ЦЕЛИ УРОКА:
- Изучение комплимента как речевого жанра, являющегося ступенью к созданию похвального слова (комплимент как речевой жанр – “кристалл” похвального слова).
- Формирование умения составлять комплимент на основе изученных приёмов:
- риторическое восклицание с использованием восклицательных местоимений, частиц, междометий;
- сравнение;
- эпитеты;
- привлечение имён известных лиц для сравнения, отрицания.
- Развитие интереса к комплименту как речевому жанру, помогающему увидеть “ высокое в мире”.
ОБОРУДОВАНИЕ:
- Эпиграф к уроку (слова А. А. Фета):
Я вам пророчил поклоненье... И расточал своё уменье. Воздать вам должную хвалу.
- Портрет Б. Окуджавы. (1924 – 1997).
- Слова Б. Окуджавы:
“Давайте восклицать, друг другом восхищаться! Высокопарных слов не стоит опасаться. Давайте говорить друг другу комплименты, Ведь это всё любви счастливые моменты!
- Выставка материалов о нём на стенде “Сегодня на уроке”
- На магнитной доске слова: сравнение, эпитет, риторическое восклицание, имена известных лиц, названия.
- Гитара.
- Толковый словарь С. И. Ожегова.
ХОД УРОКА
ОРГМОМЕНТ.
Дыхание: Величественная поза. Глубокий вдох носом быстро и энергично. Задержите дыхание, считая до 30. Медленно выдохните ртом (незаметно). Мыльные пузыри. Воздушные шарики.
Артгимнастика: Язык расслабьте, вытяните лопатой, острый, проткни щёку языком. “Я ль на свете всех милее…” Разогрейте гортань и мягкое нёбо: зевните на вдохе и потянитесь во все стороны. Выдохните шёпотом “ффффу, Фефела в фартуке вся в фасоле”, “хааа…”, “хааахааайя”, добавляя зевок. Крикните “Хаай”. Встаньте в круг, в пары, рассмейтесь в лицо искренне от души “ха-ха-ха-ха”, уроните голову вперёд, шёпотом “хи-хи-хи”. Крикните оглушительно “Хэээй!”, сгибаясь в заключительном поклоне. Тишина. Хором “Встала из мрака…”, пропевая сначала гласные, а затем согласные. Двигаясь друг за другом “Поезд мчится скрежеща :жч, жчшщ…”, отрабатывают шипящие звуки и под фразу “Ишь расшумелись” принимают величественную фразу возле своей парты.
Хором: Здравствуйте! Что особого тем мы сказали? Просто “здравствуйте” больше мы ничего не сказали? Отчего же на капельку счастья прибавилось в мире? Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире? Отчего же на капельку радостей сделалась жизнь ?
БЕСЕДА.
Учитель: Кто попытается ответить на вопросы приветствия?
Ученик: Приветствие всегда располагает к знакомству, к дальнейшему приятному общению. Ведь коммуникация между людьми сопровождается проявлением различных чувств. Только высокие чувства могут создать тёплую душевную обстановку, в которой формируются вечные человеческие ценности.
Ученик: А в нашем приветствии добрые приятные, какие – то искристые слова, поэтому хочется просто всем улыбнуться.
Ученик: Я почувствовал в этом солнечном приветствии какую-то связь со строчками А. А. Фета, которые нам было предложено обдумать дома:
Я вам пророчил поклоненье… И расточал своё уменье Воздать вам должную хвалу.
Учитель: Какова же наша сегодняшняя задача? Зачем мы встретились?
Ученик: Видимо, сегодня мы будем продолжать учиться “видеть высокое в мире” с помощью похвалы, попробуем почувствовать себя в мире добрых слов, внимания и поклонения друг другу.
Учитель: Ещё раз обратите внимания на слова над доской “Давайте восклицать, друг другом восхищаться, высокопарных слов не нужно опасаться”. Кому они принадлежат?
