Цели урока: развитие творческих способностей учащихся через изложение
текста со сменой лица рассказчика и
самостоятельное сочинение окончания сказки.
Задачи урока:
- совершенствование умений самостоятельно оформлять речевые высказывания и по опорным словам;
- совершенствование анализа образов героев и умений в составлении плана пересказа;
- воспитание доброты, желания помочь слабым и бережного отношения к природе.
Оборудование:
- карточки с началом сказки; карточки для дифференцированной работы для 1-й, 2-й и 3-й группы учащихся;
- листы бумаги и маркеры для работы в группах; сигнальные вееры.
Структура урока
- Организационный момент – (1 мин.)
- Мотивационный компонент. Сообщение целей и задач урока (2 мин.)
- Знакомство с текстом (2 мин.)
- Анализ текста сказки. Словарно-орфографическая подготовка (8 мин.)
- Работа по составлению плана изложения (7 мин.)
- Повторное чтение текста (2 мин.)
- Написание изложения (15 мин.)
- Самопроверка (5 мин.)
- Домашнее задание (1 мин.)
- Итог урока (2 мин.)
Ход урока
Содержание урока | Теоретическое обоснование | ||||||||||||||||||
I. Организационный момент | Взаимное приветствие. Настраиваю детей на интересную творческую работу. Напоминаю о посадке. | ||||||||||||||||||
II. Мотивационный компонент. Сообщение
цели и задач урока Учитель. Ребята, сегодня на уроке вы будете в роли писателя. О каком жанре шла речь на уроке литературного чтения? Ученики. О сказке. Учитель. Ребята, вы все очень любите сказки, поэтому сегодня мы будем работать со сказкой. Вероятно, вы уже догадались, чем будете заниматься на уроке развития речи? (Ответы детей.) Я предлагаю вам послушать сказку Б.Житкова “Храбрый утенок”, но не до конца. Передать содержание сказки по-своему и придумать окончание – будет вашей задачей. Работать вы будете в группах, задания для каждой группы будут разными. Я уверена, что у всех получатся интересные работы. Их вы сможете потом почитать малышам. И традиционно лучшие сказки мы запишем в классную книгу “Пробы пера”. Ребята, хочу открыть вам секрет! Главное достоинство писателя в том, чтобы умело передать через слова и поступки героев их качества характера. Помните, что в сказках конец бывает оптимистичным. |
Пытаюсь вызвать интерес учеников, готовлю к
выполнению творческого задания. Напоминаю об уроке литературного чтения, который был подготовительным. Создаю спокойную рабочую обстановку, атмосферу уверенности. |
||||||||||||||||||
III. Знакомство с текстом Чтение учителем начала сказки Б.Житкова “Храбрый утенок” (Приложение 1). Учитель. Что могло произойти дальше? Ребята, обсудите в группах возможное окончание сказки. Ученики проговаривают свои версии концовки: они подружились, стрекоза была испугана, стрекоза стала делиться с утятами едой. Алеша клюнул и сломал стрекозе лапку, крылышко и т.д. |
Чтение текста выразительное, на сколько возможно эмоциональное, с интригой – для того, чтобы вызвать еще больший интерес у детей. Чтение прерывается – встает проблема – что дальше? Работа по группам. Подхожу к детям и еще раз уточняю, что добро побеждает в сказках, но, наверное, жаль было бы стрекозу если бы она погибла. Дети соглашаются. | ||||||||||||||||||
IV. Анализ текста сказки.
Словарно-орфографическая подготовка Учитель. Ребята, кто является действующими героями сказки? Дети. Стрекоза, хозяйка, утенок Алеша, утята. Учитель. Я предлагаю провести анализ образов и занести его в таблицу.
Учитель. Найдите орфограммы в словах и докажите их правильное написание. Подберите синонимы к словам маленькие, боялись. Как иначе можно назвать утят в тексте, который вы будете писать? А теперь поработайте в группах. Опишите героев на заготовленных листах, которые потом мы прикрепим на доску. 1-я группа – стрекозу
Учитель. Давайте проверим работу вместе. Может быть, что-то необходимо добавить. |
Фронтальная работа по анализу образов.
Учащиеся находят в тексте характеристики и они вносятся в таблицу,
которая создается на доске.
