Цели урока: обобщение знаний о частях речи, развитие устной и письменной речи, умение работать коллективно, воспитание любви к родному языку.
Тип урока: обобщение и систематизация знаний и умений учащихся.
Применяемые технологии: ИКТ, работа в группах.
Оборудование: компьютер, проектор, презентация к уроку.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
Класс делится на две команды, которые располагаются друг против друга. Право начать игру первой предоставляется той команде, которая отгадает букву и соответствующий звук.
(Приложение, слайд 2)
– Итак, буква, которую вы должны отгадать, обозначает только один звук. Он согласный, твердый, шипящий, парный, звонкий. Какая же буква обозначает этот звук? (Буква«ж»)
II. Минутка «Пиши правильно»
– Какие изученные правила правописания слов с этой буквой вы знаете? Приведите пример, эти слова также запишите в тетрадь.(Животное, молодежь, багаж, дорожка).
III. Работа по теме урока.
– Начинаем нашу игру.
(Приложение, слайд 3)
I гейм – «Разминка»
Правильный ответ оценивается в один балл.
Вопросы для I команды: – Что
такое существительное? |
Вопросы для II команды: – Что
такое имя прилагательное? |
(Приложение, слайд 4)
Распределите слова по частям речи (существительные, прилагательные, глагол).
Слова для I команды: ягода, ранний, осина, читает, ученик, аллея, золотому, угощает.
Слова для II команды: летать, вкусная, налить, Москва, мирным, ехал, колесо, сладкого, парад.
(Приложение, слайд 5)
Угадайте по признакам времена года. Из этих стихотворений выпишите словосочетания существительных с прилагательными.
I команда:
Небо голубое, синие ручьи.
В синих лужах плещутся
В стайках воробьи.
II команда:
Зеленый лес, синяя река,
Белые, пушистые
В небе облака.
(Приложение, слайд 6)
Запишите предложения, разберите их по членам и частям речи.
I команда: Засверкали яркие лучи солнца.
II команда: Зазвенели радостные голоса птиц.
Подведение итогов в I гейме, объявление его результатов.
(Приложение, слайд 7)
II гейм – «Заморочки из бочки»
Каждый игрок бросает кубик, на котором номер вопроса и отвечает на него. (На экране кликнуть мышкой по выпавшему вопросу, затемнение исчезнет и появится вопрос)
Вопросы для I команды:
1) От слова «ночной» образовать группу
родственных слов, выделив корни.
2) Закончить пословицу, используя
прилагательные-антонимы: «Речь хороша короткая,
а веревка…»
3) Подобрать слова-синонимы, определить части
речи: Собака грустная – …
Вопросы для II команды:
1) От слова «морозный» образовать группу
родственных слов, выделив корни.
2) Закончить пословицу, используя
прилагательные-антонимы: «У кузнеца руки черные,
да хлеб…»
3) Подобрать слова-синонимы, определить части
речи: Рыцари сильные – …
Подведение итогов II гейма.
(Приложение, слайд 8)
III гейм – «Веселые нотки»
Он не оценивается. Дети исполняют частушки.
Чтобы выучить глагол
Надобно терпенье,
Ведь такой он балабол,
С ним одно мученье.
Люблю тебя, грамматика,
Ты умная и строгая.
Тебя, моя грамматика,
Осилю понемногу я!
Встретил признак я предмета:
«Ох, какой!» – сказал я Свете.
Красный, синий, голубой
Выбирай себе любой!Существительное – школа,
Просыпается – глагол,
С прилагательным веселый
Школьный день пришел.Двойкам в наши дневники
Не дадим пробраться.
Обещает пятый «Б»
Четверть всю стараться.
(Приложение, слайд 9)
IV гейм – «Темная лошадка»
Команды задают друг другу вопросы о частях речи.
(Приложение, слайд 10)
Выполнить письменно.
Задание I команде:
Его корень в слове «писать», приставка в слове «рассказать», суффикс в слове «книжка» и окончание в слове «вода». (расписка)
Задание II команде:
Его корень в слове «вязать», приставка в слове «замолчать», суффикс в слове «сказка», окончание в слове «рыба». (завязка)
Общее задание двум командам.
(Приложение, слайд 11)
Найдите лишнюю пару слов:
Скучный – веселый, робкий – смелый, глубокий – мелкий, широкий – узкий, хорошим – красным, маленький – большой, темный – светлый.
(Приложение, слайд 12)
Определите, какой частью речи выражены одинаковые слова.
I команда:
Посадила мама в печь.
Пироги с капустой печь.
II команда:
Снежное покрывало.
Все поле покрывало.
(Приложение, слайд 13)
V гейм – «Гонка за лидером»
- Назовите как можно больше признаков к словам : шкаф, школа.
- Определите род прилагательного: красивое платье, голубое озеро; окончание глагола: сердце заболело, море зашумело.
- Какой частью речи чаще всего выражено подлежащее?
- Какой частью речи чаще всего выражено сказуемое?
- Замените в словосочетаниях существительные с предлогом прилагательными:
(Приложение, слайд 14)
I команда.
Суп из рыбы, дом из кирпича.
II команда.
Сок из яблок, платье из шерсти.
(Приложение, слайд 15)
Подберите, что может быть:
мягким (одеяло), легким (пух).
(Приложение, слайд 16)
IV. Подведение итогов
Подведение итогов гейма, подведение итогов игры. Награждение команд.
V. Итог урока
– Понравился ли вам сегодня необычный урок? Почему? Чем?