Ученик: Они принадлежат Булату Окуджаве (1924 -1997), который стоит у истоков бардовской песни. Его называют романтиком, потому что в его песнях мы все – люди, человечество оказываемся выше и чище, добрее, с лучшими качествами, с лучшими надеждами. Одну из его песен, которую он посвятил Юрию Трифонову, русскому писателю XX века, мы сейчас и споём.
(Ученик торжественно объявляет: Б. Окуджава. Песня “Пожелания друзьям”! Исполняет добровольный хор 7 А класса. Аккомпанирует на гитаре учитель истории нашей школы Кокуев Алексей Николаевич!) Звучит песня под гитару в исполнении учеников.
Учитель: Итак, у нас обозначилась тема нашего урока “Давайте говорить друг другу комплименты!” Что же такое комплимент?
Ученик: (Читает по Толковому словарю.) Комплимент – любезные, приятные слова, лестные слова (но не льстивые, когда в сердце яд, а на языке мёд).
Ученик: Истоки комплимента – в поклонении Даме, внимании и любви к ней. Куртуазная литература (от французского “ учтивый”) отражала придворно-рыцарское течение в европейской литературе XII–XIV веков, представленное лирикой трубадуров, рыцарскими романами. Куртуазная литература прославляла не только любовь к женщине, служение Даме, но и воинский подвиг, любовь к Родине.
Учитель: Мы сейчас постараемся увидеть примеры комплимента в художественных произведениях (которые вы приготовили к уроку) и заметить приёмы, используемые писателями для создания “ любезных и приятных слов”.
Ученик: Вот, например описание Кримхильды, будущей жены Зигфрида из “Песни о Нибелунгах”, которая является крупнейшим памятником героического эпоса немецкого народа (около 1200г). (Ученик берёт за руку одну из одноклассниц, ведет её по классу и читает стихи).
Как луч зари багряной из мрачных облаков, Предстала королевна пред взором смельчаков, Каменьем драгоценным наряд её сверкал, А лик, как роза утром, был нежен, свеж и ал. Как меркнут звёзды ночью в сиянии луны, Когда она на землю взирает с вышины, Так дева затмевала толпу своих подруг, Не диво, что у всех мужчин забилось сердце вдруг!
(Ученик подвел девочку к её месту, галантно усадил на стул и продолжил разговор) В этих комплиментах сравнения “как роза утром”, “как луч зари”, как меркнут звёзды в сиянии луны” подчёркивают нежность, свежесть, прелесть юной Кримхильды, неповторимый образ которой создан в “Песнях о Нибелунгах”.
Ученик: А вот ещё один поэт, только живший в средние века, уроженец Флоренции, Данте Алигиери (1265-1321), сторонник “нового сладостного стиля”, его манит мир земных человеческих страстей. Его поэзия наполнена любовью к Беатриче, поклонением Даме своего сердца. Я хочу прочитать отрывок из канцоны – лирического стихотворения о рыцарской любви – Лишь с Дамами”. (Мальчик встал возле одной девочки и стал читать строчки канцоны)
Амор воскликнул в полном изумленье: “Клянусь, господь в ней новое явил”. Сравнится с ней жемчужина лишь та, Чей нежный цвет достоин восхищенья. Она пример для всякого сравненья, В её красе – предел природных сил, В её очах – сияние светил…
Любовь к Даме сердца, поклоненье ей, очень ярко выражается через сравнение с жемчужиной, через эпитет “нежный”. (Ученик дарит девочке воздушный шарик.)
