Бинарный урок (русский язык + немецкий язык)

Разделы: Русский язык


Цели урока:

1. Образовательные:

  • познакомить с заимствованием слов как способом пополнения словарного запаса русского языка; дать определение заимствованным словам;
  • повторить морфемный состав слов и правописание безударных гласных;
  • закрепить лексику немецкого языка на тему: «Город»;

2. Развивающие:

  • способствовать развитию коммуникативной компетенции учащихся и навыков самоанализа;
  • развивать умение определять значение заимствованных слов, анализировать их звучание и написание;
  • совершенствовать навыки работы учеников со словарями; обогатить словарный запас учащихся;

3. Воспитательные:

  • воспитывать у учащихся чувство патриотизма, интернационализма;
  • использовать творческую деятельность для социальной адаптации школьников;
  • повышать интерес к изучению русского и немецкого языков.

Ход урока

I. Организационный момент (2 мин).

Объявление темы и задач урока.

Учитель русского языка: Тема сегодняшнего урока: «Заимствование как способ пополнения словарного запаса русского языка». Мы знаем, что словарный состав русского языка постоянно изменяется. Многие вещи, предметы быта выходят из употребления, заменяются другими, а вместе с ними уходят и слова, обозначавшие эти предметы.

Почему же лексика русского языка не только не уменьшается с течением времени, а, наоборот, непрерывно расширяется?

Дело в том, что в русском языке есть два мощных способа пополнения словарного запаса. Это словообразование и заимствование [7]. Сегодня на уроке мы познакомимся с заимствованными словами, узнаем, из каких языков пришли к нам эти слова, как они приспособили свое звучание и написание к русскому языку. Узнав значение некоторых заимствованных слов, вы сможете правильно использовать их в речи, а это значит, что обогатится ваш словарный запас и речь станет образной и выразительной.

II. Чтение рифмовки на мониторе компьютера (3 мин).

1) Учитель немецкого языка: А сейчас мы прослушаем рифмовку на немецком языке. Внимание на экран.

(Приложение 1)

2) Чтение рифмовки учителем немецкого языка и учениками, изучающими немецкий язык.

3) Вопросы учителя немецкого языка:

- Какие слова вам знакомы?

- Из какого языка заимствованы эти слова?

- Как они звучат на русском языке?

4) Выводы учеников.

5) Учитель русского языка: Так какие же слова мы называем заимствованными? Сформулируйте определение [6].

III. Поисковая деятельность. Работа в группах (10 мин).
 
1) Учитель русского языка: Итак, мы выяснили, какие слова являются заимствованными. Следующим этапом нашей работы будет определение, из каких же языков они к нам пришли. Таблица на мониторе компьютера нам в этом поможет. Сейчас мы разделимся на группы: немецкую, французскую и английскую. Немецкая группа будет находить слова, которые пришли в русский язык из Германии, французская группа ищет заимствованные слова из Франции, а английская группа определяет слова, которые попали в русский язык из Англии. Каждая группа выписывает свои слова в тетрадь [9].

2) Работа с компьютером.

На мониторе таблица и слова. Возможна (при отсутствии компьютеров) замена карточками.

(Приложение 2)

3) Комментирование ответов и определение значений слов по словарю иностранных слов [8], данному на компьютере.

(Приложение 3)

Группа выбирает человека, который зачитывает выбранные слова, затем другой ученик (из этой группы) по словарю иностранных слов объясняет их значение. Учащиеся следят за правильным произношением слов. Учитель русского языка помогает (при необходимости) правильно поставить ударение.

IV. Виртуальная экскурсия по Красноярску (5 мин).

1) Учитель немецкого языка: Продолжаем работу в группах с заимствованными словами. Сейчас мы проведём виртуальную экскурсию, вспомним изученные на уроках немецкого языка слова на тему: «Город» [3] и попробуем определить, какие слова нам понятны без перевода и почему.

(Приложение 4) [10]

2) Работа с текстом.

Учащиеся просматривают слайды, читают предложения на немецком языке, переводят и записывают их в тетрадь. Дети, изучающие немецкий язык, помогают остальным ученикам своей группы перевести текст на русский язык.

3) Самостоятельная проверка перевода.

Пятиклассники читают вслух весь текст, а затем сравнивают свой перевод с тем, что находится на компьютере.

 4) Учитель немецкого языка: Какой группе удалось правильно перевести текст? Какие слова были знакомы всем ученикам? Как называются эти слова? Из какого языка они пришли? Как изменилось их звучание при переводе на русский язык?

V. Физкультминутка (2 мин).

(Приложение 5)

VI. Работа в парах (7 мин).

1) Учитель русского языка: Русский язык пополняется словами не только из немецкого, французского и английского языков. Много слов было заимствовано и из греческого, латинского и других языков. На доске написаны иноязычные слова с расставленными ударениями. Придумайте по два однокоренных слова к каждому из них и запишите в тетрадь.

2) Проверка:

Ученики (по 1 человеку из пары) записывают придуманные слова на доске, выделяют корень и объясняют значение [5].

