Информационные технологии на уроках русского языка

Разделы: Русский язык


Цели урока: обобщение  знаний   о частях речи, развитие устной и письменной речи, умение работать коллективно,  воспитание любви к родному языку. 

Тип урока:   обобщение и систематизация знаний и умений учащихся.

Применяемые технологии: ИКТ, работа в группах.

Оборудование: компьютер, проектор, презентация  к уроку.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Класс делится на две команды, которые располагаются друг против друга. Право начать игру первой предоставляется той команде, которая отгадает букву и соответствующий звук.

(Приложение, слайд 2)

– Итак, буква, которую вы должны отгадать, обозначает только один звук. Он согласный, твердый, шипящий, парный, звонкий. Какая же буква обозначает этот звук? (Буква«ж»)

II. Минутка «Пиши правильно»

– Какие  изученные правила правописания слов с этой буквой вы знаете? Приведите пример, эти слова также запишите в тетрадь.(Животное, молодежь, багаж, дорожка).

III. Работа по теме урока.

– Начинаем нашу игру.

(Приложение, слайд 3)

I гейм – «Разминка»

Правильный ответ оценивается в один балл.

Вопросы для I команды:

– Что такое существительное?
– На какие вопросы отвечает?
– Что обозначает?
– Как определить его род?

Вопросы для II команды:

– Что такое имя прилагательное?
– На какие вопросы отвечает? 
– Как изменяется?
– Как определить его род?

(Приложение, слайд 4)

Распределите слова по частям речи  (существительные, прилагательные, глагол).

Слова для I команды: ягода, ранний, осина, читает, ученик, аллея, золотому, угощает.

Слова для II команды: летать, вкусная, налить, Москва, мирным, ехал, колесо, сладкого, парад.

(Приложение, слайд 5)

Угадайте по признакам времена года. Из этих стихотворений выпишите словосочетания существительных с прилагательными.

I команда:

Небо голубое, синие ручьи.
В синих лужах плещутся
В стайках воробьи.

II команда:

Зеленый лес, синяя река,
Белые, пушистые
В небе облака.

(Приложение, слайд 6)

 Запишите предложения, разберите их по членам и частям речи.

I команда: Засверкали яркие лучи солнца.

II команда: Зазвенели радостные голоса птиц.

Подведение итогов в I гейме, объявление  его результатов.

(Приложение, слайд 7)

II гейм – «Заморочки из бочки»

Каждый игрок бросает кубик, на котором номер вопроса и отвечает на него. (На экране кликнуть мышкой по выпавшему вопросу, затемнение исчезнет и появится вопрос)

Вопросы для I команды:

1) От слова «ночной» образовать группу родственных слов, выделив корни.
2) Закончить пословицу, используя прилагательные-антонимы: «Речь хороша короткая, а веревка…»
3) Подобрать  слова-синонимы, определить части речи: Собака грустная – …

Вопросы для II команды:

1) От слова «морозный» образовать группу родственных слов, выделив корни.
2) Закончить пословицу, используя прилагательные-антонимы: «У кузнеца руки черные, да хлеб…»
3) Подобрать слова-синонимы, определить части речи: Рыцари сильные – …

Подведение итогов II гейма.

(Приложение, слайд 8)

III гейм  – «Веселые нотки»

Он не оценивается. Дети исполняют частушки.

Чтобы выучить глагол
Надобно терпенье,
Ведь такой он балабол,
С ним одно мученье.
Люблю тебя, грамматика,
Ты умная и строгая.
Тебя, моя грамматика,
Осилю понемногу я!

Встретил признак я предмета:
«Ох, какой!» – сказал я Свете.
Красный, синий, голубой
Выбирай себе любой!

Существительное – школа,
Просыпается – глагол,
С прилагательным веселый
Школьный день пришел.

Двойкам в наши дневники
Не дадим пробраться.
Обещает пятый «Б»
Четверть всю стараться.

(Приложение, слайд 9)

IV гейм – «Темная лошадка»

Команды задают друг другу вопросы о частях речи.

(Приложение, слайд 10)

Выполнить письменно.

Задание I команде:

Его корень в слове «писать», приставка в слове «рассказать», суффикс в слове «книжка» и окончание в слове «вода». (расписка)

Задание II команде:

Его корень в слове «вязать», приставка в слове «замолчать», суффикс в слове «сказка», окончание в слове «рыба». (завязка)

Общее задание двум командам.

(Приложение, слайд 11)

Найдите лишнюю пару слов:

Скучный – веселый, робкий – смелый, глубокий – мелкий, широкий – узкий, хорошим – красным, маленький – большой, темный – светлый.

(Приложение, слайд 12)

Определите, какой частью речи выражены одинаковые слова.

I команда:

Посадила мама в печь.
Пироги с капустой печь.

II команда:

Снежное покрывало.
Все поле покрывало.

(Приложение, слайд 13)

V гейм – «Гонка за лидером»

  1. Назовите как можно больше признаков к словам : шкаф, школа.
  2. Определите род прилагательного: красивое платье, голубое озеро;   окончание глагола: сердце заболело, море зашумело.
  3. Какой частью речи чаще всего выражено подлежащее?
  4. Какой частью речи чаще всего выражено сказуемое?
  5. Замените в словосочетаниях существительные с предлогом прилагательными:

(Приложение, слайд 14)

I команда.

Суп из рыбы, дом из кирпича.

II команда.

Сок из яблок, платье из шерсти.

(Приложение, слайд 15)

Подберите, что может быть:

мягким (одеяло), легким (пух).

 (Приложение, слайд 16)

IV. Подведение итогов

Подведение итогов гейма, подведение итогов игры. Награждение команд.

V. Итог урока

– Понравился ли вам сегодня необычный урок?  Почему?  Чем?