Ученик: Я хочу представить английского писателя, жившего с 1856 – 1925 Хаггарда (Генри Райдер). Его приключенческий роман “Прекрасная Маргарет” отражает эпоху XV века во время правления Генриха 7. Главный герой Питер Брум – символ благородства и рыцарского отношения к женщине. Но даже отрицательный персонаж маркиз д, Адвилар может быть образцом самого изысканного комплимента, какой я могу только представить. (Мальчик берёт за руку одноклассницу и читает) “Сеньора! Вам будут поклоняться! Вы будете окружены таким обожанием, как ни одна женщина в мире. Клянусь Вам, в ваших глазах есть искра, которая зажгла в моём сердце огонь, он пылает день и ночь и никогда не погаснет. Ваш голос для меня сладчайшая музыка. Ваши волосы пленили меня сильнее, чем кандалы – узника, когда вы идёте, мне кажется, что богиня Венера спустилась на землю. Ваш ум так же ясен и благороден, как и ваша красота, и с его помощью я достигну всего на земле и завоюю место на небе. Я преклоняюсь перед вашей красотой…” (Мальчик дарит цветок однокласснице) Очень сильные чувства к героине помогает передать, кроме эпитетов и сравнений, привлечение известного имени Венеры – богини красоты.
Ученик: А вот и наша Россия в XIX веке. Известные поэты любили оставлять комплименты в альбомах светских красавиц. М. Ю. Лермонтов посвятил следующие строчки известной своей красотой графине Эмилии Карловне Мусиной – Пушкиной. Графиня Эмилия Белее, чем лилия, Стройней её талии. На свете не встретится, И небо Италии В глазах её светится, Но сердце Эмилии Подобно Бастилии. Сравнение с лилией и привлечение известных названий (Италии, Бастилии) не только подчёркивают твёрдость характера, но вносит лёгкий оттенок юмора.
Ученик: Нашему русскому писателю XX века Лазарю Иосифовичу Лагину очень понравилась манера восточного комплимента, только не в качестве поклонения Даме…
Инсценирование. Появляется Волька с кувшином в руках. Хлопушка.…Падает на стул и пытается там спрятаться. Выходит старик в чалме и в туфлях с загнутыми носками. -Апчхи! – чихнул и пал ниц. – Приветствую тебя, о прекрасный и мудрый отрок! – Вы, вы из домоуправления? – сказал Волька, вытаращив глаза. – О нет, мой юный повелитель, я из этого кувшина. Знай же, о благословеннейший из прекрасных, что я могучий и прославленный джин Гассан Абдурахман ибнХоттаб, Гассан Абдурахман Хоттабович. О, благословенный спаситель мой! Да продлятся дни твои. О, я несказанно был бы счастлив узнать твоё имя, прелестнейший отрок. – Меня зовут Волька. – А имя счастливого отца твоего, да будет он благословен во веки веков! Как твоя почтенная матушка зовёт твоего благородного батюшку – мир с ними обоими! – Она зовёт его Алёша. – Так знай же, о превосходнейший из отроков, звезда моего сердца, Волька ибн Алёша. Ты спас меня из страшного заточения, повелевай мной, о юный господин! – Если Вас не затруднит, будьте добры, одним словом, мне бы хотелось очутиться на полу. (Хоттабыч прикрывает Вольку широким плащом, и мальчик оказывается на полу.)
Ученик: В этом произведении мы видим образцы самых приятных риторических вопросов, восклицаний, обращений, эпитетов: “Угодны ли твоему сердцу, о подобный луне..”, “Да будет тебе известно, о прекраснейший из учащихся мужской средней школы”, “О драгоценнейший зрачок моего глаза”, “Целую землю у ног твоих, о отрок, подобный отрезку луны”, “О вратарь моей души”… К сожалению, язык Вольки скуднее, он не умеет так образно и высокопарно выражаться! Лагин показал нашу реальность, когда комплимент уходит из нашей жизни.