Одновременно проводится словарно-орфографическая подготовка: выделяются и объясняются орфограммы в словах, подбираются синонимы.
Проводится аналогичная работа по анализу образов и словарно-орфографическая подготовка, но по группам. Все фиксируется на листах с помощью маркеров. Контролируется работа 3-й группы. Дается предположение о том, каким на самом деле мог быть утенок Алеша. Оказываю помощь 1-й и 2-й группам: предлагаю представить героя, добавить свои характеристики и внести их в таблицу (это подчеркнутые слова).
Затем все листы вывешиваются на доску в подготовленные разлинованные окошечки. Таким образом получается таблица.
Фронтальная работа по таблице. Проверяются и орфограммы, которые нашли и не нашли группы ребят. |
||||||||||||||||||
V. Работа по составлению плана изложения Учитель. Ребята, дальше вы будете работать по группам с разными заданиями. Прежде чем начнем составлять план, прочитайте внимательно задания на карточках.
Учитель. Ребята, из заданий вам понятно, что план будет отличаться, поэтому в тетрадь пока вы его не записывайте. Из 1-го абзаца выдерите главное предложение. Попробуйте убрать второе предложение. Изменится ли смысл? Выбирайте важные слова из главного предложения. Что получилось? Дети. Каждое утро – тарелка рубленых яиц. На доске записывается план:
|
Вводится дифференциация по уровню
творчества и уровню трудности. Даются карточки с заданиями для высокого уровня –1-я группа (Карточка 1), для среднего уровня – 2-я группа (Каточка 2) и низкого уровня – 3-я группа (Карточка 3).
Фронтальная работа по составлению плана изложения. Учащиеся 3-й группы работают над заголовком. Затем получают карточку 4 с вопросами и опорными словами для концовки текста. Ученики 1-й и 2-й групп составляют свои планы в зависимости от задания. Оказывается помощь 2-й группе в составлении плана:
1-я группа под руководством учителя добавляет начало сказки (на черновиках). Например: Я большая и смелая стрекоза. Летаю везде и никого не боюсь. Однажды мне не повезло... Составляет свой вариант плана:
Больше никогда не полечу к утятам. |
||||||||||||||||||
VI. Повторное чтение текста Учитель. Ребята, сейчас я еще раз прочитаю весь текст, а вы послушайте с закрытыми глазами и представьте картину происходящего. Теперь поменяйте рассказчика и проговорите мысленно ваш текст. |
Активизирую работу образного мышления.
Делаю паузу. |
||||||||||||||||||
VII. Написание изложения Учитель. Ребята, запишите свои сказки аккуратно и грамотно. Используйте таблицу на доске и планы в тетрадях. Желаю вам творческой удачи? |
Самостоятельная работа по написанию изложения с дополнительным заданием. | ||||||||||||||||||
VIII. Самопроверка Учитель. Проверьте свои работы. Подумайте, интересно ли будет другим ребятам читать ваше произведение. Все ли у вас получилось? Если нужно, для самопроверки используйте памятку.
|
Метод самоконтроля. Пытаюсь вызвать у детей чувство удовлетворения работой. |
||||||||||||||||||
IX. Домашнее задание 1-й и 2-й группа: придумайте похожую сказку с другими животными, подготовьте пересказ, нарисуйте иллюстрации (по желанию). 3-я группа: перескажите сказку от имени утят, сохраните свое окончание. Началом вашего пересказа будет: “Когда мы были совсем маленькими утятами...” |
Домашнее задание дается дифференцированное. Домашнее задание также будет способствовать развитию творческих способностей учеников. |
||||||||||||||||||
X. Итог урока Учитель. Ребята, какую задачу мы ставили в начале урока? Получилось ли у вас придумать оптимистичный конец сказки? Хотите узнать, каков конец этой сказки у Б.Житкова? (Чтение концовки в авторском варианте.) У кого еще конец получился таким же? (У ребят 3-й группы. Они радуются тому, что окончание у них похоже с авторским.) Что было интересным для вас на этом уроке? Что у вас вызвало затруднения? |
Предлагаю учащимся проанализировать
результат. Закрепляю особенности жанра “Сказка”.
Пытаюсь вызвать у детей чувство радости, удовлетворения от работы и равноценности. Прогнозирую дальнейшую работу по развитию речи. |
Примеры детских изложений Приложение 2.