Изучение жанров речевого этикета на уроках риторики

Разделы: Русский язык


Сегодня мы наблюдаем очередной взрыв интереса к риторике, науке древней и вместе с тем всегда новой, возрождающейся в те исторические периоды, когда потребность в слове становится осознанной. В наши дни необходимость совершенствовать речь (свою, окружающих) ощущают все: ученики, учителя, юристы, коммерсанты, руководители различных рангов.

Вместе с тем ни один предмет традиционной школьной программы не ставит своей целью обучение ребёнка свободному владению речью. Многие годы образование, культура связывались в нашем сознании с письменной формой речи. Именно письму (каллиграфия, орфография, пунктуация) уделяется основное внимание на уроках русского языка в школе. Практическая грамотность, бесспорно, важна, однако следует заметить, что язык существует в двух формах: устной и письменной. Недооценка одной из них нагативно сказывается на результатах обучения.

Анализ речи школьников показывает, что они затрудняются формулировать свои мысли как в живой речи, так и на письме, в домашней обстановке не владеют этикетом, теряются, принимая гостей, в конечном счёте, разговор о богатствах русского языка воспринимают как легенду. Взрослый носитель языка также всегда готов произнести: «Я не умею говорить!»

Речевое мастерство, способность пользоваться родным языком свободно, легко находить общий язык с аудиториями разного типа- всё это стало общепризнанной проблемой.

Цель курса «Основы риторики»- обучение школьников 5-11 классов любого профиля незатруднённому и целесообразному владению языком в разнообразных ситуациях, предлагаемых жизнью.

Данный курс предполагает поэтапное постижение тайн речевого мастерства и строится от элементарной риторики, понимаемой как культура устной и письменной речи, к риторике высокой- ораторскому искусству.

На уроках риторики не прибегаю к изучению письменных текстов художественной речи, так как они не помогают школьнику овладеть живым словом. Умению говорить следует учить, демонстрируя школьникам образцы реальной устной речи. Ребёнок должен научиться слушать речь окружающих его людей, оценивать, делать выводы, лишь тогда он найдёт себя в речи устной.

Изучение жанров речевого этикета

Начинаем в 6-7 классах изучение жанров речевого этикета с понятия слова «ЭТИКЕТ». «Словарь по этике» (Москва, 1991 год) даёт такое определение:

«Этикет-(франц.- ярлык, этикетка)- совокупность правил поведения, касающихся отношений к людям (обхождение с окружающими, формы обращений и приветствий, поведение в общественных местах, манеры и одежда)».

Дейст вительно, этикет выражается в разных сторонах нашего поведения.

В широком смысле ЭТИКЕТ- важная часть общечеловеческой культуры, он определяет всё наше поведение.

В этикетных целях мы часто используем предметы (приподнятая шляпа, преподнесённые цветы), особенности одежды (выбор праздничной, будничной, траурной и т.д.), но самую важную роль в этикетном выражении отношений к людям играет наша речь. Значит, у этикета есть словесные (или вербальные) средства выражения.

Учащимся, приступая к изучению данной темы, предлагается выучить определение речевого этикета.

Речевой этикет - выработанные обществом правила речевого поведения, обязательные для членов общества, устойчиво закреплённые в речевых формулах, но в то же время исторически изменчивые. Речевой этикет- это формулы, которые обеспечивают принятое в данной среде, среди данных людей и в данном случае включение в речевой контакт, поддержания общения в избранной тональности.

Речевой этикет представляет собой совокупность словесных форм учтивости, вежливости, то есть то, без чего просто нельзя обойтись.

На протяжении веков люди выработали особую систему ритуалов и соответствующих словесных формул, которые обслуживают потребность общения устанавливать контакт, поддерживать доброжелательность в общении.Совокупность таких словесных формул называется речевым этикетом.

Значит, функцией речевого этикета является контактоустанавливающая функция. Она продолжается, когда говорящий обращает на себя внимание собеседника, готовит его к сообщению.

Выделяется аппелятивная или призывная функция- функция ориентации на адресата в связи с его ролевыми позициями в речевых взаимодействиях: Александр Иванович! Сашенька! Санёк!

К единицам речевого этикета имеет отношение и функция волеизъявления по отношению к собеседнику, воздействия на него. Ярче всего такое предназначение  проявляется в речевом этикете в ситуациях просьбы, предложения: Проходите, пожалуйста! Вам не трудно подвинуться?

И, наконец, функция эмотивная, связанная с выражением эмоций, чувств, отношений человека: Я так рад вас видеть! Счастлив познакомиться! Очень приятно!