Учитель: И наша с вами задача – вернуть к жизни комплимент. Приёмы перед вами, тексты тоже, можете использовать приём стилизации, составляя свой комплимент. Можете представить себя в поэтическом салоне и подарить стихотворный комплимент присутствующим, можете подарить его и в форме прозы. Но помнить, что комплимент нужен людям. Так как он дарит хорошее настроение, придаёт уверенность в себе и, по словам Аристотеля, “создаёт момент счастья”.(Учащиеся создают тексты комплиментов, которые затем выразительно рассказываются. Не только гости, учительница и классный руководитель услышали приятные слова, но и каждый ученик услышал комплимент в свой адрес, созданный одноклассниками). Вот некоторые из них:
Андрею Шумилову: Твои глаза – серые, цвета осеннего неба, загораются искрой, когда у тебя появляется отличная идея, а чёрный свитер подчёркивает таинственность и загадочность твоего характера. Чувство юмора, присущее тебе, превзошло самого Юрия Никулина своей тонкой импровизацией. Друзей у тебя больше, чем муравьёв в муравейнике, потому что ты не только такой же высокий и сильный, как деревья в экваториальных лесах, но и бываешь очень внимателен к собеседнику во время разговора, что придаёт тебе вид умного и воспитанного человека.
Насте Шарыкиной: Ах, как же, Настюша, ты мила и добра! Хороший ты друг! А как весела! В учёбе и спорте ты лучше всех. Пусть же всегда рядом с тобою будет успех!
Нашим гостям:
Как иногда багрянцем залиты
В начале утра области востока,
А небеса прекрасны и чисты
И солнца лик, поднявшийся высоко,
Настолько застлан мягкостью черт лиц ваших,
Что на него спокойно смотрит око.
Так в лёгкой туче ангельских цветов,
Взлетавших и свергавшихся обвалом,
Предстали наши гости,
Облачённые в прекрасные наряды
И с царственно взнесённой головой,
С блестящим взглядом нам они внимали!
7 А: Был в Северске когда-то класс от Бога, Ребята из 7 А – ученики искусные и справедливые, Были они смелые как полководцы и мудрецы красноречивые. Гордились все своей руководительницей классной, Галиной Владимировной распрекрасной, Чьи ресницы из агата! Бог её подобной солнцу сотворил над миром зла, Подчинил ей в классе все ученические дела. Оттого её щедротам нет ни меры, ни числа. Оттого в её сиянье фиалка в классе снова ожила. Рады видеть её при встрече! Вся душа огнём объята! Ведь за все грехи придёт расплата! Лучше уж открыться сразу, а не прятаться за брата! Ей есть о чём поведать мамам славным словом, новым словом. У девчонок описать ресницы, очи на лице агатобровом. Перлы уст их румяных под помадовым покровом, Цвет волос, слепящих очи, при работе на уроке. А вот о мальчишках этих, чей образ пламенеет над Вселенной: “Витязи, сияли вы сегодня, словно камень драгоценный! Словно на коне вы мчались лихо из раздевалки с физкультуры, Красотой дивя отменной! Этих витязей отважных с горным лишь сравнишь потоком: После яростного ливня мчит в ущелье он глубоком!” Ныне в целом 7 А – это… Солнце мира! Свет Вселенной!
Людмиле Михайловне: Подружились мы с вами – и ушли все тревоги, Далеко пред собою стали видеть дороги. Будем встречу вновь тёплую ждать, Словно на уроке не успели устать. Когда Ваша речь – это дождь, утоляющий жажду, Не страдаем мы на уроке, а жаждем. Только в книгах подобное читали сему: Судим по речи Вашей блистательной и по уму! И радуют Вас наши уста, что смеются пленительно, Ведь детское сердце так ослепительно! Ни с чем не сравнится по блеску Ваш дар удивительный! Спасибо, что видим Ваш взгляд изумительный, Что слышите крик нашего сердца: “Как восхитительно! Несравнимо нам с Вами и так Упоительно!”
Учитель: Я думаю, что наша встреча сегодня состоялась. Каждый из нас почувствовал, как приятно слышать похвалу в свой адрес! И хотя некоторые комплименты звучат для нас необычно, может быть слишком изысканно, всё – таки “давайте восклицать, друг другом восхищаться, высокопарных слов не стоит опасаться”, ведь комплимент поможет видеть высокое в нашем непростом мире.