Активные формы работы на уроках русского языка: "Способы передачи чужой речи. Диалог"

Разделы: Русский язык


ТИП УРОКА: изучение нового материала.

ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ: 2 рока по 45 минут.

ТЕХНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ: кабинет информатики, оснащенный мультимедийным проектором, компьютерами.

ИСПОЛЬЗУЕМОЕ ОБОРУДОВАНИЕ:

  • компьютеры,
  • мультимедийный проектор.

ТЕХНОЛОГИИ: презентация "Способы передачи чужой речи. Диалог", выполненная учителем в Power Point

ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ РЕСУРСЫ ЕДИНОЙ КОЛЛЕКЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ.

Электронный тренажёр по русскому языку. Пунктуация. Основной комплекс упражнений:

  • электронное задание № 17 "Знаки препинания при диалоге";
  • электронное задание № 18 "Знаки препинания при диалоге";
  • электронное задание № 20 "Знаки препинания при диалоге".

ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ РЕСУРСЫ ИЗ ДРУГИХ ОБЩЕДОСТУПНЫХ ИСТОЧНИКОВ:

  • http://slovari.yandex.ru/dict/bse/article/00023/38400.htm

ЦЕЛИ:

  • знать особенности диалога и знаки препинания при нём;
  • уметь различать постановку знаков препинания при прямой речи и диалоге, составлять схемы предложений;
  • работать над культурой устной и письменной речи, выразительным чтением.

ЗАДАЧИ:

  • совершенствовать умения обучающихся находить предложения с прямой речью и диалогом в контексте,
  • применять условия выбора знаков препинания в предложениях данных конструкций.

ПРИОБРЕТАЕМЫЕ НАВЫКИ:

  • уметь видеть диалог,
  • уметь пунктуационно оформлять диалог.

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ДЕТЕЙ:

  • коллективная,
  • самостоятельная,
  • приемы исследовательской работы: наблюдение с использованием технических средств обучения и формулированием соответствующих выводов.

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ:

  • объяснение,
  • наблюдение за работой обучающихся,
  • анализ работы обучающихся,
  • дифференцированные задания,
  • контроль за выполнением заданий.

ПЛАН УРОКА.

I. ОРГМОМЕНТ.

II. СИНТАКСИЧЕСКАЯ РАБОТА С ПОСТАНОВКОЙ ПРОБЛЕМЫ. (Слайд № 2.)

III. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА. (Слайд 3)

IV. РАБОТА ПО ТЕМЕ.

  • СЛОВАРНО-ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ и ЛЕКСИЧЕСКАЯ РАБОТА. (Слайды 4-7.)
  • НАБЛЮДЕНИЕ, АНАЛИЗ ПУНКТУАЦИОННЫХ ЗНАКОВ ПРИ ПРЯМОЙ РЕЧИ И ДИАЛОГЕ. (Слайды 8-9.)

V. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО. (Слайды 10-11.)

VI. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ. (Слайд № 12.)

VII. ИТОГ УРОКА. (СЛАЙД № 13.)

ПРАКТИЧЕСКАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ.

  • Смотрите технологическую карту оценивания авторской разработки.
  • Смотрите фотографии урока.
  • Конспект урока.

ДИАЛОГ.

ЦЕЛИ:

  • знать особенности диалога и знаки препинания при нём;
  • уметь различать прямую речь и диалог, составлять схемы предложений;
  • работать над культурой устной и письменной речи, выразительным чтением.

ХОД УРОКА

I. ОРГМОМЕНТ.

Презентация.

II. СИНТАКСИЧЕСКАЯ РАБОТА С ПОСТАНОВКОЙ ПРОБЛЕМЫ. (Слайд № 2)

"Скажи, пожалуйста, ты ученица?" - ласково поинтересовался Давыдов. "Да", - тихо ответила девочка. "Где тут живёт ваш заведующий?" - спросил Давыдов. "Его нет дома, они с женой за речкой", - сказала девочка.

(Все предложения на слайде.)

- В чём заключается особенность записанных предложений?

- Что сопутствует прямой речи в данных предложениях?

- Объясните все известные вам знаки препинания.

- Обратите внимание на выделение запятыми слова "пожалуйста", запомните.

- Как можно охарактеризовать человека, который в своей речи употребляет таки слова, как "пожалуйста", "спасибо", "до свидания", "будьте добры", "извините" и так далее?

1. А: "П". 2. "П?" - а. 3. "П", - а. 4. "П!" - а. 5. "П, - а. - П". (Схемы на слайде.)

- Выберите и запишите в тетрадь для каждого предложения соответствующую схему.

(Проверка-сравнение записанных схем проводиться с помощью записи на слайде.)

- Какие схемы вы не использовали для своей записи? Расскажите о знаках препинания в них?

СЛОВО УЧИТЕЛЯ.

Чужая речь может передаваться разными способами, с одним из них вы познакомились на предыдущих уроках. Это предложения с прямой речью.

