ТИП УРОКА: изучение нового материала.
ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ: 2 рока по 45 минут.
ТЕХНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ: кабинет информатики, оснащенный мультимедийным проектором, компьютерами.
ИСПОЛЬЗУЕМОЕ ОБОРУДОВАНИЕ:
- компьютеры,
- мультимедийный проектор.
ТЕХНОЛОГИИ: презентация "Способы передачи чужой речи. Диалог", выполненная учителем в Power Point
ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ РЕСУРСЫ ЕДИНОЙ КОЛЛЕКЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ.
Электронный тренажёр по русскому языку. Пунктуация. Основной комплекс упражнений:
- электронное задание № 17 "Знаки препинания при диалоге";
- электронное задание № 18 "Знаки препинания при диалоге";
- электронное задание № 20 "Знаки препинания при диалоге".
ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ РЕСУРСЫ ИЗ ДРУГИХ ОБЩЕДОСТУПНЫХ ИСТОЧНИКОВ:
- http://slovari.yandex.ru/dict/bse/article/00023/38400.htm
ЦЕЛИ:
- знать особенности диалога и знаки препинания при нём;
- уметь различать постановку знаков препинания при прямой речи и диалоге, составлять схемы предложений;
- работать над культурой устной и письменной речи, выразительным чтением.
ЗАДАЧИ:
- совершенствовать умения обучающихся находить предложения с прямой речью и диалогом в контексте,
- применять условия выбора знаков препинания в предложениях данных конструкций.
ПРИОБРЕТАЕМЫЕ НАВЫКИ:
- уметь видеть диалог,
- уметь пунктуационно оформлять диалог.
ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ДЕТЕЙ:
- коллективная,
- самостоятельная,
- приемы исследовательской работы: наблюдение с использованием технических средств обучения и формулированием соответствующих выводов.
ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ:
- объяснение,
- наблюдение за работой обучающихся,
- анализ работы обучающихся,
- дифференцированные задания,
- контроль за выполнением заданий.
ПЛАН УРОКА.
I. ОРГМОМЕНТ.
II. СИНТАКСИЧЕСКАЯ РАБОТА С ПОСТАНОВКОЙ ПРОБЛЕМЫ. (Слайд № 2.)
III. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА. (Слайд 3)
IV. РАБОТА ПО ТЕМЕ.
- СЛОВАРНО-ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ и ЛЕКСИЧЕСКАЯ РАБОТА. (Слайды 4-7.)
- НАБЛЮДЕНИЕ, АНАЛИЗ ПУНКТУАЦИОННЫХ ЗНАКОВ ПРИ ПРЯМОЙ РЕЧИ И ДИАЛОГЕ. (Слайды 8-9.)
V. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО. (Слайды 10-11.)
VI. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ. (Слайд № 12.)
VII. ИТОГ УРОКА. (СЛАЙД № 13.)
ПРАКТИЧЕСКАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ.
- Смотрите технологическую карту оценивания авторской разработки.
- Смотрите фотографии урока.
- Конспект урока.
ДИАЛОГ.
ЦЕЛИ:
- знать особенности диалога и знаки препинания при нём;
- уметь различать прямую речь и диалог, составлять схемы предложений;
- работать над культурой устной и письменной речи, выразительным чтением.
ХОД УРОКА
I. ОРГМОМЕНТ.
II. СИНТАКСИЧЕСКАЯ РАБОТА С ПОСТАНОВКОЙ ПРОБЛЕМЫ. (Слайд № 2)
"Скажи, пожалуйста, ты ученица?" - ласково поинтересовался Давыдов. "Да", - тихо ответила девочка. "Где тут живёт ваш заведующий?" - спросил Давыдов. "Его нет дома, они с женой за речкой", - сказала девочка.
(Все предложения на слайде.)
- В чём заключается особенность записанных предложений?
- Что сопутствует прямой речи в данных предложениях?
- Объясните все известные вам знаки препинания.
- Обратите внимание на выделение запятыми слова "пожалуйста", запомните.
- Как можно охарактеризовать человека, который в своей речи употребляет таки слова, как "пожалуйста", "спасибо", "до свидания", "будьте добры", "извините" и так далее?
1. А: "П". 2. "П?" - а. 3. "П", - а. 4. "П!" - а. 5. "П, - а. - П". (Схемы на слайде.)
- Выберите и запишите в тетрадь для каждого предложения соответствующую схему.
(Проверка-сравнение записанных схем проводиться с помощью записи на слайде.)
- Какие схемы вы не использовали для своей записи? Расскажите о знаках препинания в них?
СЛОВО УЧИТЕЛЯ.
Чужая речь может передаваться разными способами, с одним из них вы познакомились на предыдущих уроках. Это предложения с прямой речью.
- Посмотрите на этот же текст, но записанный в другой форме. ( Работа с записью на слайде.)
