Цели:
- Сформировать представление об обращении, его роли в предложении
- Учить находить обращение в предложении
- Учить отличать подлежащее от обращения
- Учить постановке знаков препинания при обращении
- Развивать устную и письменную речь учащихся
Оборудование: компьютер, экран
Ход урока
1. Организационный момент
Учитель: Друзья мои, здравствуйте! Прошу вас присесть. Все ли готовы к работе? Всем ли удобно? Вижу по глазам, что вам отчаянно хочется приступить к занятию.
– Кто сегодня отсутствует? Жаль, его (её, их) нам так не хватает! А всем нам должно хватить на уроке хорошего настроения, знания предыдущего материала, желания открыть истину. При наличии всех этих составляющих нас всех ждет успех.
II. Повторение пройденного
(Актуализация имеющихся у детей представлений об изучаемом предмете – синтаксисе.)
– Запишем сегодняшнее число, оставим, как всегда, строчку для записи названия темы, запишем эпиграф:
Чего тебе надобно, старче? А.С. Пушкин |
– Ребята, перефразируя слова поэта, спрошу у вас: что нужно вам, лицеистам? (возможны разные варианты ответов, но среди них обязательно будут: хорошие знания, отличная успеваемость и т.п.)
– Цель нашего урока: повторить пройденный материал и изучить новую тему, а значит, понять значение научного решения вопроса для человеческой жизни. “Какого?” – спросите вы. Узнаете после того, как успешно вспомните изученный материал.
“Минутка приятных воспоминаний”
–
Как называется раздел языка, который мы с вами изучаем? (Синтаксис.)– Какие еще разделы языка вам известны?
Слайд 2. (См. Приложение 1) “Разделы языка”
– Что изучается в синтаксисе? (Словосочетание и предложение.)
– Какие виды словосочетаний вам известны? Приведите примеры.
– Без чего предложение не существует?
– Какой член предложения называется подлежащим?
– А сказуемым?
– Какие виды предложений по цели высказывания вам известны? Приведите примеры.
– А по интонации? Подтвердите примерами.
– Как называется предложение, состоящее только из главных членов?
– А со второстепенными членами?
– Какие изученные вами конструкции могут осложнять простое предложение?
– Какие знаки препинания ставятся при однородных членах? При наличии обобщающего слова? При вводных словах и словосочетаниях?
– Итак, мы вспомнили, чем может быть осложнено простое предложение. Молодцы, вы хорошо поработали. Сегодня на уроке мы узнаем, чем еще простое предложение может быть осложнено.
III. Изучение новой темы
– Эта конструкция осложняет наши предложения, но значительно облегчает нашу жизнь. Кто хорошо владеет ею, тот непременно добивается успехов в общении, а значит, и в жизни. Тема урока – “Обращение”.
Запись темы.
– Назовите цели урока.
– И, как всегда, мы оценим роль таких умений для практической жизни.
3 слайд.
– Прослушайте предложения. Назовите слова, с помощью которых герои Пушкина обращаются к другим.
– Определите, какими чувствами окрашены обращения в данных примерах.
- Свет мой, зеркальце! Скажи,
Да всю правду доложи…
- Ах ты, мерзкое стекло!
Это врешь ты мне назло.
- Дурачина ты, простофиля!
Выпросил, дурачина, корыто!
- Смилуйся, государыня рыбка:
Еще пуще старуха бранится…
Выводы после наблюдений:
– Кого называют обращения? (Обращение называет того, к кому обращаются с речью.)
– Обращения, используемые нами, могут быть окрашены различными чувствами и выражать наше отношение к собеседнику. По обращению, дорогие мои, можно понять, каков человек, обращающийся с речью, и каков тот, к кому обращаются. Обращением можно выразить ласку, доброту и, наоборот, злость, недовольство…
– Как характеризуют царицу эти разные обращения: “свет мой, зеркальце” (ласковое обращение) и “мерзкое стекло”? (царица слышит не то, что хочет услышать)
– Очень часто обращение раскрывает характер героя произведения.
– Ты, Саша (обращение к одному из учеников), смог бы полюбить такую, как царица?
– У человека тонкая и ранимая душа – подбирайте слова, когда обращаетесь к нему.
– Интонация обращений звательная. Раньше в русском языке был седьмой падеж – звательный, но язык – явление живое, изменчивое. Сейчас звательный падеж сохранился в украинском, родственном русскому, языке.
– Назовите обращение в звательном падеже из эпиграфа. Помните, в молитве – “отче (наш)”, сыновья обращаются к Тарасу Бульбе – “батько”, он к Остапу – “сынку”. Меня мама в детстве называла “доню” – я родом из Украины.
– Запишите один понравившийся отрывок с обращением.
4 слайд.
– Прочитайте предложения про себя.
– Назовите те, в которых обращение выражено одним словом.
– Теперь прочитайте те предложения, в которых обращение выражено несколькими словами.
- Не тужи, душа моя,
Это чудо знаю я.
- Чем вы, гости, торг ведёте
И куда теперь плывете?
- Здравствуй, князь ты мой прекрасный!
Что ты тих, как день ненастный?
