Интегрированный урок (русский язык + изобразительное искусство) в 5-м классе

Разделы: Русский язык, МХК и ИЗО


Тема: «Сочинение – описание картины И.И. Машкова «Клубника и белый кувшин».

Цель:

  1. Ознакомление детей с особенностями натюрморта как жанра живописи (с термином «натюрморт»);
  2. учить внимательно рассматривать картины;
  3. познакомить учащихся с историей появления натюрморта;
  4. подготовить учащихся к устному описанию натюрморта И.И. Машкова;
  5. учить изображать предметы, входящие в натюрморт, выразительно используя краски, передать настроение натюрморта.

Оборудование:

  • репродукции картин И.И. Машкова - его натюрморты «Снедь московская: хлебы» и «Натюрморт. Синие сливы»;
  • грамзапись с пьесами И.И. Чайковского «Времена года»;
  • запись на магнитофонной ленте с описанием картины И.И. Машкова;
  • таблица «Вопросы для обсуждения»;
  • раздаточный материал с репродукцией натюрморта И.И. Машкова «Клубника и белый кувшин»;
  • предметы для составления натюрморта, краски, кисти, бумага.

Ход урока

I. Организационный момент

А) приветствие;

Б) проверка готовности к уроку.

II. Объявление темы, целей и задач урока

Учитель. Сегодня у нас необычный урок, сегодня у нас интегрированный урок русского языка и изобразительного искусства.

На этом уроке мы будем заниматься описанием предметов, изображённых на картине, описанием картины И.И. Машкова «Клубника и белый кувшин».

Рассматривая картину, нужно стремиться понять замысел художника, попробовать оценить, насколько ему удалось этот замысел реализовать.

Вот почему наша задача – научиться рассказать о том, что и как изображено на картине. Кроме этого сегодня мы ознакомимся с жанром живописи, который называется «натюрморт» и нарисуем натюрморт сами.

III. Беседа о жанре живописи - «натюрморт» и об истории создания этого жанра

  • Ребята, какие жанры живописи вы знаете? /портрет, пейзаж, натюрморт…/
  • Кто может назвать лексическое значение слова «натюрморт».
  • «Натюрморт» – французское слово и означает оно буквально «мёртвая природа».
  • Если художник изображает васильки на цветущем лугу, то такую картину называют пейзажем. Те же цветы, стоящие в вазе на столе, уже составят натюрморт.
  • Натюрморт – это картины, изображающие предметы обихода, цветы, хлеб, личные вещи разных людей и т. д.
  • В натюрмортах изображают не только неодушевлённые предметы – фрукты, цветы, но и живую рыбу и дичь.
  • Где же впервые появился этот жанр искусства?

Рассказ учителя ИЗО искусства

- Впервые натюрморт появился в Голландии в начале XYII века. Это было время, когда народ победил в буржуазной революции, освободился от власти феодалов и церкви. Окончилась победой и долгая война с испанскими захватчиками. Мужественный, трудолюбивый голландский народ вернулся к мирной жизни. И тогда люди особенно остро почувствовали, как мила им природа и их простая жизнь.

Это было время расцвета голландской живописи. Все увлекались искусством, все покупали картины. Художники иногда даже платили картинами за квартиру, за одежду, за пищу.

С особой любовью писали голландцы натюрморты. Они предпочитали серые тона, особенно для фона, но зато – золотой лимон, сочные персики с бархатистым пушком, серебристая селёдка!!! Голландские художники очень умело пользовались светотенью и тончайшими переходами цвета, и потому так необыкновенно выпуклы стеклянные бокалы, в которых проблёскивает налитое вино. Они вдохновенно писали на своих полотнах посуду, ткани, прекрасные земные плоды. Эти натюрморты были небольшими по размерам, и художников, писавших их, потом назвали «малые голландцы». Они-то и являются родоначальниками натюрморта.

Показ иллюстраций

Посмотрите на произведение голландского художника Ван де Вельде (Рисунок 1).

Рисунок 1

На непокрытом столе кувшин, расписанное блюдо, глиняные трубки и две металлические миски, на поверхности которых горят блики. Как искусно передана форма предметов и материал, из которого они сделаны.

