы знаете?
Вариант ответа ученика:
А) Смысловая точность речи - поиск нужного слова
Б) Сочетание нейтральных и экспрессивных средств
Вопрос учителя: Какова главная задача текстов современной прессы?
Вариант ответа ученика:
Передача информации адресату.
Вопрос учителя: Какие типы информации вы знаете?
Вариант ответа ученика (слайд презентации)
- актуальная информация (сообщение новостей)
- комментарийно-оценочная информация (новости истолковываются с оценочных позиций)
- познавательно-просветительская (сообщается информация культурного, научного плана)
- информация воздействия (излагается информация, способная повлиять на взгляды и поведение людей)
- развлекательная информация (доставить адресату чувство удовольствия)
Вопрос учителя: Какие типы информации в газете должны быть отражены обязательно?
Вариант ответа ученика: Сочетание “новостей” и “мнения”
Вопрос учителя: Следовательно, какая точка зрения на этимологию слова “газета” нам близка?
Вариант ответа ученика: Точка зрения Дица.
Газета – это “болтовня”
Вопрос учителя: А теперь давайте докажем свою гипотезу, используя следующий алгоритм рассуждения: Зависит ли тип информации от современных газетных и журнальных жанров?
Какие жанры вы знаете?
Вариант ответа ученика: (слайд презентации)
- Заметка
- Репортаж
- Интервью
- Обзор
- Комментарий
- Рецензия
- Статья
- Очерк
- Объявление
- Официальное сообщение
Игра слов: гороскоп, кроссворд, анекдот.
Вопрос учителя: Могут ли сочетаться все эти жанры в одном издании и о каких процессах в газетной и журнальной коммуникации идет речь?
Вариант ответа ученика: Сочетание эмоционального, воздействующего, эстетического и информирующего компонентов в одном издании.
Слово учителя: Современные русские тексты нацелены на игру с получателями информации: в результате игровых манипуляций с языком получатель информации вынужден разгадывать словесные загадки. Использование аллюзий и реминисценций достигло непривычно больших размеров. Современный человек - потребитель смыслов. Каждый текст представляет собой новую ткань, сотканную из старых цитат, живущий разными контекстами. Такое явление в языке известный лингвист Виталий Григорьевич Костомаров назвал “карнавализацией” языка средств массовой информации. А науку, которая занимается изучением газетных и журнальных текстов, – коммуникативистикой. Итак, газета в современной этимологии – карнавал мыслей, диалогов, подтекстов. На втором этапе урока, который называется “Словесные загадки современного русского речеупотребления”, мы попытаемся разобраться в приемах цитатного письма в форме учебного исследования:
На дом вам было дано задание: проанализировать на материале газет
- “Российская газета”, “ Московский комсомолец”, “ Новая газета”, “Итоги”,
- “Литературная газета” и журнала “ Русский Newsweek” источники происхождения аллюзий и реминисценций. Мы сейчас прослушаем ваш анализ и составим таблицу классификации данных источников.
Пример анализа: “ Российская газета”: “В субботу в доме на Большой садовой, где расположена нехорошая квартира № 50, открылся культурно-просветительский центр “Булгаковский дом”” - реминисценция, обращенная к роману М.М. Булгакова “Мастер и Маргарита”. Текст статьи фактически пишется словами, дословно взятыми из текста известного литературного произведения. При этом цитируемый элемент не заключен в кавычки, что создает впечатление принадлежности этих слов автору статьи. Хотя связь данного цитируемого фрагмента с текстом-оригиналом очевидна для большинства представителей русского лингвокультурного сообщества. Создается игра “своего” текста и текста “чужого”, заимствованного.
“А у нас души прекрасные порывы осмеяны и стыдливо вынесены за скобки искусства” (“Итоги”) - реминисценция относительно стихотворения А.С. Пушкина “К Чаадаеву” в статье о художественной выставке в Москве.
По следам прослушивания текстов идет работа ученика на доске мимио по составлению таблицы.
Классификация источников происхождения аллюзий и реминисценций
Приемы цитатного письма | Источник происхождения | Издание |
1. Аллюзии | 1. Кинофильмы 2.Мультфильмы 3. Исторические реалии 4. Факты 5. Общественные движения 6. Лозунги 7. Мифология 8. Библейские тексты |
“Московский комсомолец” “Итоги” “Новая газета” “Российская газета” |
2. Реминисценции | Поэтические и прозаические тексты, их названия | “Российская газета” “Итоги” “Московский комсомолец” “Русский Newsweek” |
Вопрос учителя: Глядя на данную таблицу, к какому выводу вы пришли?