Агро (греч. поле) - ____, ____. (Агроном, агрономический)
Аква (лат. вода) - ____, _____. (Акварель, акварельный)
Био (греч. жизнь) - ____, ____. (Биолог, биологический)
Гео (греч. земля) - ____, ____. (Геолог, геологический)
Квартус (лат. четвертый) - ____, ____. (Квартал, квартальный)
Литера (лат. буква) - ____, ____. (Литература, литературный)
Монос (греч. один) - ____, ____. (Монолог, монологический)
Терра (лат. земля) - ____, ____. (Территория, территориальный)

3) Сообщение учителя русского языка:

- При разборе иноязычных слов по составу, надо помнить, что в современном языке данные международные словообразовательные элементы являются частью корня [1].

4) Повторение правила о безударной гласной:

- Зная иноязычный корень, какую («непроверяемую») гласную ты смог проверить?

- Расскажи о способе проверки безударной гласной в корне.

VII. Эвристическая деятельность (8 мин).

1) Детям предлагается отгадать кроссворд, составленный из заимствованных слов [2].

Учитель немецкого языка: Помните: в каждом заимствованном слове пишется двойная согласная. Подумайте и решите, что это за слово, а орфографический словарь вам поможет [4].

Кроссворд «Заимствованные слова»

По горизонтали:

  1. Наука об образовании и изменении слов, о соединении слов и строении предложений.
  2. Огнестрельные орудия (пушки, гаубицы, минометы и т. п.).
  3. Систематизированное собрание каких-нибудь предметов.
  4. Увлечение, любимое занятие для себя, на досуге.
  5. Основной род занятий, трудовой деятельности.

По вертикали:

  1. Группа лиц, объединенных общей работой, общими интересами.
  2. Земельное пространство с определенными границами.
  3. Дорога с рядами деревьев, посаженных по обеим ее сторонам.
  4. Творческое отражение, воспроизведение действительности в художественных образах.
  5. Число и количество, равное тысяче тысяч.

Ответы на кроссворд « Заимствованные слова».

По горизонтали: 1. Грамматика. 2. Артиллерия. 3. Коллекция. 4. Хобби. 5. Профессия.

По вертикали: 1. Коллектив. 2. Территория. 3.Аллея. 4. Искусство. 5. Миллион.

1) Выводы учеников.

2) Учитель русского языка:

  • С какими словарными словами ты познакомился?
  • Как пишутся эти слова?
  • Из каких языков они заимствованы?

VIII. Итог урока (3 мин).

1) Учителя русского и немецкого языков подводят итог и оценивают деятельность учащихся на уроке:

  • С каким способом пополнения русского языка вы сегодня познакомились?
  • Что такое заимствованные слова?
  • Из каких языков приходят слова в русский язык?
  • Какие звуки помогли вам определить, что слово заимствовано?
  • Что о заимствованных словах вы сегодня узнали?

2) Учитель русского языка дает домашнее задание: нахождение синонимичных пар в упражнении № 274 стр.90 [7].

3) Учитель немецкого языка проводит мини-анкетирование.

Мини-анкета

Вопрос

Да

Нет

Понравился ли тебе урок?

   

 Легко ли было выполнять задания?

   

Интересно ли тебе было на уроке?

   

Узнал ли ты что-то новое на уроке?

   

Пригодятся ли тебе полученные знания?

   

Хорошо ли ты работал на уроке?

   

 Литература:

  1. Дейкина А. Д., Пахнова Т.М. Русский язык. Раздаточные материалы. 5 класс. М.: Дрофа, 2007.
  2. Методические рекомендации к учебнику «Русский язык. 5 кл.» / М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И. Капинос и др.; под ред. М.М.Разумовской. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2005.
  3. Немецкий язык, первые шаги: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений. / И.Л. Бим Москва «Просвещение», 2005
  4. Новый орфографический словарь-справочник русского языка. Отв. ред. В.В. Бурцева. М.: Дрофа, 2008
  5. Ожегов С. И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В.Виноградова. 4-е изд., дополненное. – М.: Азбуковник, 1999. – 944 с.
  6. Поурочные разработки по русскому языку: 5 класс: к учебнику М. М. Разумовской, С. И. Львовой, В. И. Капинос «Русский язык: 5 класс / Е. П. Петрухина, М. В. Петрухина. – М.: Издательство «Экзамен», 2008.
  7. Русский язык. 5кл.: учеб. для общеобразовательных учреждений / М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И. Капинос и др.; под ред. М.М.Разумовской, П.А. Леканта. – 14-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2007.
  8. Словарь иностранных слов. Ред.- сост. В.В. Бурцева, Н.М. Семёнова. – М.: Дрофа, 2008.
  9. Тесты по русскому языку: 5 класс: к учебнику М.М. Разумовской и др. «Русский язык. 5 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений» /А.В. Кудинова. – М.: Издательство «Экзамен», 2007.
  10.  Фотографии города Красноярска взяты с сайта http://images.yandex.ru.