Вариативный урок обобщения и систематизация знаний "Бессоюзные сложные предложения"

Разделы: Русский язык


Каждый из учащихся получает конспект урока, а также карточку размером 1\4 листа А4 с примитивным изображением корзины, к которой привязаны три шарика (жёлтый, розовый и зелёный). За правильное чтение каждый ученик, который правильно прочитал предложения, получает синий шарик с 1 баллом. На доску вывешивается ватманский лист с изображением цветущего луга (10б), летающими бабочками и шмелями (13б), птичками (16б), самолётами (20б)и т.п. В конце урока ребята прикрепляют свои корзины к нему. И каждому становится видно, кто и как работал.

Тип: вариативный урок обобщения и систематизации знаний на основе модульной технологии.

УЭ0:

знать:

  • правила постановки знаков препинания в бессоюзном сложном предложении;

уметь:

  • применять правила постановки знаков препинания в бессоюзном сложном предложении;
  • распознавать бессоюзные сложные предложения изолированно и в контексте;
  • правильно интонировать бессоюзные сложные предложения с различными знаками препинания;
  • заменять бессоюзные сложные предложения синонимичными конструкциями.

Учебный модуль №1. Организация начала занятия.

Учебный элемент №1

Цель: настроиться на учебно-познавательную деятельность.

Здравствуй!

Сегодня тебе предстоит много работать самому. Помни, что знаки препинания ставятся строго по правилам. Я в тебя верю. Успехов!

Задание: проверь наличие необходимых для работы тетради, учебника, ручки, карандаша, линейки, дневника.

Контроль: самоконтроль.

Учебный элемент №2

Цель: осознать личные трудности по теме урока.

Задание:

  • заполни таблицу только в колонке “Начало урока”;
  • Подними руку, как только завершишь работу.

Пожалуйста, будь честен перед собой и товарищами! Это очень важно: самому осознавать свои трудности.

умения Начало урока Конец урока
Я умею определять знак в БСП на слух, когда слушаю предложение.    
Я умею видеть на письме границы простых предложений в БСП    
Я умею читать БСП с правильной интонацией.    
Я умею ставить правильный знак в БСП    

Контроль: индивидуальный.

Учебный модуль №3. Подготовка к основному этапу занятия.

Учебный элемент №3

Цель: проверить знание понятий и правил.

Задание: расставь знаки препинания в соответствии со схемами.

1. [условие] [ ]
2. [ ] [причина]
3. [причина] [ ]
4. [ ] [разъяснение]
5. [время] [ ]
6. [О, О, О] [ ]
7. [ ] [неожиданный результат]

Совет: в случае затруднения обратись к учебнику или опорным схемам на стендах кабинета.

Контроль:

  1. Проверь работу по эталону.
  2. Обведи номера правильно выполненных схем.
  3. Посчитай, сколько номеров ты обвёл.
  4. Поставь это число крупно в желтый кружок-шарик на карточке.
  5. Если возникли вопросы, задай их учителю.

Учебный модуль №7. Обобщение и систематизация знаний.

Учебный элемент №4

Цель: совершенствовать навык выразительного чтения.

Знак препинания в бессоюзном сложном предложении в значительной мере зависит от интонации, с которой прочитано оно.

Задание: послушай чтение предложений, отличающихся только знаком препинания. Попробуй свои силы.

Бабушка сердилась. Внучка не слушалась.

Бабушка сердилась, внучка не слушалась.

Бабушка сердилась: внучка не слушалась.

Бабушка сердилась – внучка не слушалась.

Контроль: фронтальный.

Получи дополнительные очки за правильное чтение.

Учебный элемент №5

Цель: применить знание понятий на практике, правильно прочитать предложения с БСП.

Задание: выполни задание, выбрав его уровень, помни, что следующий уровень, можно выполнять, только преодолев предыдущий.

Совет: в случае затруднений обратись к опорным таблицам на стендах.

I уровень

Запиши предложения в тетрадь. Выдели грамматические основы, поставь знаки препинания.

  1. Из дому выходить не хочется грязь страшная.
  2. Любишь кататься люби и саночки возить.
  3. Около дома водились ласточки вившие гнёзда в кровле в саду и в роще водились малиновки иволги чижи и щеглы.
  4. Сомнений не было кто-то осторожно пробирался к нам через заросли.