Речевой этикет помогает человеку достичь немало важных целей в общении. А правильное использование речевого этикета имеет прямое отношение к культуре, к культурному уровню людей и в целом к культуре страны, где они живут.

Выражения речевого этикета- это стереотип, устойчивые формулы общения.

К речевому этикету относятся все правила речевого поведения, все речевые разминки и запреты, связанные с социальными признаками говорящих и официальностью-неофициальностью обстановки, с одной стороны, и стилистическими ресурсами языка- с другой.

Речевой этикет задаёт нам те рамки речевых правил, в пределах которых должно проходить содержательное общение.

Исследовательская работа по жанрам речевого этикета

Согласно тематического планирования, на каждый жанр речевого этикета выделяю 2 часа при наличии 1 недельного часа в расписании. Кроме того, в течение этих двух недель дети занимаются исследовательской работой: большого труда такая работа для них не составляет и даже носит определённый игровой характер.

С учащимися, которые второй год занимаются изучением риторики, мы освоили уже несколько жанров речевого этикета: жанр приветствия, жанр представления, знакомства, жанр именования, обращения, жанр просьбы, жанр благодарности, жанр извинения, жанр прощания, жанр телефонного разговора.

Исследовательская практическая работа заключается в следующем:

  • Учащиеся слушают живую разговорную речь и записывают услышанное, после- анализируют, соответствует ли сказанное в рамках речевого жанра данной речевой формуле: иногда для прослушивания выбирается определённый социальный слой общества;
  • Учащиеся решают предложенные им ситуативные задачи;
  • Учащиеся сами составляют ситуативные задачи в рамках предложенного речевого жанра;
  • Используются компоненты театра риторики.

Вот лишь несколько примеров такой работы.

Жанр приветствия

Выясняем с детьми, что приветствие связывает нас друг с другом, укрепляет контакты, приближает к радости человеческого общения: вежливый человек должен не просто ответить на приветствие, но использовать в ответе специальную для каждого случая этикетную формулу. Задание: слушать приветствия учителей в ситуации урока и внеурочного общения.

Проанализировав исследовательскую работу, выясняем как негативные, так и позитивные моменты. Записываем в сводную таблицу:

Негативные моменты

Позитивные моменты

На уроке: «Встали, подравнялись, сели!» (без приветствия)

На уроке: «Сядьте! Сядьте! Сядьте!»

(без приветствия)

В коридоре: кивок головы

(без вербального общения)

В коридоре: учительница прошла мимо и не поздоровалась, хотя обратила внимание

В коридоре: учитель на приветствие промолчал

На уроке: «Здравствуйте, ребята, я очень рада вас видеть!»

На уроке: «Доброе утро всем, садитесь!»

На уроке: «Здравствуйте, мои хорошие !»

В коридоре: улыбнулась и сказала: «Здравствуйте, ребятишки!»

В коридоре: поздоровалась, хотя была занята разговором с другим человеком

Дети приняли активное участие при анализе данных работ; результаты сводной таблицы были оглашены учителям на тематическом педагогическом совете.

Кроме того, предложено было понаблюдать за ведущими различных телепередач на разных телевизионных каналах:

  • «Угадай мелодию»: здравствуйте, уважаемые телезрители, добро пожаловать на программу «Угадай мелодию»!
  • «Большая стирка»: добрый день, добрый день, добрый день!
  • «Следствие ведут Колобки»: здравствуйте, мои юные сыщики!
  • «Новости» на первом: здравствуйте, на первом канале новости и главные события к тому часу.
  • «Поле чудес»: здравствуйте, уважаемые дамы и господа; пятница, в эфире капитал-шоу «Поле чудес» !
  • «Путешествие натуралиста»: добрый день, дорогие друзья, начинаем очередное путешествие натуралиста!

Выясняем с учащимися, что приветствие обязательно присутствует в каждой программе, но оно не спонтанное, а хорошо продуманное и отредактированное, поэтому каждая телепередача имеет свою формулу приветствия, присущую только ей в данный временной отрезок.

Жанр знакомства

Во время беседы по данной теме приходим со школьниками к выводу, что знакомства- это выражение желания установить дружеские отношения с кем-либо. Формула знакомства складывается из:

1. приветствия,

2. желания познакомиться,

3. представления (в официальной обстановке указание не только имени, но и фамилии, должности, места работы),

4. выражения удовлетворения по поводу знакомства.

При изучении данного жанра речевого этикета используем для практических занятий театр риторики (определение введено в курс риторики доцентом кафедры журналистики ИГУ Владимирцевым В.П.)