- Слёзы льёт и говорит:
“Бог вас, дети, наградит”.
Выводы после наблюдений:
– Обращение, состоящее из одного слова, называется нераспространенным.
– Как мы назовем обращение, состоящее их нескольких слов? (распространенным)
– Выпишите по одному примеру с нераспространенным (одиночным) и распространенным обращением, в скобках укажите это качество обращения.
5 слайд.
– Идем дальше. Прочитайте предложения, соблюдая верную интонацию.
- Ты, царица, всех милее,
Всех румяней и белее.
- И царица хохотать,
И плечами пожимать…
- Свойство зеркальце имело:
Говорить оно умело.
- Здравствуй, зеркальце! Скажи,
Да всю правду доложи…
Подготовка к оформлению вывода:
– Назовите повторяющиеся слова (царица, зеркальце).
– В каком падеже употреблены эти слова?
– В каких предложениях эти слова являются подлежащим?
– В каких – выступают в качестве обращений?
– Задумаемся над вопросом: как мы будем различать эти два явления?
(Дети предлагают свои варианты, которые потом на практическом материале будут отрабатываться.)
– Выпишем 1 и 2 предложения, подчеркнем грамматическую основу.
Выводы после наблюдений:
– Обращение не является членом предложения.
– Докажем это, выполнив синтаксический разбор предложения “Бог вас, дети, наградит”, и именно сейчас мы узнаем, что наличие обращения делает предложение осложненным.
6 слайд.
– Прочитайте предложения:
- Засмеялся Балда лукаво:
“Что ты это выдумал, право?”
- Чем вы, гости, торг ведёте
И куда теперь плывёте?
– Назовите личные местоимения в обоих предложениях.
– Какими членами предложения они являются?
– Как вы думаете, являются ли они обращением? Называют ли они того, к кому обращаются с речью?
– Назовите обращение (гости).
Выводы после наблюдений:
– Местоимения ты и вы не должны использоваться в качестве обращений. Кто их использует в речи в таком качестве, тот некультурный человек.
7 слайд.
– Вы молодцы, мы уже подходим к завершению нашего исследования.
– Продолжим наши наблюдения.
- Балдушка, погоди ты морщить море…
Свет наш солнышко! Ты ходишь
- Круглый год по небу…
А Балда приговаривал с укоризной:
- “Не гонялся бы ты, поп, за дешевизной”.
- Не губи меня, девица!
– Как на письме выделяются обращения, если стоят в начале или в конце предложения?
– А если находятся в середине?
– А если произносятся с особой, восклицательной интонацией?
– А теперь составим в тетради схемы постановки знаков препинания при обращении.
[О, – =]. [О! – =]. [ – = ,О, …]. [ – = ,О].
Психологическая разминка
– Внимательно посмотрите на схемы предложений, а теперь закройте глаза и мысленно представьте себе их.
9 слайд.
Самостоятельная работа
– Спишите, расставляя нужные знаки препинания. Это задание очень важно выполнить, поскольку оно покажет, понятна ли вам тема и не нужна ли кому дополнительная помощь. Задание доступно всем, успех гарантирован. После проверки поставьте сами себе оценку, сверив работу со следующим слайдом.
- Князь им вымолвил тогда:
“Добрый путь вам господа
По морю…"
- Выпросил дурачина корыто!
- Здравствуй грозная царица!
- Бабушка постой немножко…
IV. Закрепление
Упр. 262 (устно, по “шагам”)
Упр. 265 (Выборочный диктант. Задание: выписать на слух только обращения).
(Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Комиссарова Л.Ю., Текучева И.В. Русский язык. Учебник для 5-го класса основной школы. В 2 кн. Под науч.ред.акад. РАО А.А.Леонтьева. – Изд.3-е, испр. – М.: Баласс, 2008. – Кн.1, С.138-142).
V. Итоги урока
– Итак, мы выявили все основные признаки обращения. Давайте все, что мы узнали, оформим в единый ответ. Закончите предложения:
11 слайд.
- Обращение – это слово (или словосочетание), называющее того,___________________.
- В устной речи обращение выделяется__________________________________________,
- а в письменной ____________________________________________________________.
- Обращение может быть по составу ____________________________________________.
- Обращение не является______________________________________________________.
- Слова ты и вы _____________________________________________________________.
- Если обращение произносится с особым чувством, то после него на письме ставится___________________________________________________________________.
– В речевом этикете обращению уделяется большое внимание. Неудачное обращение может насторожить, удивить и даже обидеть. Помните об этом, обращаясь к другим.
VI. Домашнее задание
(12 слайд) С.139, 140 (правила). Задание по выбору: выпишите из сказок А.С.Пушкина предложения с обращениями или выполните упражнение 267 (комментарий учителя).
VII. Рефлексивный момент урока
– Подходит к концу наш урок. Как вы думаете, мы добились цели, которую сами себе поставили? С чем мы должны были познакомиться? Чему научиться? Составьте, хорошие мои, предложения с обращениями ко мне, выразив свое отношение к сегодняшнему уроку и свое настроение.
(На следующем уроке для тетради – шпаргалочки учащимся будет выдана памятка: см. Приложение 2).