 

II уровень

Выпиши предложение с тире. Выдели грамматические основы, составь схему, объясняющую знаки препинания.

  1. Командировку пришлось отложить документы не были готовы.
  2. Документы не были готовы командировку пришлось отложить.

 

III уровень

Задание: составь своё бессоюзное предложение с таким же началом. Выдели грамматические основы, объясни выбор знака препинания.

Контроль: самоконтроль I уровня

  1. Прослушай выразительное чтение предложения твоим товарищем.
  2. Проверь выполненное задание по эталону.
  3. Отметь каждое правильно выполненное предложение знаком +.
  4. Посчитай количество + и напиши это количество на зелёном кружке.
  5. Задания II и III уровней дай на проверку учителю. Получи за их правильное выполнение дополнительные очки.

Учебный элемент №6

Цель: творчески использовать знания о бессоюзном сложном предложении.

Задание: Компьютерный вирус поразил издательскую систему, превратив все бессоюзные предложения в сложносочинённые и сложноподчинённые. Спаси текст И.С. Тургенева, восстановив БСП. Запиши полученный текст в тетрадь, объяснив знаки препинания.

 

“Хороши также летние туманные дни… В такие дни нельзя стрелять, потому что птица, спорхнув у вас из-под ног, тотчас же исчезает в беловатой мгле… Вы проходите мимо дерева, а оно не шелохнётся, потому что оно нежится. Сквозь туман чернеется перед вами длинная полоса. Вы принимаете её за близкий лес, и вы подходите, а лес превращается в полоску полыни на меже.”

Контроль: взаимопроверка.

  1. Обменяйся с товарищем тетрадями.
  2. Проверь его работу по эталону.
  3. Поставь ему оценку:
  • без ошибок “5”;
  • 1 ошибка “4”;
  • 2 ошибки “3”.
  1. Поставь эту оценку в розовый кружок.

Учебный модуль №9. Подведение итогов урока.

Учебный элемент №8

Цель: оценить итоги урока и личные достижения.

Задание:

  1. вернись к таблице УЭ2.
  2. Заполни графу “конец урока”.
  3. Напиши на корзине воздушного шара, чему ты научился за урок. Что стал знать лучше?

Контроль: самоконтроль.

Учебный элемент №9

Цель: оценить итоги урока и личные достижения.

Задание:

  1. Посчитай, какова подъёмная сила твоих достижений за урок (сумма всех шариков).
  2. Прикрепи свой шарик к карте в соответствии с баллами.
  3. Поставь оценку себе в дневник. Дай на подпись учителю.

Контроль: индивидуально.

Учебный модуль №11. Информация о домашнем задании.

Учебный элемент №10

Цель:

  • узнать Д.з;
  • уяснить алгоритм выполнения Д.З.

Задание:

  • Повторить правила стр. 126,130, 135.
  • Выполнить упражнение №201.
  • По желанию * письменно №№2, 4 контрольных вопросов стр.139.
  • Запиши в дневник. Послушай комментарий учителя.

Контроль: фронтальный на следующем уроке.

Приложение. Эталоны выполнения отдельных учебных элементов урока.

Учебный элемент №3

1. [условие] – [ ]
2. [ ]: [причина]
3. [причина]- [ ]
4. [ ]: [разъяснение]
5. [время]- [ ]
6. [О,О,О]; [ ]
7. [ ]- [неожиданный результат]

Учебный элемент №5

I уровень
  1. Из дому выходить не хочется: грязь страшная.
  2. Любишь кататься – люби и саночки возить.
  3. Около дома водились ласточки, вившие гнёзда; в кровле в саду и в роще водились малиновки, иволги, чижи и щеглы.
  4. Сомнений не было: кто-то осторожно пробирался к нам через заросли.

 

II уровень

Документы не были готовы – командировку пришлось отложить.

Учебный элемент №6

“Хороши также летние туманные дни… В такие дни нельзя стрелять: птица, спорхнув у вас из-под ног, тотчас же исчезает в беловатой мгле… Вы проходите мимо дерева – оно не шелохнётся: оно нежится. Сквозь туман чернеется перед вами длинная полоса. Вы принимаете её за близкий лес, вы подходите – лес превращается в полоску полыни на меже.”