Урок-обобщение по теме "Глагол"

Разделы: Русский язык


Задачи:

  1. Образовательная: в форме путешествия по стране «Глаголия» повторить полученные знания о глаголе.
  2. Развивающая: развивать умение, навыки в нахождении орфограмм, связанных с глаголом.
  3. Воспитательная: воспитать у учащихся любовь к труду.

Демонстрационный материал:

  • карта страны «Глаголия»,
  • герб,
  • сигнальные карточки,
  • наглядный материал.

Ход урока

Введение

Основная часть

I. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! Садитесь. Сегодня мы совершим путешествие по волшебной стране «Глаголи». На нашем пути нам встретятся удивительные открытия, подстерегут забавные приключения и даже некоторые опасности, связанные с глаголом. Для того, чтобы преодолеть опасности, вы должны быть внимательными и трудолюбивыми. А сейчас давайте узнаем, готовы ли вы отправиться в это интересное путешествие. Нам поможет цветик-семицветик, на лепестках которого записаны вопросы.

1. Фронтальный опрос.

  1. Какая часть речи называется глаголом?
  2. Расскажите об инфинитиве.
  3. Каких двух видов бывают глаголы? На какие вопросы они отвечают? Приведите примеры.
  4. Расскажите о правописании суффиксов глаголов –ова-, -ева-, -ыва-, -ива-. Приведите примеры.
  5. Назовите времена глагола.
  6. Какие глаголы называются безличными?
  7. Назовите наклонения глагола.

– Молодцы, ребята, вы справились с этим заданием, и теперь мы можем отправиться в первый город Первоспряженск. Ребята, мы полетим на самолете. Но для того, чтобы попасть на самолет, вы должны выполнить следующее задание.

2. Найдите глаголы I спряжения (запись на доске).

Лететь, пролетать, стоять, спать, стелить, веять, слушать, слышать, сеять, клеить, реять, колоть, улыбнуться, чуять, ходить, видеть, смотреть, сверкать, блестеть, блистать, сиять.

– Запишите глаголы I спряжения в форме 2л. ед.ч. Объяснить орфограмму.

– Итак, перелет совершен нас встречает очаровательный экскурсовод города Первоспряженска.

Экскурсовод: «Ребята, теперь нам нужно сесть в автобус. Если мы с вами выполним следующие задания, то мы попадем в город Второспряженск.

3. Выборочный диктант.

Из данных пословиц выписать глаголы II спряжения.

  1. Труд кормит, а лень портит.
  2. Кто упорно трудится, тот всему научится.
  3. Не будешь трудиться – хлеба не вырастишь.
  4. По труду и честь воздается.
  5. Ноги носят, а руки кормят.

– Какой темой объединены данные пословицы?

4. Работа с сигнальными карточками.

П (переходные) – Н (непереходные глаголы)

Видеть волка, бояться волка, отрезать хлеба, есть без хлеба, узнать у товарища, встретить товарища, не знать правил, знать правила, придерживаться правил, не заметить гриба, любить грибы, прочитать про грибы.

– Итак, переезд завершен. Нас встречает замечательный экскурсовод города Второспряженска.

Экскурсовод: «А сейчас мы сделаем привал».

5. Игра «Собери слово».

– Ребята, дальше надо ехать на поезде. Если вы правильно выполните следующее задание, то окажитесь в городе Разноспряженске.

6. Найдите разноспрягаемые глаголы, выпишите их.

  1. Язык мягок, что хочет, то и лопочет.
  2. Чего себе не хочешь, того и другому не делай.
  3. Добрая слава лежит, а худая бежит.
  4. Худая снасть и отдохнуть не даст.

– Итак, переезд совершен. Нас встречает один из лучших экскурсоводов города Разноспряженска.

Экскурсовод: «Ребята, представьте, что мы путешествуем зимой. Перед нами завал. Мы сможем продолжить наш путь в том случае, если разберем завал из наклонений глагола, то есть разделим глаголы на три группы: глаголы изъявительного, условного и повелительного наклонений.

7. Сгруппируйте глаголы по наклонениям.

Скажете, скажите, сказал бы, выбросьте, выбросите, выбросили бы, поработал, поработал бы, поработай, попросил бы, попросил, попросите.

– Разбирая завал, вы устали. Вам нужно отдохнуть (физкультминутка).

Заключение

II. Подведение итогов.

Экскурсовод (по гербу рассказывает о глаголе).

– Наше путешествие подошло к концу, надо возвращаться домой. Но эта замечательная страна еще не раз позовет нас пройти по своим дорогам.

III. Выставление оценок.

IV. Домашнее задание.

  1. Стр. 220 (контрольные вопросы).
  2. Упр. 529, 531.
  3. Упр. 535 (устно, подготовиться к диктанту).