Художник изобразил самые скромные, обычные вещи, но силою искусства сумел раскрыть нам их красоту и поэтичность.

Изображение прекрасного мира вещей увлекало очень многих художников. Вот перед вами один из натюрмортов М.Сарьяна «Цветы Еревана». Цветы здесь такие яркие, пышные, тёплые, что всем смотрящим на эту картину хочется, чтобы поскорее наступило теплое, жаркое лето. (Рисунок 2).

Рисунок 2

Очень любил писать натюрморты русский художник Илья Иванович Машков.

Учитель русского языка

Слово о художнике И.И. Машкове и его картинах

Илья Иванович Машков (1881-1944) – заслуженный деятель искусств РСФСР. Основным жанром, в котором он наиболее полно и ярко проявил своё дарование, был натюрморт. С него он начал свой самостоятельный путь художника и ему остался верен до конца жизни.

Рассказ 1 ученицы

Я расскажу вам о картине Ильи Ивановича Машкова «Снедь московская» (Рисунок 3). Илье Ивановичу очень нравилось писать хлебы, на этой картине булки, калачи, плюшки, баранки как будто только что из печи – румяные, аппетитные. Художник любуется их разнообразными формами (и круглые, и овальные, и квадратные, и витые), их окраской.

Рисунок 3

Рассказ учителя русского языка

Эта картина была написана в 20-е годы, немного похожие на наши времена. Тогда в московских магазинах можно было купить разную снедь, изготовленную по ещё дедовским рецептам. Этот натюрморт – настоящий гимн искусству пекаря, его золотым рукам. Так немые вещи могут рассказать много об истории, о людях, их вкусах, обычаях.

Рассказ 2 ученицы

Мне очень нравится картина Ильи Ивановича Машкова, которая называется «Натюрморт. Синие сливы» (Рисунок 4). До чего же яркая, нарядная, праздничная и «вкусная» картина! Глядя на картину, я представляю, будто перед нами развернулось фруктовое войско во главе с царём Апельсином. Синяя стража надёжно охраняет его. Стражники сливы хоть и небольшие, но плотно, крепко держат строй. Они здесь главные. Вот почему художник назвал свою картину «Синие сливы». А персики - как придворные, склонились в поклоне и почтительно слушают приказ своего царя. Вот какую интересную картину придумал художник Илья Иванович Машков.

Рисунок 4

IV. Основная часть урока

1. Работа в тетрадях.

Запись числа, темы урока, опорных слов, записанных на доске заранее, с выделением изученных орфограмм: (ощутить красоту природы, не оставят равнодушным, общение с природой, мягкий свет, глиняный кувшин, жестяной поднос, крупные сочные ягоды, холщовая скатерть, прозрачная вода, влажные ягоды, душистая смородина, бело-матовый кувшин, фиолетово-синие тени, солнечное тепло ягод, радость жизни, плодородие природы).

2. Беседа по картине И.И. Машкова «Клубника и белый кувшин»

У вас на партах лежат репродукции картины И.И. Машкова «Клубника и белый кувшин» (Рисунок 5). Рассмотрите картину внимательно и ответьте на следующие вопросы:

а) Какие предметы изобразил художник? /белый кувшин, чёрную и белую смородину/

б) Что поместил художник в центре своей картины? /клубнику и белый кувшин, белую и чёрную смородину/

в) Как вы думаете, почему художник так расположил предметы? /художник таким расположением предметов на своей картине передал настроение, которое навевает щедрое, жаркое лето/

г) Какие ещё предметы изображены на картине?

д) Зачем художник поместил на своём натюрморте другие ягоды? /автор хотел показать щедрость природы, жаркое лето/

Рисунок 5

- Своё настроение художник передаёт с помощью красок, которые он использует, изображая предметы.

е) Какие краски использует автор для описания клубники и смородины, других предметов, изображённых на картине?

- На доске записаны слова, обозначающие различные оттенки красного и серого цвета ( красно-алый, розовый, вишнёвый, гранатовый, малиновый, пунцовый, рубиновый; серо-дымчатый, сизый, стальной, землистый ).

- Выберите те слова, с помощью которых можно наиболее точно передать цвета предметов, изображённых на картине.