Учащиеся входят в заданную им роль и выполняют её, а все остальные- эксперты, анализирующие представленную им ситуацию, например:

1. представить младших по возрасту- старшим

2. нового начальника отдела- директору

3. нового служащего- всем остальным работникам

4. нового ученика- классному коллективу

5. ситуация посредника- знакомство в присутствии третьего лица.

Ребята очень живо реагируют на задания и попутно выясняют роль невербальных средств общения, например: тот, кого представляют, не должен протягивать первым руку, он должен дождаться, когда посредник назовёт его фамилию, имя, а тот, кому представят, подаст руку. Выполняя домашние задания, включающие в себя элементы театра риторики, дети привлекают и своих родственников, чем невольно помогают улучшить речевое общение.

Жанр просьбы

Просьба- один из жанров речевого этикета, побуждающий собеседника к действию. Структура просьбы состоит из следующих компонентов:

Извинение + вежливые слова + сама просьба.

В ходе совместного разговора делаем выводы, что, если просьба звучит без извинения, да ещё и без вежливого слова, то воспринимается как нарушение этикета, такая просьба звучит грубо:

  • Подвиньтесь!
  • Вот бы подвинулись!
  • Помогли бы!

Выбор формы для выражения просьбы зависит от обстановки- официальной или неофициальной, от степени важности дела, от ориентации на адресата (знакомый-незнакомый; старше- младше).

Учащиеся для выполнения практических заданий (на этот раз- это ситуативные задачи) делятся на 2 группы:

1 группа- составители ситуативных задач;

2 группа- исполнители ситуативных задач.

Вот что из этого получилось (наиболее удачные ответы):

1. Вежливо попросите прохожего объяснить вам, как пройти к школе:

а) Извините, у меня к вам просьба: не могли бы вы указать мне дорогу к школе, а то я сбилась с маршрута и заблудилась!

б) Извините, будьте добры, объясните, как пройти к школе?

2. Вежливо попросите маму купить что-нибудь очень нужное для вас:

а) Мама, будь добра, купи мне ту книгу!

б) Мамочка, у меня к тебе просьба: купи мне, пожалуйста, набор цветных ручек!

в) Дорогая мамочка, ты не могла бы мне купить эту кофточку, а то она мне очень понравилась!

3. Попросите пассажиров автобуса уступить место для вашей бабушки:

а) Извините, я очень прошу вас уступить место для моей больной бабушки.

б) Молодой человек, будьте так добры, уступите место для моей бабушки.

4. Вы хотите, чтобы в столовой ребята убирали за собой посуду. Что вы напишите на объявлении?

а) Дорогие ребята! Убедительная просьба: убирайте за собой посуду после того, как вы поели!

б)Ребята! Не сочтите за труд убрать за собой посуду после еды. Заранее спасибо!

Учащиеся, которые составляли вопросы,- тщательно анализировали ответы, и наоборот, ребята высказывали свои пожелания по поводу предложенных ситуативных задач.

И хотя курс «Основы риторики»- из вариативной части учебного плана, он привлекает внимание и заставляет работать на уроке учеников со слабой успеваемостью: через живую разговорную речь, через игровые ситуации, через практические работы, не оторванные от быта, дети постигают умение говорить красиво, правильно; излагать свои мысли точно, логично и уместно пользоваться данной речевой ситуацией.

Культура устной речи- важный предмет школьной программы для всех учащихся, так как, выходя из стен школы, ребята должны владеть монологической и диалогической речью:

  • устанавливать контакт с собеседником,
  • понимать речь собеседника,
  • реагировать на реплику собеседника,
  • переключать разговор с темы на тему,
  • поддерживать тему разговора,
  • аргументировать свои взгляды, точки зрения во время дискуссии и беседы.

Такие знания являются конечным итогом изучения предмета «Основы риторики».

А отправляемся мы в путь обучения со словами Антона Павловича Чехова:

«Для интеллигентного человека дурно говорить должно считаться таким же неприличием, как не уметь читать и писать.»

Используемая литература

1. «Основы риторики»- учебно-методический комплекс под ред. Л.Г. Рябовой, Иркутск, 2002.

2. Ладыженская Т.А. «Речь. Речь. Речь.»- М.: Педагогика, 1990.

3. Соколова В.В. «Культура речи и культура общения»- М.: Просвещение, 1995.

4. Введенская Л.А., Павлова Л.Г. «Культура искусства речи»- Ростов –на-Дону: Феникс, 1995.