Формулировка вывода и запись в тетрадь.
Вариант ответа ученика: Основными источниками возникновения аллюзий и реминисценций служат культурно-исторические продукты, созданные в разное время и составляющие культурный фонд языка.
Слово учителя: Сейчас мы рассмотрели интереснейшее понятие в лингвистике, которое носит название “ логоэпистема”, т.е. культурное знание, хранящееся в слове. Получается, что логоэпистема в структуре исходного текста может являться: заголовком, инициальным предложением фрагмента, абзаца текста, конечным предложением текста.
Логоэпистема может выражаться в приемах цитатного письма, в виде аллюзий и реминисценций.
А сейчас, мы будем работать с текстами и находить в них логоэпистемы. Работа с текстами газет.
Раздаются тексты, учащиеся находят в тексте аллюзии и реминисценции (показ текстов идет и через слайды).
Заполняется таблица учеником на мимио доске “Частота включений приемов цитатного письма в текст”
Текст | Прием цитатного письма |
1 | реминисценция |
2 | аллюзия |
3 | реминисценция |
4 | аллюзия |
5 | аллюзия |
6 | аллюзия |
Текст 1 (реминисценция)
Впрочем, это уже стало традицией: не только хорошо владеющий “великим и могучим” Квасьневский, но и лидеры других стран Центральной и Восточной Европы все чаще козыряют своим знанием русского языка. (“Российская газета”)
Текст 2 (аллюзия)
Мы находимся между двумя эмисферами, западной и восточной, и стараемся принадлежать к западной, являясь на самом деле восточной. Об этом очень интересно написал Солженицын в статье “Беспощадная погоня за новизной и как она разрушила современную западную культуру”, опубликованной в “Нью-Йорк Тайме” в 1983 году. Он там писал о том, что постмодернизм, стремление к новизне стали важнее, чем содержание. И этим выделил важную сторону постмодернизма: древо западной культуры разрослось на корнях античности, через Возрождение до наших дней. И эта преемственность была сознательно нарушена во времена постмодернизма.
(“Российская газета”)
Текст 3 (реминисценция)
Поневоле вспомнилось: “Богатство России Сибирью прирастать будет” и еще “Жизнь на Енисее началась стоном ...”. Посмотрим, что же изменилось со времен пребывания на сибирской земле Антона Палыча.
(“Российская газета”)
Текст 4 (аллюзия)
Бросив в огненную пасть революционному Молоху молодость, зрение и здоровье, Н.Островский никогда не пожалел об этом, испытывая к революции одну лишь сыновью благодарность.
(“Российская газета”)
Текст 5 (аллюзия)
Чтобы запустить механизм конкуренции, спора за власть в России, чтобы постоянно рождалась истина жизни, требуется усилием политической воли искусственно спровоцировать волнение общества.
(“Российская газета”)
Текст 6 (аллюзия)
Вы просто упираетесь в стандартный дорожный указатель с перечеркнутым красной линией словом “Москва”. Красная линия проходит по середине слова, прямо через букву “с”, и от этого оно читается как “Мооква”. Есть в таком прочтении нечто северно-европейское. Такую иллюзию, наверное, можно объяснить выряжскими генами российской власти, популярной карамзинской теорией про викингов Рюрика, Синеуса и Трувора.
(“Российская газета”)
Вопрос учителя: Какой вывод можно сделать из данного исследования?
Вариант ответа ученика: Аллюзии используются чаще, чем реминисценции.
Вопрос учителя: Почему?
Вариант ответа ученика: Источник происхождения аллюзий более разнообразен.
На третьем этапе урока, который называется “Жизнь в мимолетных мелочах”, мы попытаемся дать лингвистический комментарий школьной газеты.
Какие приемы цитатного письма использованы в школьной газете?
Вывод по теме урока: Приемы цитатного письма способствуют активизации фоновых знаний читателя, что делает текст более насыщенным смыслами. Домашнее задание: Написать заметку в газету, используя приемы цитатного письма.