Каждый из учащихся получает конспект урока, а также карточку размером 1\4 листа А4 с примитивным изображением корзины, к которой привязаны три шарика (жёлтый, розовый и зелёный). За правильное чтение каждый ученик, который правильно прочитал предложения, получает синий шарик с 1 баллом. На доску вывешивается ватманский лист с изображением цветущего луга (10б), летающими бабочками и шмелями (13б), птичками (16б), самолётами (20б)и т.п. В конце урока ребята прикрепляют свои корзины к нему. И каждому становится видно, кто и как работал.
Тип: вариативный урок обобщения и систематизации знаний на основе модульной технологии.
УЭ0:
знать:
- правила постановки знаков препинания в бессоюзном сложном предложении;
уметь:
- применять правила постановки знаков препинания в бессоюзном сложном предложении;
- распознавать бессоюзные сложные предложения изолированно и в контексте;
- правильно интонировать бессоюзные сложные предложения с различными знаками препинания;
- заменять бессоюзные сложные предложения синонимичными конструкциями.
Учебный модуль №1. Организация начала занятия.
Учебный элемент №1
Цель: настроиться на учебно-познавательную деятельность.
Здравствуй!
Сегодня тебе предстоит много работать самому. Помни, что знаки препинания ставятся строго по правилам. Я в тебя верю. Успехов!
Задание: проверь наличие необходимых для работы тетради, учебника, ручки, карандаша, линейки, дневника.
Контроль: самоконтроль.
Учебный элемент №2
Цель: осознать личные трудности по теме урока.
Задание:
- заполни таблицу только в колонке “Начало урока”;
- Подними руку, как только завершишь работу.
Пожалуйста, будь честен перед собой и товарищами! Это очень важно: самому осознавать свои трудности.
умения | Начало урока | Конец урока |
Я умею определять знак в БСП на слух, когда слушаю предложение. | ||
Я умею видеть на письме границы простых предложений в БСП | ||
Я умею читать БСП с правильной интонацией. | ||
Я умею ставить правильный знак в БСП |
Контроль: индивидуальный.
Учебный модуль №3. Подготовка к основному этапу занятия.
Учебный элемент №3
Цель: проверить знание понятий и правил.
Задание: расставь знаки препинания в соответствии со схемами.
1. [условие] [ ]
2. [ ] [причина]
3. [причина] [ ]
4. [ ] [разъяснение]
5. [время] [ ]
6. [О, О, О] [ ]
7. [ ] [неожиданный результат]
Совет: в случае затруднения обратись к учебнику или опорным схемам на стендах кабинета.
Контроль:
- Проверь работу по эталону.
- Обведи номера правильно выполненных схем.
- Посчитай, сколько номеров ты обвёл.
- Поставь это число крупно в желтый кружок-шарик на карточке.
- Если возникли вопросы, задай их учителю.
Учебный модуль №7. Обобщение и систематизация знаний.
Учебный элемент №4
Цель: совершенствовать навык выразительного чтения.
Знак препинания в бессоюзном сложном предложении в значительной мере зависит от интонации, с которой прочитано оно.
Задание: послушай чтение предложений, отличающихся только знаком препинания. Попробуй свои силы.
Бабушка сердилась. Внучка не слушалась. Бабушка сердилась, внучка не слушалась. Бабушка сердилась: внучка не слушалась. Бабушка сердилась – внучка не слушалась. |
Контроль: фронтальный.
Получи дополнительные очки за правильное чтение.
Учебный элемент №5
Цель: применить знание понятий на практике, правильно прочитать предложения с БСП.
Задание: выполни задание, выбрав его уровень, помни, что следующий уровень, можно выполнять, только преодолев предыдущий.
Совет: в случае затруднений обратись к опорным таблицам на стендах.
I уровень Запиши предложения в тетрадь. Выдели грамматические основы, поставь знаки препинания.
|
II уровень Выпиши предложение с тире. Выдели грамматические основы, составь схему, объясняющую знаки препинания.
|
III уровень Задание: составь своё бессоюзное предложение с таким же началом. Выдели грамматические основы, объясни выбор знака препинания. |
Контроль: самоконтроль I уровня
- Прослушай выразительное чтение предложения твоим товарищем.
- Проверь выполненное задание по эталону.
- Отметь каждое правильно выполненное предложение знаком +.
- Посчитай количество + и напиши это количество на зелёном кружке.
- Задания II и III уровней дай на проверку учителю. Получи за их правильное выполнение дополнительные очки.
Учебный элемент №6
Цель: творчески использовать знания о бессоюзном сложном предложении.
Задание: Компьютерный вирус поразил издательскую систему, превратив все бессоюзные предложения в сложносочинённые и сложноподчинённые. Спаси текст И.С. Тургенева, восстановив БСП. Запиши полученный текст в тетрадь, объяснив знаки препинания.
“Хороши также летние туманные дни… В такие дни нельзя стрелять, потому что птица, спорхнув у вас из-под ног, тотчас же исчезает в беловатой мгле… Вы проходите мимо дерева, а оно не шелохнётся, потому что оно нежится. Сквозь туман чернеется перед вами длинная полоса. Вы принимаете её за близкий лес, и вы подходите, а лес превращается в полоску полыни на меже.” |
Контроль: взаимопроверка.
- Обменяйся с товарищем тетрадями.
- Проверь его работу по эталону.
- Поставь ему оценку:
- без ошибок “5”;
- 1 ошибка “4”;
- 2 ошибки “3”.
- Поставь эту оценку в розовый кружок.
Учебный модуль №9. Подведение итогов урока.
Учебный элемент №8
Цель: оценить итоги урока и личные достижения.
Задание:
- вернись к таблице УЭ2.
- Заполни графу “конец урока”.
- Напиши на корзине воздушного шара, чему ты научился за урок. Что стал знать лучше?
Контроль: самоконтроль.
Учебный элемент №9
Цель: оценить итоги урока и личные достижения.
Задание:
- Посчитай, какова подъёмная сила твоих достижений за урок (сумма всех шариков).
- Прикрепи свой шарик к карте в соответствии с баллами.
- Поставь оценку себе в дневник. Дай на подпись учителю.
Контроль: индивидуально.
Учебный модуль №11. Информация о домашнем задании.
Учебный элемент №10
Цель:
- узнать Д.з;
- уяснить алгоритм выполнения Д.З.
Задание:
- Повторить правила стр. 126,130, 135.
- Выполнить упражнение №201.
- По желанию * письменно №№2, 4 контрольных вопросов стр.139.
- Запиши в дневник. Послушай комментарий учителя.
Контроль: фронтальный на следующем уроке.
Приложение. Эталоны выполнения отдельных учебных элементов урока.
Учебный элемент №3
1. [условие] – [ ]
2. [ ]: [причина]
3. [причина]- [ ]
4. [ ]: [разъяснение]
5. [время]- [ ]
6. [О,О,О]; [ ]
7. [ ]- [неожиданный результат]
Учебный элемент №5
I уровень |
II уровень Документы не были готовы – командировку пришлось отложить. |
Учебный элемент №6
“Хороши также летние туманные дни… В такие дни нельзя стрелять: птица, спорхнув у вас из-под ног, тотчас же исчезает в беловатой мгле… Вы проходите мимо дерева – оно не шелохнётся: оно нежится. Сквозь туман чернеется перед вами длинная полоса. Вы принимаете её за близкий лес, вы подходите – лес превращается в полоску полыни на меже.” |