Внеклассная работа по русскому языку

Разделы: Русский язык, Внеклассная работа


Цель – развитие познавательного интереса к русскому языку, обогащение учащихся новыми знаниями о языке.

Класс делится на 4 команды. По жеребьёвке играют сначала 2 команды, потом другие 2. В финале играют победители 1 и 2 игры.

1. Теоретическая станция

  1. Что такое основа слова? (часть слова без окончания)
  2. Что такое грамматическая основа предложения? (главные члены – подлежащее и сказуемое)
  3. Что такое обращение?(слово или сочетание слов, называющее того, к кому обращаются с речью)
  4. Что изучает синтаксис? (словосочетание и предложение)
  5. Сформулируйте правило написания разделительных Ь и Ъ знаков.(Ъ – после приставок на согласный перед е,ё,ю,я; Ь – в корне перед е,ё,ю,я,и)
  6. Какое предложение называется сложным? (в котором 2 и более гр. основ)
  7. Какова двойная роль букв Е,Ё,Ю,Я? (обозначает 1 звук после согласного; обозначает два звука после Ь,Ъ; после гласного; в начале слова)
  8. Нарисовать схемы предложений с прямой речью.(А: “П”. А: “П!” А: “П?”; “П”,-а. “П?”-а. “П!”-а.)
  9. Что изучает фонетика? (звуки речи)
  10. Для чего нужно знать алфавит?(по алфавиту размещены слова в словарях – быстро найти слово.)

2. Практическая станция

  1. Разберите слова по составу: грустила, разбежался. (груст-и-л-а, раз-беж-а-л-ся)
  2. Подберите 3 однокоренных слова к слову ВОДА. (водяной, водный, подводник)
  3. Определите род слов кофе, ГАИ, рояль, брошь, брошюра, кольраби. (м,ж,м,ж,ж,ж)
  4. Подберите 4 слова с корнем -ДА- (отдать, продавец, преподаватель, дать)
  5. От какого слова и каким способом образовано слово КОСТОЧКА? (кост-очк-а – кость –суфф.)
  6. Сколько букв и сколько звуков в слове ОБЕЗЬЯНА? (8б., 8зв.)
  7. Придумайте предложение с обращением. Расставьте знаки препинания.
  8. Объясните отсутствие Ь в словах КАМЕНЩИК, НОЧНОЙ.
  9. Придумайте 3 слова, в которых буква Ю обозначает два звука (позиция буквы должна быть разной) (юла, вьюга, красивую)
  10. Сколько значений имеет слово ОКОНЧАНИЕ?(завершение –окончание пира, часть слова) – выявление победителя.

3. Сообразительная станция.

  1. Дана пропорция Б/П = Д/? Что должно стоять на месте вопросительного знака? (Т)
  2. Назовите слова, которые одинаково читаются слева направо и справа налево. (тот, шалаш, дед, Анна, Алла, казак)
  3. Почему по-разному пишутся близкие по звучанию слова? Деревенский старожил дом хозяйский сторожил.
    (одно сложное слово образовано от СТАР-ЫЙ ЖИ-ТЕЛЬ, второе слово имеет корень – сторож – у них разное ЛЗ)
  4. Как большой дом превратить в маленький? (дом+ик=домик)
  5. Какое слово задумано?
    В нём приставка, как в слове ПОДРУГА,
    Корень, как в слове ИГРУШКА,
    Суффиксы, как в слове БЕЖАЛ.
    (поиграл)
  6. Игорь написал на доске: Сто сорок и сто сорок будет двести.
    Допустил ли он ошибку в вычислении? (нет, если правильно расставил ударение)
  7. Как образовано слово БУРЕЛОМ? (сложение основ +соединительная гласная: буря-ломать)
  8. Почему в нашем языке существуют 2 слова, обозначающие одно и то же?
    Алфавит, азбука. (от названия первых букв в русском языке – АЗ-БУКИ; от названия первых букв в греческом языке – АЛЬФА-ВИТА)
  9. Как с помощью наречий перечислить 5 дней недели?(позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра)
  10. С какими прилагательными могут сочетаться существительные?Карие, коричневые– глаза; серый, пасмурный – костюм.

4. Занимательная станция

  1. В каком слове 40 а? (сорока)
  2. В каких словах по 100 согласных? (стол, стог, стон, стоп)
  3. Что надо сделать со звуком в слове КОСТЬ, чтобы оно стало обозначать желанного человека в доме? (заменить К-Г: гость)
  4. В названии какого дня недели есть удвоенная согласная? (суббота)
  5. Имена девочек состоят из двух букв А и удвоенных согласных. Как зовут девочек? (Анна, Алла)
  6. Какое правило зашифровано в стихотворной строчке? Ударение над гласной может сделать букву ясной. (правописание безударной гласной)
  7. Вопросы-шутки:
    А)Чем кончается ДЕНЬ и НОЧЬ? (Ь)
    Б)Что стоит посредине ЗЕМЛИ? (М)
    В)Чем кончается лето и начинается осень? (О)
  8. В каком глаголе НЕТ слышится 100 раз? (стонет)
  9. Загадки-шутки:
    А)Какой город летает? (Орёл)
    Б) Какая земля никогда не старится? (Новая Земля)
    В) Какое государство можно носить на голове? (Панама)
  10. Какой город называет себя спортивной одеждой? (Ямайка)

Выявление победителей. Победители 1 и 2 игры участвуют в финале.