- Посмотрите на этот же текст, но записанный в другой форме. ( Работа с записью на слайде.)

- Выразительно прочитайте его.

- Сколько человек участвует в разговоре? Как вы это узнали?

- При каждой ли прямой речи стоят слова автора?

- Смысл разговора мы понимаем благодаря чему?

- Прочитайте и сравните тексты. Какой текст лучше использовать в устной речи? Почему?

СЛОВО УЧИТЕЛЯ.

Второй текст передаёт чужую речь в форме ДИАЛОГА.

III. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА. (Слайд 3)

IV. РАБОТА ПО ТЕМЕ.

1. СЛОВАРНО-ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ и ЛЕКСИЧЕСКАЯ РАБОТА.

Выразительное чтение в учебнике (стр.103) определение диалога.

- Чтобы больше узнать значений слова "диалог", нам необходимо обратиться к словарям.

Представление словарей:

  • Словарь русского языка. Ожегов С.И. Москва: Русский язык, 1985.;
  • Толковый словарь для школьников. Поповцев И.Ю. Москва: ООО "Прод-Терминал", 2009.
  • http://slovari.yandex.ru/dict/bse/article/00023/38400.htm

Групповая и индивидуальная работа учащихся.

Класс делится на 3 группы:

  • первая - находит толкование слова "диалог" в словаре Ожегова С.И.,
  • вторая - в словаре Поповцева И.Ю.,
  • третья - в Интернете * http://slovari.yandex.ru/dict/bse/article/00023/38400.htm

После знакомства со словарными статьями из разных источников учитель делает вывод по всем значениям слова "диалог", используя слайд № 4.

Работа по подбору однокоренных слов (слайд № 5).

Групповая и индивидуальная работа учащихся.

Класс делится на 3 группы:

  • первая - находит толкование слов "пролог" в словаре Ожегова,
  • вторая - "эпилог" в словаре Поповцева И.Ю.,
  • третья -"монолог"и "полилог" в Интернете http://slovari.yandex.ru/dict/bse/article/00023/38400.htm

После знакомства со словарными статьями из разных источников учитель делает вывод по всем значениям слов, используя слайд № 6.

Запись лексических значений в словарик.

Домашнее задание: подготовиться к написанию словарного диктанта по лексическому значению слов.

- Часто в речи хорошо воспитанного человека встречаются "волшебные слова". Назовите их.

- Попробуем объяснить написание слов "пожалуйста" и "до свидания" (работа со слайдом № 7). Запись слов в словарик.

Домашнее задание: продолжите список "волшебных слов" (кто больше?).

НАБЛЮДЕНИЕ, АНАЛИЗ ПУНКТУАЦИОННЫХ ЗНАКОВ ПРИ ПРЯМОЙ РЕЧИ И ДИАЛОГЕ.

Работа со слайдом № 8.

- Запишите предложение с прямой речью, расставьте знаки препинания и составьте схему ( проверка на слайде).

- Запишите диалог и познакомьтесь с правильным оформлением схем.

- Есть ли разница в пунктуационном оформлении этих предложений? Найдите различия.

Вывод по пунктуационному оформлению в диалоге (слайд № 9).

V. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО.

Работа с учебником. Упражнение № 247:

а) расположение предложений так, чтобы получился текст (коллективная работа);

б) запись текста в виде диалога;

в) составление схем;

г) взаимопроверка работ с опорой на слайд № 10;

д) выставление оценок учащимися.

Дифференцированная работа.

  • 1 группа учащихся на листочках выполняет упражнение № 246 (сдается и проверяется учителем);
  • 2 группа учащихся работает на компьютерах, выполняя задания из Единых цифровых образовательных ресурсов
    • Электронное задание № 17 "Знаки препинания при диалоге".
    • Электронное задание № 18 "Знаки препинания при диалоге".
    • Электронное задание № 20 "Знаки препинания при диалоге".

Результаты сообщаются учителю.

Стилистическая работа. (Слайд № 11.)

- Прочитайте текст и определите, к какому стилю он относится. Почему?

- Какие слова не соответствуют нормам литературного языка? Как их нужно писать и произносить?

- Прав ли Саня, разбудив людей своим звонком в час ночи?

- Как нужно начинать разговор по телефону?

- Запишите начало диалога так, чтобы он соответствовал принятым нормам общения.

VI. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ (слайд № 12).

 VII. ИТОГ УРОКА (СЛАЙД № 13).

Ответы учащихся на поставленные вопросы.

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА.

  1. Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений. 34-е изд. Авторы: Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова. М.: Просвещение, 2007 год. Стр. 103.
  2. Дидактический материал к учебнику русского языка: 5 класс. Составитель Л.А.Тростенцова. М.: Просвещение, 2003. Стр. 50.
  3. Знаки препинания. Граник Г.Г., Бондаренко С.М.
  4. Сборник упражнений по русскому языку. Розенталь Д.Э

Презентация.