Вывод: В картине очень важно, где и как расположены предметы, важны и краски (цвет), которые подобрал художник для того, чтобы полнее и лучше выразить своё отношение к изображаемому.

3. Работа с предложенным текстом

- Прослушайте описание картины и подумайте, что бы вы хотели дополнить к данному описанию. / проблемная ситуация /

Образец описания картины (запись на магнитофонной плёнке)

Любого человека, кто умеет любить, радоваться, грустить, кто всем сердцем ощущает красоту природы, натюрморты И.И. Машкова не оставят равнодушным.

Трудно сказать, как рождена была эта картина – слиток какой-то необыкновенной радости от сознания непосредственного общения с природой… Мне кажется, что художник, устав бродить по лесу, зашёл в избушку лесника. И здесь, на деревянном, грубо сколоченном столе, освещённом мягким светом, льющимся из небольшого окошка, увидел белый глиняный кувшин, жестяной поднос и небольшую тарелку, наполненную крупными сочными ягодами клубники, чёрной смородины.

Только что сорванные, рассыпанные по столу ягоды тёмно-красной клубники и спелой малины оттеняют серую поверхность скатерти. Из банки, наполненной прозрачной водой, тяжело свисают влажные ягоды душистой смородины.

Бело-матовый кувшин, фиолетово-синие тени ещё сильнее заставляет ощутить солнечное тепло ягод.

Предметы настолько объёмны, что невольно кажется: протяни руку и почувствуешь холодное прикосновение глиняного кувшина и жестяного подноса, влажность и упругость спелых ягод и тёмно-зелёных листьев.

Подумать только, какая пленительная песнь радости жизни, мощной красоте и плодородию природы содержится в этом натюрморте!

4. Вопросы классу

  • Можно ли это описание назвать полным?
  • Сумел ли рассказчик раскрыть замысел художника?

5. Составление плана описания

- Ребята, давайте теперь составим план устного описания картины в форме вопросов (обсуждение и запись на доске).

а) Почему картину И.И.Машкова можно назвать натюрмортом?

б) Какие предметы изобразил художник?

в) Какими красками художник передал цвет ягод?

г) Какое настроение передал художник?

6. Работа в тетрадях

Запись плана.

7. Устное описание картины учащимися.

Задача:

  • выслушать устное сочинение товарища и проанализировать его; отметить положительные стороны и недочёты, если они есть;
  • составить устное сочинение, используя опорные слова, записанные на доске и в тетрадях.

8. Анализ устных сочинений по таблице, вывешенной на доске

Таблица

  1. Правильно ли и полно описано изображённое на картине?
  2. Раскрыта ли основная мысль художника?
  3. Сумел ли ученик рассказать о построении (композиции) натюрморта, а также о тех красках, которые использовал художник?
  4. Последовательно ли излагались мысли, разнообразен ли словарь рассказчика?
  5. Соответствовал ли тон сочинения его содержанию и основной мысли?

V. Задание на дом

Написать сочинение – миниатюру по картине с использованием плана.

2 часть урока, посвящена изобразительному искусству.

Урок второй 

I. Организационный момент

Учитель: Продолжаем наш необычный урок.

II. Проверка готовности ко II части урока (ИЗО)

III. Беседа – обобщение по I части урока

- Чем мы занимались в I части нашего необычного урока? (Говорили о жанре живописи “натюрморт”; описывали натюрморт И.И.Машкова “Клубника и белый кувшин”).

- Можем ли мы по картине узнать замысел художника и его настроение?

- С помощью чего художнику удаётся это сделать?

- Сейчас мы с вами попробуем выступить в роли художников, которые рисуют натюрморт. Для этого нам надо самим составить натюрморт.

IV. Основная часть урока (урок ведёт учитель ИЗО )

1. Беседа о зиме.

- Какое сейчас время года?

- Какой праздник мы все с нетерпением ожидаем?

- Почему мы так любим новогодний праздник ?

2. Составление натюрморта.

Учащимся предлагаются несколько предметов для составления новогоднего натюрморта. Среди предметов обязательно должны быть: еловая ветка, свеча с подсвечником, апельсины, яблоки, ваза.