ФИНАЛ

Историческая станция

1. Какие современные русские мужские имена происходят от древнегреческих имён и слов?

  • Дмитрий – от Деметра богиня плодородия
  • Денис – от Дионисий бог вина и веселья
  • Андрей – от Андрос – мужчина

2. Разгадайте загадку:

У Бога есть, у царя нет.
У Бориса впереди, у Глеба сзади.
У бабы две, а у девки ни одной.
В небе есть, а в земле нет. (
Б)

3. Найдите в строке стихотворения М.Ю. Лермонтова наречие:

…Были все готовы
Заутра бой затеять новый…

Какое наречие в современном русском языке соответствует ему? (заутра – завтра)

4. В рукописях и былинах 12-17 в. Встречаются сложные числительные:

  • Полтретьяста – 250
  • Полшестадесять – 55

А какие количества передавались числительными

  • Полшестаста
  • Полтретьядесять? (550,25)

Подведение итогов.

“Своя игра”

Цель – воспитание интереса к занятиям по русскому языку, формирование положительной мотивации изучения предмета, создание проблемных ситуаций, активизация мыслительной деятельности учащихся.

1 раунд

морфемика

лексика

пословицы

морфология

10

10

10

10

20

20

20

20

30

30

30

30

40

40

40

40

2 раунд

существительное

прилагательное

глагол

Местоимение и числительное

10

10

10

10

20

20

20

20

30

30

30

30

40

40

40

40

3 раунд

У всех перед игрой – 50 очков

За правильный ответ +

За неправильный ответ –

1 раунд. Морфемика

10- Что нужно сделать, чтобы найти окончание существительного? (просклонять слово: конь – коня)

20 – Слова каких самостоятельных частей речи не изменяются, а следовательно, не имеют окончания? Привести пример. (5класс – наречие: тихо, здесь; 7 класс – наречие, деепричастие: вверх, сидя)

30 – Косая (линия) - косить (траву).Являются ли эти слова родственными? Почему? (нет, у них разное лексическое значение: косая – наклонная; косить – срезать)

40 – О каком слове идёт речь?

Корень мой находится в цене,
В очерке найди приставку мне.
Суффикс мой в тетрадке все встречали,
Вся же – в дневнике я и в журнале. (оценка)

Лексика

10 – Как называется словарь, в котором объясняется лексическое значение слова? Назовите хотя бы одного автора такого словаря. (толковый словарь Даля, Ожегова, Ушакова)

20 – Подберите синоним к слову свежий в разных его значениях. (свежий воздух – чистый, прохладный; свежий хлеб – мягкий, свежие новости – новые)

30 – Сравните предложения. Каково значение слова одолжил?

  • Я одолжил у него 5 рублей.
  • Я одолжил ему 5 рублей.

(взял взаймы; дал взаймы)

40 – Иногда говорят так, что со стороны слушать смешно и странно. Как вы думаете, кто это говорит и в какой ситуации?

В одном заведении я услышал:

-Из 30 палаты выписывается фурункул носа.

- В травму поступил череп. Женя, прими его.

( Это говорят врачи. Для них важен диагноз, болезнь. Употребляют для быстроты, экономии времени. Это профессиональный жаргон)

Пословицы

(необходимо их закончить)

10 –

  • Кто не работает…
  • Любишь кататься…
  • Ученье - свет…

(тот не ест, люби и саночки возить, а неученье – тьма)

20 –

  • Лежачего…
  • Копейка…
  • Без труда не…

(не бьют, рубль бережёт, вытащишь рыбку из пруда)

30 –

  • По одёжке встречают…
  • Маслом каши…
  • Чужими руками…

(по уму провожают, не испортишь, жар загребать)

40 –

  • Знает кошка…
  • Ищи ветра …
  • Ласковый телёнок…

(чьё мясо съела, в поле, двух маток сосёт)

Морфология

10 – На какие вопросы отвечают наречия? Назвать не менее пяти. (Где? Куда? Как? Сколько? Когда?)