- Выразительно прочитайте его.
- Сколько человек участвует в разговоре? Как вы это узнали?
- При каждой ли прямой речи стоят слова автора?
- Смысл разговора мы понимаем благодаря чему?
- Прочитайте и сравните тексты. Какой текст лучше использовать в устной речи? Почему?
СЛОВО УЧИТЕЛЯ.
Второй текст передаёт чужую речь в форме ДИАЛОГА.
III. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА. (Слайд 3)
IV. РАБОТА ПО ТЕМЕ.
1. СЛОВАРНО-ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ и ЛЕКСИЧЕСКАЯ РАБОТА.
Выразительное чтение в учебнике (стр.103) определение диалога.
- Чтобы больше узнать значений слова "диалог", нам необходимо обратиться к словарям.
Представление словарей:
- Словарь русского языка. Ожегов С.И. Москва: Русский язык, 1985.;
- Толковый словарь для школьников. Поповцев И.Ю. Москва: ООО "Прод-Терминал", 2009.
- http://slovari.yandex.ru/dict/bse/article/00023/38400.htm
Групповая и индивидуальная работа учащихся.
Класс делится на 3 группы:
- первая - находит толкование слова "диалог" в словаре Ожегова С.И.,
- вторая - в словаре Поповцева И.Ю.,
- третья - в Интернете * http://slovari.yandex.ru/dict/bse/article/00023/38400.htm
После знакомства со словарными статьями из разных источников учитель делает вывод по всем значениям слова "диалог", используя слайд № 4.
Работа по подбору однокоренных слов (слайд № 5).
Групповая и индивидуальная работа учащихся.
Класс делится на 3 группы:
- первая - находит толкование слов "пролог" в словаре Ожегова,
- вторая - "эпилог" в словаре Поповцева И.Ю.,
- третья -"монолог"и "полилог" в Интернете http://slovari.yandex.ru/dict/bse/article/00023/38400.htm
После знакомства со словарными статьями из разных источников учитель делает вывод по всем значениям слов, используя слайд № 6.
Запись лексических значений в словарик.
Домашнее задание: подготовиться к написанию словарного диктанта по лексическому значению слов.
- Часто в речи хорошо воспитанного человека встречаются "волшебные слова". Назовите их.
- Попробуем объяснить написание слов "пожалуйста" и "до свидания" (работа со слайдом № 7). Запись слов в словарик.
Домашнее задание: продолжите список "волшебных слов" (кто больше?).
НАБЛЮДЕНИЕ, АНАЛИЗ ПУНКТУАЦИОННЫХ ЗНАКОВ ПРИ ПРЯМОЙ РЕЧИ И ДИАЛОГЕ.
Работа со слайдом № 8.
- Запишите предложение с прямой речью, расставьте знаки препинания и составьте схему ( проверка на слайде).
- Запишите диалог и познакомьтесь с правильным оформлением схем.
- Есть ли разница в пунктуационном оформлении этих предложений? Найдите различия.
Вывод по пунктуационному оформлению в диалоге (слайд № 9).
V. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО.
Работа с учебником. Упражнение № 247:
а) расположение предложений так, чтобы получился текст (коллективная работа);
б) запись текста в виде диалога;
в) составление схем;
г) взаимопроверка работ с опорой на слайд № 10;
д) выставление оценок учащимися.
Дифференцированная работа.
- 1 группа учащихся на листочках выполняет упражнение № 246 (сдается и проверяется учителем);
- 2 группа учащихся работает на компьютерах,
выполняя задания из Единых цифровых
образовательных ресурсов
- Электронное задание № 17 "Знаки препинания при диалоге".
- Электронное задание № 18 "Знаки препинания при диалоге".
- Электронное задание № 20 "Знаки препинания при диалоге".
Результаты сообщаются учителю.
Стилистическая работа. (Слайд № 11.)
- Прочитайте текст и определите, к какому стилю он относится. Почему?
- Какие слова не соответствуют нормам литературного языка? Как их нужно писать и произносить?
- Прав ли Саня, разбудив людей своим звонком в час ночи?
- Как нужно начинать разговор по телефону?
- Запишите начало диалога так, чтобы он соответствовал принятым нормам общения.
VI. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ (слайд № 12).
VII. ИТОГ УРОКА (СЛАЙД № 13).
Ответы учащихся на поставленные вопросы.
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА.
- Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений. 34-е изд. Авторы: Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова. М.: Просвещение, 2007 год. Стр. 103.
- Дидактический материал к учебнику русского языка: 5 класс. Составитель Л.А.Тростенцова. М.: Просвещение, 2003. Стр. 50.
- Знаки препинания. Граник Г.Г., Бондаренко С.М.
- Сборник упражнений по русскому языку. Розенталь Д.Э