- Попробуем составить новогодний, праздничный натюрморт. Для этого надо выбрать такие предметы, изображение которых помогут каждому зрителю почувствовать настроение ожидания праздника, ожидание таинственного, чудесного. Что же такого таинственного, чудесного мы все ждём, и почему мы этого ждем?
(Ответ: в Новогоднюю ночь всегда происходит что-нибудь хорошее, у детей используются самые заветные желания, приходит Дед Мороз, Снегурочка, детей приглашают на ёлки ).

\Учитель помогает учащимся выбрать предметы для натюрморта и советует как правильно расположить драпировку и предметы на ней.\

- Какие материалы нам понадобятся для работы? \Рамка, кисти, краски, бумага, простой карандаш, палитра, вода\.

- Для чего нужна рамка? \Рамка помогает правильно расположить предметы, правильно их скомпоновать, правильно расположить изображаемую натуру на листе бумаги, исключить все лишние детали при изображении натюрморта\.

3. Инструктаж по технике безопасности

При рисовании надо аккуратно пользоваться кисточками, карандашами, не размахивать ими, не брать в рот, пользоваться салфеткой.

4. Практическая работа

- С чего мы начинаем рисунок? \ С карандашного наброска \.

Старайтесь делать набросок тонко, слегка касаясь карандашом листа бумаги, ластиком лучше не пользоваться, он очень портит бумагу, краска в этом месте ляжет плохо. Прорисовывать детали карандашом не надо, это мы сделаем кистью. Предметы, фрукты не надо рисовать крупнее, чем они есть в действительности.

(Показать ещё раз весь натюрморт сквозь рамку, т. е. приложить рамку к натюрморту, выделить предметы, которые надо включить в набросок; при рисовании круглых форм потренироваться сначала «рисованию» в воздухе, несколько раз, рисуя круги карандашом. Когда большинство детей закончат набросок, помочь остальным детям показом на доске, потом стереть с доски).

Теперь смочите водой губку, лишнюю воду отожмите и слегка смочите весь лист бумаги. Раскрашивание начнём с самых светлых мест, светлыми красками, пририсуем светло-голубой краской драпировку, оставив место для оранжевых апельсинов. (Помочь советом и показом на своём листе в подборе оттенков). Пририсуем еловую веточку, она колючая, иголки острые, тонкие, и рисовать её надо жёсткой кистью, между иголочками должна просвечивать голубая драпировка. Постоянно надо следить за тем, чтобы вода была «живая», чистая, надо её вовремя менять. При раскрашивании на предметах надо оставлять блики, сверху предметы немного светлее, чем снизу, а на боку обязательно есть весёлый, задорный блик.

5. Самостоятельная работа

Работа проходит на фоне музыки П.И.Чайковского «У камелька» из цикла «Времена года». Учитель помогает детям в подборе и смешивании красок. По окончании работы, пока рисунки сохнут, учащиеся убирают рабочее место.

6. Анализ творческих работ

Продемонстрировать наиболее удавшиеся рисунки учащихся, к обсуждению привлечь детей, использовать таблицу (см. текст выше).

V. Подведение итогов урока

Анализ урока, выставление оценок.

VI. Домашнее задание

Написать сочинение – миниатюру «Описание картины И.И. Машкова «Клубника и белый кувшин»,используя план, опорные слова и словосочетания, записанные в тетрадях, найти репродукции натюрмортов других художников, рассмотреть их и записать в тетрадь по искусству название и фамилию автора, если возможно, приклеить репродукцию в тетрадь.

Библиография

  1. Еженедельное приложение к газете «Первое сентября» «Русский язык».
  2. Каменева Е.. Какого цвета радуга. \\ М., «Детская литература», 1997.
  3. Каменева. Е. Твоя палитра.
  4. Курочкина Н.А. Знакомим с натюрмортом. \\ Учебно-наглядное пособие. Санкт-Петербург «Детство – Пресс», 2003.
  5. Ладыженская Т.А. Русский язык в 4 классе. \\ Методическое указание к учебнику М., «Прсвещение» 1996.
  6. Ладыженская Т.А. и др. Русский язык. Учебник для 5 класса: М., «Просвещение» 1977.