20 – Приведите примеры числительных, которые отвечают на вопросы Какой? Сколько? (семь, десять, первый, шестой)

30 – Назовите все части речи, начиная с самостоятельных и заканчивая служебными. Сколько их? (существительное, прилагательное, глагол, местоимение, числительное, наречие, предлог, союз, частица, междометие – 10. Для 7 класса + деепричастие и причастие = 12)

40 – Составьте предложение, в котором прилагательное выступает в значении существительного и является в предложении подлежащим. (Дежурные пришли первыми. Столовая закралась.)

2 раунд

Имя существительное

10 Какого рода слово шампунь? (м.р.)

20 Назовите синоним слова эдем. (рай)

30 Какое небесное тело имеет два названия? (месяц – луна)

40 Все существительные делятся на одушевлённые и неодушевлённые. Какой вопрос надо задать к следующим существительным и почему?

А посуда вперёд и вперёд
По полям, по болотам идёт.
И чайник шепнул утюгу:
“Я дальше идти не могу”.
И заплакали блюдца:
“Не лучше ль вернуться?”
И зарыдало корыто:
“Увы, я разбито, разбито!”

(Кто? Эти существительные выступают в роли одушевлённых предметов, такой литературный приём называется олицетворение)

Прилагательное

10 Какое окончание прилагательных состоит из первой и последней букв алфавита? (ая – красивая)

20 Предпоследний цвет радуги? (синий)

30 Какое значение имеют прилагательные в словосочетаниях волчий хвост, волчий аппетит? (принадлежит волку, очень сильный – переносное значение)

40 Найдите в отрывке прилагательное, определите их начальную форму.

“Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее”.

(милый, румяный, белый – превосходная степень)

Глагол

10 Как по другому называется начальная форма глагола? (нфг, инфинитив)

20 Какие окончания имеет нфг? (-ть,-ти – читать, идти)

30 Дайте глаголу решать совершить путешествие во времени. (буду решать, решаю, решал)

40 Эти глаголы придумали дети. Замените их словами литературного языка.

Часы часикают. На что ты так углазилась.Дай мне распакетить пакет.

(тикают, уставилась, открыть-разобрать)

Числительное и местоимение

10 Мы употребляем местоимение ВЫ, когда речь идёт о множественном числе, а ещё когда используется это местоимение? ( при обращении к старшим)

20 Местоимения не называют предмет, а лишь указывают на него. Чем отличается значение местоимения ЕГО в словосочетаниях

его пиджак увидел его?

(указывает на принадлежность, указывает на предмет)

30 На какую часть речи похожи порядковые числительные? (на прилагательные – первый – синий)

40 Из какого местоимения, если к нему прибавить числительное 100, можно испечь пирог? (тесто)

3 раунд

(участвуют победители двух первых раундов)

Предлоги эти – просто чудо!
Один – туда, другой – оттуда.
А целое – у наших ног
Пушистый, ласковый зверёк.
(к-от)

Подведение итогов

КВН

Цель – воспитание интереса к занятиям по русскому языку, формирование положительной мотивации изучения предмета, закрепление навыков внутригрупповой коммуникации, развития быстроты реакции, установления доброжелательного микроклимата в коллективе.

Здравствуйте! Очень приятно видеть, что в классе собрались команды. Позвольте сказать вам, что КВН отменяется, так как вы слишком хорошо подготовлены и мы решили не испытывать вас в борьбе, а просто объявить ничью. Спасибо за внимание.

Это шутка. Мы с вами собрались творчески отдохнуть, посмеяться. Но есть люди, которые пришли сюда работать. Они любезно согласились взвалить на себя тяжкое бремя ответственности за выставление оценки. Конечно же, речь идёт о нашем уважаемом жюри. (Представление жюри)

КВН сегодня лингвистический, но вы должны показать и свои артистические способности.

Итак, мы начинаем.

Конкурс 1 .Разминка.

В этом конкурсе вы должны показать как знание языка, так и умение с юмором объяснять очевидные вещи по-новому. Общее название конкурса “Что всё это значит?”, командам раздаются листочки, на которых написаны фразеологизмы. Ваша задача – объяснить, что они значат. Жюри оценивает и правильность ответа, и находчивость, и юмор команд. Время на ответ – 60 секунд.

  • Обречён на большой успех.
  • Урожайный счёт матча.
  • Нержавеющая молодость.
  • Повар моды.
  • Нанести молниеносный визит.
  • Нанести поцелуй.
  • Самоотверженно биться головой о стекло.
  • Крыша встала набекрень.

Конкурс 2 “Узнай сказки” (вывести на экран)

Подготовлены 3 сказки-перепутки. Капитан каждой команды вытягивает наугад листок с текстом и с выражением читает. Каждая команда старается понять, какие сказки задействованы и записывают названия

1.Жил-был у бабы с дедом Колобок. Лежал он как-то раз на окошке, а тут мышка бежала, хвостиком махнула. Колобок упал и разбился. Прибежали семеро козлят и всё съели, а крошки оставили. Прилетели Гуси-лебеди, стали клевать крошки , да из лужи запивать. Тут кот учёный им и говорит: “Не пейте, а то козлятами станете!”

(6 сказок: “Колобок”, “курочка Ряба”, “Волк и семеро козлят”, “Гуси-лебеди”, “Сестрица Алёнушка и братец Иванушка”, “”Руслан и Людмила”)

2. Жили-были три медведя. И была у них избушка лубяная, а ещё была ледяная. Вот бежала мимо Мышка-норушка, Лягушка-квакушка, увидали избушки и говорят: “Избушка, избушка, повернись к лесу задом, а к нам передом!” Стоит избушка, не двигается. Решили они войти, подошли к двери, потянули за ручку. Тянут-потянут, а вытянуть не могут. Видно, лежит там Спящая красавица и ждёт, когда Емеля её поцелует.

(7 сказок. “Три медведя”, “Заюшкина избушка”, “Теремок”, “Баба Яга”, “Репка”, “”Спящая красавица”, “По щучьему велению”)

3.В некотором царстве, в некотором государстве жила-была Царевна Лягушка. Вот как-то села она на Серого волка и поехала искать пёрышко Финиста Ясно Сокола. Устал волк, хочет передохнуть, а она ему и говорит: “Не садись на пенёк, не ешь пирожок!” А волк рассердился и говорит: “Как выскочу, как выпрыгну, полетят клочки по закоулочкам!” Испугалась Лягушка, ударилась оземь и в полночь превратилась в тыкву. Увидал её Черномор и утащил к себе в замок.

(7 сказок: “Царевна-Лягушка”, “Финист Ясный Сокол”, “Иван-царевич и Серый волк”, “Маша и медведь”, “Заюшкина избушка”, “Золушка”, “Руслан и Людмила”)

Конкурс 3 Музыкальная фонетика.

Я напоминаю, что фонетика – наука, изучающая звуки речи. В русском языке есть как согласные фонемы (звуки), так и гласные. Как вы думаете, кому живётся легче – гласным или согласным? Ну конечно, гласным. Они легко и свободно вырываются наружу, не встречая на своём пути никаких преград. Гласные звуки очень музыкальны, но и согласные им не уступают.

Я прошу выйти по одному члену команды. Вам нужно спеть очень известную песенку, заменив слова гласными и согласными, учитывается и знание алфавита.

1.

В лесу ё-ё-ё-ё-ё-ё,
В лесу у-у-у-у.
Зимой е-е-е-е-е-е
Зелёная ю-ю.
Трусишка ш-ш-ш-ш-ш
Под ёлочкой ф-ф
Порою ц-ц-ц-ц-ц
Трусцою ж-ж-ж.

2.

В лесу ы-ы-ы-ы-ы-ы,
В лесу о-о-о-о.
Зимой и-и-и-и-и-и
Зелёная ё-ё.
Трусишка х-х-х-х-х
Под ёлочкой к-к
Порою ж-ж-ж-ж-ж
Трусцою щ-щ-щ.

Жюри подводит итоги, а мы продолжаем

Конкурс 4 Поэтический.

Вы знаете, как важно прочитать стихотворение выразительно, с чувством. Это совсем не просто. Наше задание состоит в том, что вы должны не только выразительно прочитать четверостишие, но и выполнить некоторые условия, которые у вас прописаны. Обсудите в команде это задание, а затем двое из вас его выполнят, выбор за капитаном.

- Прочитайте четверостишие с грузинским акцентом.

Наша Таня громко плачет,
Уронила в реку мячик.
Тише, Танечка, не плачь.
Не утонет в речке мяч.

- Прочитайте четверостишие, как будто вы иностранец, недавно приехавший в Россию, вы плохо говорите по-русски.

Наша Таня громко плачет,
Уронила в реку мячик.
Тише, Танечка, не плачь.
Не утонет в речке мяч.

- Прочитайте четверостишие, постоянно чихая, вы простыли, у вас насморк.

Наша Таня громко плачет,
Уронила в реку мячик.
Тише, Танечка, не плачь.
Не утонет в речке мяч

- Прочитайте четверостишие, горько плача.

Наша Таня громко плачет,
Уронила в реку мячик.
Тише, Танечка, не плачь.
Не утонет в речке мяч

Конкурс 5. Театральный.

С детства вы помните наши замечательные русские сказки. Ваша задача – показать известную русскую народную сказку. Оценивается и знание сказки, и артистизм, и юмор.

  1. Колобок. (дед, бабка, колобок, автор)
  2. Репка. ( репка, дед,бабка, внучка, Жучка, кошка, мышка)
  3. Теремок.(мышка, лягушка, зайчик, волк, медведь)

Подошёл к концу наш КВН.

Жюри подводит итоги. (Поздравление ребят).